Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
* изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
* разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава I. Роль компьютера в современной школе______________________4
Глава II. Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы______________________________________________21
Приложение____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

высоцкий контрольная.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

7). Почему было  развито кожевенное ремесло? 

2. Чтение учителем  отрывка о воинах Волжской  Булгарии:

“Любопытно  сообщение летописца о сапогах, в которых, к несказанному удивлению славян, оказались обуты все булгарские воины, взятые в плен войском киевского князя Владимира, одержавшего победу над своими соседями в 985 году”. 

3. Рассказ учителя  о кожевенном деле булгарского народа:

Во многих странах  Запада и Востока высоко ценился  особый сорт обработанной кожи - сафьян (тонкая кожа),называемый “булгари”. Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам. Из нее шили сапоги (читек). Они были с мягкой подошвой, которые носили дома, и с твердой – для улицы. 

Материалом является цветной сафьян, жесткая юфть, и  реже козловая кожа (толстая грубая). Кожа окрашивалась органическими красителями  на желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый, красный цвет – фон обуви. Узоры в технике мозаики сшивались шелковыми, золотыми и серебряными нитями. 

Старинные булгарские сапоги состояли из трех частей:

1. Передок 

2. Голенище 

3. Верх. 

Верх выделяется другим цветом, линия шва фигурная. 

Мотивы орнамента  означают символику (опираясь на наглядность на доске, учитель вместе с учениками выясняет значение мотивов): оторванный рог, букашка, сердечко, гнездо, перевернутое гнездо, трилистник, бутон, кружево, цветочный листок, завитки, тюльпан, мотивы растительного орнамента. 

Особенностями мотивов являются:

Контраст с  фоном

Вписывание одних  фигур в другие

Многочтение узоров. 

III. Практическая  работа.  

Задание: Создать  компьютерный вариант эскиза мозаики  сапога. Для выполнения задания разделимся на пары, займите свои места за компьютерами. Работаем в программе Pаint. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся).

IV. Домашнее задание. 

Узнать у родителей  народные праздники, как их празднуют. Подготовить устный рассказ. 

V. Итог урока.  

1). Назовите мотивы, используемые в кожаной мозаике татарского народа.

2). Носят ли  сейчас татары читек? Где это  можно увидеть?

(Показ учителем  иллюстраций и фотографий из  выступлений татарского ансамбля  песни и пляски, татарских театров  им. Г.Камала и К.Тинчурина)

3). С 19 века  в композиции татарского сапога появляются симметричные узоры, которые сильно упрощаются (показ иллюстрации из книги “Изобразительное искусство Советской Татарии” - декоративный комплект: сумка, перчатки, сапожки, стр. 221) 
 

Урок " Компьютерная графика как вид изобразительного искусства" 

Урок начинается с вступительного слова учителя: "Мы с вами знакомы с таким  видом изобразительного искусства, как графика. Графика - это вид  искусства, в котором изображение  создается при помощи линейного  рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе? "  

Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так  называемая печатная графика - это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика - всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т. д) - станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки. пастель, уголь. фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.  

Учитель:  

"Ребята, я  вам говорила, что "графика" - это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика - это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете".  

Учитель демонстрирует  библиотеку ученических работ и  образцы рисунков самого учителя, чтобы  показать возможности использования  программы "Графический редактор". 

"Сегодня нашей  мастерской будет компьютерный  зал, а рабочей плоскостью - экран  дисплея. На уроках информатики  вы освоили приемы работы на  клавиатуре компьютера, научились  пользоваться многими режимами  графического редактора. Преимущество  работы на компьютере - это, во-первых скорость во-вторых возможность варьировать изображение. перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих. увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.  

Не раз мы с вами говорили о том, что графика - это, прежде всего рисунок, линейный и четкий, основанный на сочетании  белого и черного. Ленчем белым является бумага, а черным - карандаш, уголь, тушь, фломастер.  

У нас рабочая  плоскость - экран компьютера с монохромным  изображением. Будем работать на сочетаниях черного. белого и промежуточных  серых тонов. "  

Учитель демонстрирует  возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики.  

"Сегодня мы  на основе сочетания плоских  геометрических фигур попробуем  создать графическую композицию. Каждое искусство располагает своими выразительными средствами. Живопись использует много цветов, графическое изображение ограничивает художника черным и белым цветом. Художник должен эти средства обогатить.  

Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие "пятно " ( зрительный центр), сочетание элементов ( белых и черных ) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, "не разваливаться" на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.  

Придется внимательно  следить за тем, чтобы отдельные  части изображения были бы белыми на черном фоне или черными на белом фоне. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен (работа в режиме кисти, запивки) - все это придает графическую выразительность рисунку."  

Учащиеся выполняют  работу, а учителя ИЗО и информатики  оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации. Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции. На сегодня урок компьютерной графики завершился.  

Что же дают детям  подобные уроки интеграции двух предметов - изобразительного искусства и информатики?  

Учащиеся проявляют  свои возможности выполнять графические  композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.  

Дать импульс  к новому виду творчества, вызвать  интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы - вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, " впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека". 
 

Урок " Компьютерная графика. Графический редактор. Назначение и основные возможности" 

Оборудование:

компьютерный  класс, оснащенный современной компьютерной техникой, лицензионным программным  обеспечением. Компьютеры образуют локальную вычислительную сеть. На рабочих станциях установлена операционная система Windows XP, с пакетом стандартных программ.

мультимедийный  проектор. 

Вспомогательные материалы:

презентация “Жанры изобразительного искусства”

карточки 1 - по количеству учащихся; 

карточки 2

- по количеству  учащихся;

картины для  оформления класса. 

Цели урока:

Познакомить учащихся со средой графического редактора, научить  применять основные инструменты  графического редактора: “Карандаш”, “Кисть”, “Линия”, “Прямоугольник”, “Окружность”, “Ластик”, “Заливка”.

Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение публично выступать.

Расширение кругозора  учащихся.

Установить межпредметные  связи “информатики – изобразительное  искусство”, “информатика - история”, “информатика - география”. 

Тип урока: изучение нового материала. 

Вырабатываемые  умения и навыки:

Учащиеся должны узнать, какие основные инструменты  используются при выполнении графических  работ.

Учащиеся должны сформировать навыки использования инструментов для создания графических примитивов, рисунков.

Учащиеся должны выработать навыки работы с мышью  при работе в графическом редакторе. 

План урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало урока.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Постановка домашнего  задания.

Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся. 

Ход урока

1. Организационный  момент.

2. Мотивационное  начало урока.

2.1. Вводное слово  учителя. 

Появившийся на свет младенец не умеет ни ходить, ни говорить. Но с самого рождения ему дана удивительная способность видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет выразить свои мысли и желания словами, и еще далек тот день, когда он напишет свое первое слово.

Но, получив в  руки карандаш, он неумело, но настойчиво пытается что-то нарисовать. Это и  есть средство самовыражения маленького человечка.

Информация о работе Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен