Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить методы проведения уроков ИЗО средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
* изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников на уроках изобразительного искусства;
* разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного искусства с применением ЭВМ.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава I. Роль компьютера в современной школе______________________4
Глава II. Возможности применения компьютера на уроках ИЗО________13
Заключение ____________________________________________________20
Список литературы______________________________________________21
Приложение____________________________________________________22

Файлы: 1 файл

высоцкий контрольная.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

         Учитель обязан научить детей  учиться, сохранить и развить  познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ  наук. Поэтому одна из главных целей развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживаая интерес к обучению.

         Активизировать внимание ученика,  заинтересовать в правильном  создании изображения помогает  учителю использование специальных программ ЭВМ по изобразительному искусству.

         Умение грамотно организовать  работу на уроке, создать условия  непринужденности и заинтересованности  у всех учащихся позволяет  учителю использовать дополнительные  возможности для развития художественных способностей каждого ученика. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем приемами.

         Развивающее значение ЭВМ для развития способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО, создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, использование компьютера вызывает большой интерес у детей к изучаемому материалу или понятию, повышает внимание, и в то же время способствует повторению известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

         Особенно важно применение компьютеров  после продолжительного объяснения  нового материала или многократного  повторения способа изображения,  чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, расположить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных элементов.

         Включение игровых моментов может  быть использовано и для закрепления  изученного материала, обобщения,  при показе основных приемов  работы.

         Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органичное включение в ход занятия с компьютером, отдельных приемов работы в различных техниках создают условия для развития у детей дополнительных творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

         Немаловажное значение имеет  методика обучения работе с  графическим редактором. Вначале  учащимся рассказывается о режимах  работы, предлагается испытать некоторые  режимы (например, выбор карандаша,  изменение его цвета, изменение цвета фона изображения), затем предлагается выполнить конкретное задание по образцу. После этого обсуждаются режимы сохранения и вызова выполненных рисунков. В дальнейшем можно разнообразить деятельность учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки, затем проводить построение рисунков реальных объектов.

         Такие программы обучения направлены  на развитие различных познавательных  способностей школьников. Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем ученикам на начальном этапе обучения является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

         Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Знакомство с графическим редактором это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления.

         Уже на начальном этапе обучения  можно проводить работу, имеющую  практическую значимость. Творческое  задание: “Нарисуй самое красивое  и самое некрасивое”, - позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа “Чей узор лучше?”, “Что такое лето?” способствует не только художественному развитию детей, но и умственному.

         Дети любят все, что сделано  собственными руками. В процессе  работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книжки и подготовить к ним иллюстрации. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов. Важным моментом сравнения своих работ с чужими является “выставка”. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике.

         С большим желанием дети работают  на занятиях по созданию аппликации. Симметрия, ритм вызывает у  них желание воспроизвести увиденное.  Но даже на самом начальном  этапе надо ставить перед ребенком условием выполнения задания не копирование образца, а его видоизменение. На занятиях по изготовлению аппликации дети учатся планировать свою работу, намечать последовательность выполнения операций, общаться друг с другом, что стимулирует развитие коллективного творчества.

         Ученики с интересом работают на ЭВМ и потому, что их привлекают динамика, яркость и разнообразие сюжетов. Они быстро осваивают клавиатуру, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы на ЭВМ. Работа за компьютером вырабатывает у них усидчивость, внимательность, аккуратность. Как следствие повышается эффективность обучения.

         Все дети работают очень увлеченно,  дисциплина на уроке отличная, дети очень внимательны. Им очень нравится работать на компьютере, быстро решать поставленные перед ними задачи.

         Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет  картину решаемой задачи, которую  потом и изображает в своем  альбоме. Из этих работ можно  сделать вывод, что компьютер  весьма эффективно помогает развивать фантазию, воображение у детей, настолько их работы интересны и красочны.

         Встреча с искусством на каждом  уроке, обучение детей видению  прекрасного в жизни и искусстве,  активная творческая деятельность  каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

         Уроки ИЗО не могут быть  скучными, неинтересными для детей,  а применение компьютерной техники  еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.

     Современный компьютер является для ребёнка  тем равноправным партнёром, способным  очень тонко реагировать на его  действия и запросы, которых ему  так не хватает. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Источником мотивации является занимательность.

     Наиболее  естественным, доступным, интересным практически  всем детям на начальном этапе  обучения является процесс рисования. Мнение современных учёных: работа пальцами развивает речь, в рисунке повествовать значительно проще. В рисунке ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Предварительно изобразив события, ему легче рассказывать о нём. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать также необходимо, как и разговаривать. Поэтому в общем знакомств с компьютерами одной из первых самостоятельных творческих работ для детей является рисование на экране дисплея.

     Профессиональную  возможность заниматься искусством вам могут предоставить объектно-ориентированные  программы рисования. Каждый объект имеет свою опорную точку и может быть в этой точке при помощи мыши увеличен, сжат или перемещён. Образ созданной графики сохраняется и тогда, когда вы её вращаете, увеличиваете вдвое или наполовину уменьшаете. Решающее преимущество программы рисования состоит в том, что вы можете рисовать круги, овалы, прямые углы и прочие фигуры и заполнять их всеми цветами радуги и, если захотите, каждую новую точку исполнять новым цветом. Во всех графических редакторах можно рисовать теми инструментами, какими пользуются «настоящие» художники: кистями, карандашом, пульверизатором или циркулем. Вообще работа с такими программами напоминает процесс рисования карандашом по бумаге. Неверный штрих можно удалить и нарисовать заново, и если ваша рука при этом дрожит, то и рисунок у вас при этом получится кривой.

     Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками.

     Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изо позволяет:

  • активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
  • применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды,
  • применение компьютеров на уроках изо создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

   Уроки с использованием  компьютерных технологий базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.
  • принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.
  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный.
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА

НА УРОКАХ ИЗО 

     Задача  современной школы -   формировать  способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

     Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения  результативным в соответствии с  требованиями жизни.

     В современных школах для решения  этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, “портфолио ученика”, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Информация о работе Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Применение компьютера в интенсификации обучен