Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

      Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

        Свердловский областной музыкально- эстетический 

педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручной  труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

 

          (Выпускная квалификационная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Исполнитель: Плетенева Н.Г.

Студентка 404 гр. Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Научный руководитель:                         Медведева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухой Лог- 2011

                                          Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ

 

1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8

1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11

1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13

1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей  детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26

2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27

2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31

2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37

2.5. Результаты итоговой  диагностики………………………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и  условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п. (А.В. Петровский) [2, 37]. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

В связи с этим возникает актуальная необходимость в создании программы обучения детей ручному труду в соответствии с Федеральными Государственными  требованиями.

Изучение литературы показало, что  создано значительное количество программ по ручному труду [6,7]; [10,28]; [12,85]; [14,45] . Однако педагогические условия развития творческой активности в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста не в полной мере соответствуют запросам современных дошкольников.

Заметим, что проблема творчества отнюдь не нова в современной науке. Ее пытались решить представители психологии (Ф. Фребель, Треффингер, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов) [25,7], педагогики (М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина) [19, 212].

Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной,   театральной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. , Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, Т.А. Семенова, О.С. Ушакова и др.) [18,23]; [23,20]

Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается  как центральное психическое  новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский) [4, 87], как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе. Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (, Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, T.B. Куцакова, и др.) [12,7]; [13,9]. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста[14,32]. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей [20,125]. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков) [14,6], залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер.

Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде  не может строиться только на подражательной основе (Р.С. Буре, З.В. Лиштван, Лыкова, без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета.

В современном обществе ни что так  не ценится, как креативность, творческий подход к любому делу. Успешный человек должен обладать и коммуникативными навыками. И именно творческая деятельность, помогает  воспитывать эти качества в ребёнке.

Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка.

В специальной и учебно-методической литературе (Гульянц Э.К. Жуковская Р. И., Иванова Н. И. , Казакова Т. Г. Комарова Т.С., Антонов А.В., Зацепина М.Б) [7,10]; [8,7]; [9,17] достаточно подробно представлены тематика и содержание занятий по ручному труду для дошкольников. Тем не менее, процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для всестороннего развития ребенка.

Таким образом, возникает противоречие между высоким воспитательно-образовательным потенциалом ручного труда для развития творческих способностей детей 5-6 лет и отсутствием эффективной системы работы по развитию творческих способностей в ручном труде.

Проблема – как в дошкольном образовательном учреждении использовать занятия по ручному труду для развития творческих способностей детей 5-6 лет.

Объект – процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет.

Предмет – занятия по ручному труду с детьми 5-6 лет как средство развития творческих способностей.

Современное состояние  проблемы, ее актуальность и перспектива разрешения возникшего противоречия обусловили выбор темы исследования: «Ручной  труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет ».

Цель исследования: изучить влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования:

Творческие способности у детей 5-6 лет будут развиваться наиболее эффективно, в процессе ручного  труда.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

    1. Проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    2. Рассмотреть «творческие способности», психологические особенности детей 5-6 лет.
    3. Разработать перспективный план занятий  по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет.
    4. Подобрать диагностический материал по определению уровня развития творческих способностей в данной возрастной группе.
    5. Экспериментально проверить эффективность работы по развитию  творческих способностей у детей 5-6 лет в ручном труде.

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Сделать жизнь  воспитанников  интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

Ручной труд содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач [23,117] .

Проведенные исследования показывают, что благодаря включению  в структуру занятий по ручному  труду элементов творчества решается одна из важнейших задач дошкольного возраста — подготовка детей к школе. У ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ТРУДЕ

1.1.Сущность понятия творческих  способностей 

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш  ученый Б.М.Теплов [23, 205] Он предложил такое определение способностей: это то, что сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и активное использование на практике. Это определение более распространено и сейчас. В понятие «способности» Б.М.Теплов включал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, но не вообще, а только такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих других. Способности находятся в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими знаниями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и тому подобное мы поддерживаем у детей и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности, зависит не от какой-либо одной, а  от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и  тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Б.М. Теплов [19,86] предлагает такую классификацию способностей. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются элементарными способностями восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей. У ребёнка, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользование речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи детей дошкольного  возраста в самых различных видах  деятельности. К ним, например, относятся  умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи ребёнка в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, спортивные, художественно-творческие и ряд других. Наличие у детей общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя,  и обогащая друг друга.

Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет