Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
* изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
* разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава I. Роль компьютера в современной школе______________________4
Глава II. Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы______________________________________________21
Приложение____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

высоцкий контрольная.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Российская  Федерация

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Костромской государственный университет имени  Н.А.Некрасова 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория и методика обучения

изобразительного  искусства»

На тему: 

«Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической  ситуации» 

«Применение компьютера в интенсификации обучения научным основам художественного изображения» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                      

Выполнила: студентка 5 курса 

заочного  отделения

художественно-графического

                                                                        факультета

                                                                                                    Перова Мария Петровна

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кострома 

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

                      Стр

Введение _______________________________________________________3

Глава I.  Роль компьютера в современной школе______________________4

Глава II.  Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13

Заключение ____________________________________________________20

Список литературы______________________________________________21

Приложение____________________________________________________22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер”  быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

     Исходя  из вышесказанного, я считаю, что тема моего исследования «Применение компьютера в интенсификации обучения научным основам художественного изображения» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

     Предмет исследования – процесс освоения изобразительного искусства средствами компьютерного обучения.

     Объект  исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.

     Гипотеза  – процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, если при объяснении  определенных заданий будет использован компьютер, так как:

  • его использование оптимизирует деятельность учителя;
  • применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  • он позволяет усилить познавательные интересы ученика:

   Цель  исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.

   Задачи  исследования:

  • изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
  • разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

   В ходе эксперимента были применены  следующие методы  исследования:

  • анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
  • подбор и составление заданий для компьютерного обучения ИЗО.

   Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. 

Глава I РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В СОВРЕМЕНОЙ ШКОЛЕ 

   Бурное  развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Начиная, учится в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Не во всех школах сегодня есть оснащённые компьютерные классы.

   Многочисленные  социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам изобразительного искусства на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

   В этой связи мы считаем необходимым  учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:

  • адаптация детей к современной социокультурной среде;
  • активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
  • интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

   В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного  формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.

   Цели  использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

   Остановимся на некоторых положениях стандарта  медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

  • умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
  • умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • умение извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или иной форме;
  • умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение

   именно  этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области  «Искусство». Концепция содержания  данной области базируется на

  • воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;
  • развитии способности к художественному творчеству;
  • формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
  • развитии художественного вкуса;
  • развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

   Одной из важных тенденций развития культуры настоящего времени является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин "клиповое мышление". Наиболее массовым источником информации становится телевидение, при помощи которого современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве. Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к синтезу, к обобщению. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно.

   Развитое  художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов  позволяет современному человеку:

  • "прочитать" скрытый смысл, не проявленный в форме выражения;
  • сформировать критическое восприятие информационного потока, позволяющее вычленить наиболее личностно значимое;
  • адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного); современное искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоискусства и мультимедиапродуктов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык (необходимо видеть и чувствовать эту корневую связь);
  • творчески моделировать ситуацию (предметную среду, процесс).

     Диапазон  использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения.

     Компьютер значительно расширил возможности  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды на уроке.

         Компьютер позволяет усилить  мотивацию ученика. Не только  новизна работы с компьютером,  которая сама по себе способствует  повышению интереса к учебе,  но и возможность регулировать  предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений, позитивно сказывается на мотивации.

         Кроме того, компьютер позволяет  полностью устранить одну из  важнейших причин отрицательного  отношения к учебе неуспех,  обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. 

         Компьютер позволяет существенно  изменить способы управления  учебной деятельностью, погружая  учащихся в определенную игровую  ситуацию, давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

         Применение компьютерной техники  делает урок привлекательным  и по-настоящему современным,  происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Информация о работе Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен