Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
* изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
* разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава I. Роль компьютера в современной школе______________________4
Глава II. Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы______________________________________________21
Приложение____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

высоцкий контрольная.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

     Именно  поэтому одной из основных задач  современной педагогической науки  и практики является разработка и  использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.

     Развитие  творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными  способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

  • творческое восприятие мира;
  • выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
  • навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
  • воображение, творческое мышление и т.д.

   Каждый  из этих элементов выходит на различные  виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические  знания, так и практическую работу.

   Курс  “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:

  • Образовательную  - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
  • Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
  • Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.

   Основные  учебные задачи курса сочетают в  себе два направления:

  • овладение учащимися приемами работы на компьютере;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

   Методические  рекомендации:

   Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств. Мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на полтора года обучения (50 часов: 34 часа – I год обучения и 16 часов – II год обучения) по одному занятию в неделю и рекомендуется для детей младшего школьного возраста, у которых ведется предмет “Изобразительное искусство” по программе Б.Н. Неменского. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей. 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Использование информационных технологий помогает учителю  повышать мотивацию обучения детей  предметам изобразительного искусства  и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

   Бесспорно, что в современной школе компьютер  не решает всех проблем, он остается всего  лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Новые педагогические и информационные технологии  в  системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001
 
  1. Концепция  модернизации российского образования  на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
 
  1. Антонова  Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и  реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
 
  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
 
  1. Брыксина  О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 

Урок "Пейзаж. Композиция пейзажа" 

Тема: Пейзаж. Композиция пейзажа. 

Цель: практически  изучить и апробировать основы композиционного построения пейзажа с помощью компьютерных программ Paint и Microsoft PowerPoint.  

Задачи:

Содействовать пониманию особенностей условно-плоскостного изображения пейзажа через композицию элементов с помощью возможностей компьютера.

Способствовать  развитию пространственного мышления, воображения творческой фантазии при выполнении практической работы на персональном компьютере.

Создать условия студентам для решения  практических задач в создании композиции пейзажа при помощи компьютерных программ Paint и Microsoft PowerPoint. 

План  занятия:

Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

Изложение нового материала.

Практическая  работа. Самостоятельный поиск композиционного  решения темы.

Индивидуальная  и фронтальная помощь студентам.

Итог  занятия. Просмотр композиционных вариантов  пейзажной картины и их анализ. 

Оборудование: репродукции работ художников: А. Иванова, А. Венецианова, А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова; компьютерный класс, мультимедийный проектор и экран. 

ХОД ЗАНЯТИЯ 

Преподаватель изоискусства. Уважаемые студенты-выпускники, Вашему вниманию предлагается интегрированное  занятие по рисованию и информационным технологиям. Оно несет в себе нагрузку не только обучающего характера, но и методическую. Вам как будущим учителям такие занятия нужны как образцы.

Тема  занятия.

Композиция  пейзажа.

Ведут занятие:

Преподаватель спецдисциплин по искусству Пищулина Г.М. и преподаватель информационных технологий Бухтияров Ю.Н.

Цель  такого занятия – научиться составлять композицию пейзажа с помощью графического редактора на компьютере и демонстрировать итоги своей работы с помощью мультимедийной презентации.

Пейзаж  – один из самых эмоциональных, самых  лирических жанров изобразительного искусства.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю.

В становлении  пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран  и эпох.

В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 веке.

Для этого  художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.

Новатором в области пейзажа стал А.А. Иванов.

Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу.

Национальный  русский пейзаж утверждался в  жанровых работах А. Г. Венецианова.

В творчестве А.К. Саврасова появляется новый  мотив – лирический пейзаж. Любовно  повествующий о красоте скромных уголков родной природы.

Поиски  средств передачи национального  пейзажа определили пути художников – пейзажистов – певца средней  полосы России. Ф.А. Васильева, морских просторов – К.Айвазовского, создателя этических полотен, посвященных русскому лесу – И.Шишкина.

Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.Левитана, В. Поленова, К.Коровина и многих других, утвердивших  в русском искусстве «пейзаж настроения», проникновенный лиризм мировосприятия и острое чувство современности. 

Преподаватель информатики. Рассказ преподавателя  изоискусства о пейзаже сопровождался  демонстрацией репродукций с  картин художников, представленных на презентации, это сделало рассказ наиболее ярким, запоминающимся. А позволила ей это сделать компьютерная программа создания презентации Microsoft PowerPoint. Я хочу остановить ваше внимание на возможностях компьютера при демонстрации презентаций.

Компьютер – это сложное, многофункциональное, электронное оборудование, состоящее из различных, взаимосвязанных между собой устройств и работающее по установленным в него программам. Для создания презентации необходимо предварительно подобрать материал, который будет в ней использован. Используя сканер, необходимую графическую или текстовую информацию сканируют, т.е. преобразуют из аналогового вида в цифровой, так я поступил с репродукциями картин, затем эти изображения я использовал в программе создания презентаций Microsoft PowerPoint. Готовую презентацию можно демонстрировать на экране монитора, но это удобно для просмотра одним человеком. В нашем случае мы использовали мультимедийный проектор, при помощи которого изображение презентации проецируется на экран. При необходимости, если презентация сопровождается звуковым оформлением, можно задействовать звуковые колонки. 

Преподаватель изоискусства. Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных  объектов, форм, и каждый их мотив  неповторим, уникален.

Пейзажная картина – это всегда обобщение  увиденное художником, это выражение  языком живописи настроения, определенной идеи.

Для этого  художник использует разные способы  и средства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение.

Художник  рисует кистью, карандашом, фломастером, а может и мышкой компьютера. 

Преподаватель информатики. Техника рисования  изображений на компьютере во многом похожа на обычную технику рисования. Необходимо запустить на компьютере программу, графический редактор Paint. Она находится в главном меню в списке стандартные программы. В открывшемся окне высвечивается рабочая область в виде чистого листа бумаги, где необходимо рисовать изображение, а в стороне инструменты (карандаш, кисть, распылитель, заливка, пипетка, ластик и т.д.), которые выбирают при помощи мыши и ею же рисуют изображения. Тут же находится палитра цветов, в которой курсором мыши выбирают необходимый цвет для рисования изображений. Можно выбрать разные цвета для рисования левой и правой клавишами мыши. Используя строку меню можно менять параметры работы программы. 

Преподаватель изоискусства. Любая картина начинается с композиции. А это – искусство  сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного.

Композиция  упорядочивает изображение и организует внимание учителя.

Наиболее  характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и  ритм.

Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции.

Симметрия – в равновесии левой и правой части картин.

Ритм  – в повторяемости одного или  нескольких элементов.

Симметрия – это относительное спокойствие.

Ритм  – передача движения.

В композиции весьма существенным элементом является определение формата холста. Формат, который выбирает рисующий – не случайность. А результат композиционных поисков.

Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда покоя и тишины.

Информация о работе Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен