Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Свердловский областной
педагогический колледж
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет
(Выпускная квалификационная работа)
Студентка 404 гр. Специальность 050704 «Дошкольное образование»
Научный руководитель:
Сухой Лог- 2011
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих
способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования…………………………………………….
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий…………………………………
2.5. Результаты итоговой
диагностики………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В Концепции модернизации
дошкольного образования
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п. (А.В. Петровский) [2, 37]. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.
В связи с этим возникает актуальная необходимость в создании программы обучения детей ручному труду в соответствии с Федеральными Государственными требованиями.
Изучение литературы показало, что создано значительное количество программ по ручному труду [6,7]; [10,28]; [12,85]; [14,45] . Однако педагогические условия развития творческой активности в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста не в полной мере соответствуют запросам современных дошкольников.
Заметим, что проблема творчества отнюдь не нова в современной науке. Ее пытались решить представители психологии (Ф. Фребель, Треффингер, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов) [25,7], педагогики (М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина) [19, 212].
Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. , Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, Т.А. Семенова, О.С. Ушакова и др.) [18,23]; [23,20]
Продуктивное воображение, составляющее
основу творческой деятельности, рассматривается
как центральное психическое
новообразование дошкольного
В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей [20,125]. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков) [14,6], залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер.
Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде не может строиться только на подражательной основе (Р.С. Буре, З.В. Лиштван, Лыкова, без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета.
В современном обществе ни что так не ценится, как креативность, творческий подход к любому делу. Успешный человек должен обладать и коммуникативными навыками. И именно творческая деятельность, помогает воспитывать эти качества в ребёнке.
Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка.
В специальной и учебно-
Таким образом, возникает противоречие между высоким воспитательно-образовательным потенциалом ручного труда для развития творческих способностей детей 5-6 лет и отсутствием эффективной системы работы по развитию творческих способностей в ручном труде.
Проблема – как в дошкольном образовательном учреждении использовать занятия по ручному труду для развития творческих способностей детей 5-6 лет.
Объект – процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет.
Предмет – занятия по ручному труду с детьми 5-6 лет как средство развития творческих способностей.
Современное состояние проблемы, ее актуальность и перспектива разрешения возникшего противоречия обусловили выбор темы исследования: «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет ».
Цель исследования: изучить влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования:
Творческие способности у детей 5-6 лет будут развиваться наиболее эффективно, в процессе ручного труда.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.
Ручной труд содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач [23,117] .
Проведенные исследования показывают, что благодаря включению в структуру занятий по ручному труду элементов творчества решается одна из важнейших задач дошкольного возраста — подготовка детей к школе. У ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия
Значительный вклад в
Успешность выполнения любой деятельности,
зависит не от какой-либо одной, а
от сочетания различных
Б.М. Теплов [19,86] предлагает такую классификацию способностей. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются элементарными способностями восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей. У ребёнка, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользование речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи детей дошкольного возраста в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи ребёнка в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, спортивные, художественно-творческие и ряд других. Наличие у детей общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя, и обогащая друг друга.
Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет