Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
* изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
* разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава I. Роль компьютера в современной школе______________________4
Глава II. Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы______________________________________________21
Приложение____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

высоцкий контрольная.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

     Применение  этих инноваций немыслимо без  использования новых  информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

     Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование  возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

     В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

   В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

   Целесообразнее  создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру  урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

   Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

   Слайд-фильмы можно использовать на всех темах  и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. 

   В качестве обобщения, закрепления можно  использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных  на слайдах. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

   Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и  во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной  деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

   Тема  проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

   Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.

   Диапазон  использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • “оживлять”  карты;
  • “посещать” крупнейшие  музеи мира;
  • “погружаться”  в пространство и время;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

   Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный  процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы  учебной деятельности. 

   В качестве примера рассмотрим конспект урока по теме: «Использование новых материалов на уроках изобразительного искусства».  

Цели  урока:

1.Содействовать  формированию специальных графических  умений, навыков.

2.Создавать  условия для развития эмоций  и интеллекта.

3. Дать  эстетические знания. Расширить  словарный запас учащихся.

4.Развитие  познавательных способностей путём  работы на компьютере.

5.Развивать  фантазию и практически воплощать  свои идеи при помощи компьютера.

Словарь: галерея, натюрморт, пейзаж, портрет, экспозиция.

Ход урока:

1.Беседа.

-Ребята! Сегодня мы с вами отправимся  в галерею.

- А кто  знает, что такое галерея? (музей,  выставка).

-Что  мы можем увидеть в галерее?

-Какая  галерея есть у нас в Москве?

-Почему  она так называется?  

Компьютерная  поддержка (далее К.П.): воспроизведение на большом формате экрана изображения Третьяковской галереи, портрета Третьякова, краткие сведения об её создателе.

- Вот  мы с вами оказались в одном  из залов галереи. 

К.П.: на экране показываются картины, которые  разделены на 3 группы: пейзаж, натюрморт, портрет.

-Что  вы интересного заметили?

-Почему  они так висят?

-Давайте  вспомним, что же такое портрет,  пейзаж и натюрморт. 

К.П.: на экране даны понятия этим словам, т.о. дети проверяют правильность своих  ответов. Игра: учащимся предлагается ряд картин, которые необходимо разложить в соответствии с группами.

-Посмотрите  внимательно и скажите, картины,  каких художников вам известны?

-Распределите  картины по группам.

-Скажите,  чаще всего природу каких мест  изображают художники в пейзажах?

- Тема  Родины волновала не только  поэтов, писателей, композиторов, но  и художников.

-А как  вы понимаете, что такое Родина?

У каждого  человека своя родина. Кто-то родился  и вырос в городе, кто-то в селе или в деревне, ауле или кишлаке, но самое дорогое и родное для человека это то место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.

-Вот  и мы сегодня будем рисовать  пейзаж.

- Давайте  вспомним, на чём можно рисовать? Чем рисуют художники?

( карандашом, акварелью, восковыми мелками, масляными красками, тушью, пастелью, углём.)

-На  чём пишут художники масляными  красками? Акварелью?

-Мы  сегодня будем рисовать пастелью.

-Что  такое пастель? (сыпучие мелки)

-На  какой бумаге мелки меньше  сыплются? (на наждачной)

Что такое  наждачная бумага? ( бумага, покрытая истолчённым камнем)

-Посмотрите, какие интересные работы получились  у других ребят.

-Значит, что нам понадобится для урока? (наждачная бумага и пастель)

-Проверьте,  все ли у вас есть?

- Для  того чтобы лучше представить, что мы будем рисовать, ребята прочтут стихи о зиме.

- Теперь  положите перед собой бумагу.

-Посмотрите, какого она тона? (темная)

-Какое  время суток можно изобразить  на такой бумаге? (ночь)

-Что  изобразим на переднем плане?

-Какой  предмет будет по размеру?

-Раз  у нас ночь, то какие будут  окошки?

-Что  еще можем изобразить желтым  цветом? (луна-месяц, звезды)

-Можем  ли мы увидеть пятиконечные  звезды на небе? Как вы нарисуете  звезды? (точки)

-Каким  вы видели снег ночью?

-Посмотрите, как снег ночью изображают художники.

К.П.: проекция на экран картины Шишкина 

2. Самостоятельная  работа.

-Теперь  приступайте к работе. Во время  работы вы прослушайте музыку  русских и зарубежных композиторов. В процессе работы задерживать  внимание детей на мелочах.  Просить дополнить рисунки отдельными деталями пейзажа.

К.П.: используя  компьютер, в графическом редакторе, выполните эту же работу .  

3.Итог.

К.П.: на экране показан словарь.

-Какого  слова не хватает? (экспозиция)

К.П.: на экране: экспозиция - это сменная  выставка.

Дежурные  выставляют работы детей.

-Как  вы думаете, вы справились с  темой?

-Что  понравилось на уроке?

-Давайте,  сравним работы, выполненные на  компьютере и работы, выполненные  в традиционном стиле.

-Чем  они отличаются?

- Вы  видите, что работы, выполненные в традиционном стиле отличаются индивидуальностью, а в компьютерной версии - творчество ограничено возможностями программной среды. 

     В настоящее время значительно  усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.

Информация о работе Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен