Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76
План взаимодействия
с родителями (приложение № 6-9 с.59)
Сроки |
Тема |
Форма проведения |
1 квартал |
«Роль занятий по ручному труду в развитии творческих способностей детей». |
Стендовая информация |
«Знаете ли вы своего ребёнка?» |
анкетирование | |
«Кукла своими руками» |
Выставка | |
2 квартал |
«Удивительное рядом» |
Совместная экскурсия в школьный музей |
«Развитие творчества у детей 5-6 лет» |
Родительское собрание | |
«Страна фантазия» |
Выставка поделок оригами | |
3 квартал
|
Советы родителям «Как самим придумать пальчиковые игры» |
Стендовая информация |
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» |
Консультация для родителей | |
«Пасхальные яйца» |
Выставка |
Методические приемы
Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
Викторины – проводятся
с целью закрепления
Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
Изготовление поделок из различных материалов – проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Центр детского творчества
Оснащён контейнерами с различными материалами: шишки, перья, пенопластовые шарики, пробки, коробочки, бусины, крупы и т. д. Весь материал доступен для детей.
Краски, кисти, фломастеры, пастель.
Здесь размещены детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.
Предметно-развивающая среда
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); назвать их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Начало технического моделирования, проявляется уже в дошкольном возрасте. Оно выражается и в содержании, и в организации процесса обучения, когда все необходимые знания и умения дети получают непосредственно в практической творческой деятельности. В каждодневной окружающей нас жизни “творчество” - есть необходимое условие существования. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Для детей возможность раскрытия своего творческого потенциала, своего внутреннего мира, самореализации происходит в дополнительном образовании, в творческих мастерских и объединениях. Творчество здесь является основой и фундаментом каждой формирующейся личности.
Это является главной целью и нашей профессиональной деятельности. Чтобы стимулировать творческую активность детей, необходимы специальные условия, которые можно создать на занятии путем расширения видов и форм работы детей.
2.5. Результаты итоговой диагностики
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности необходимо знать особенности их развития. По результатам диагностики были получены данные об уровнях развития творчества у детей (см. приложение №1-2.с.51-54).
Следует обратить внимание на владение элементами культуры труда: экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и т.п.
Высокий уровень – 11 детей, что составляет 50%
Средний уровень – 11 детей, что составляет 50%
Низкий уровень – нет
Предварительное изучение проблемы показало, что в теории и практике дошкольного образования имеет место явная недооценка возможностей ручного труда в творческом развитии ребенка. Зачастую работа по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков, необходимых им для самореализации в творческой трудовой деятельности, носит формальный, эпизодический характер.
Проведённое нами исследование подтвердило актуальность данной темы. Развитие творческих способностей детей зависит от характера деятельности. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение опыта происходит лишь при условии соответственной активности ребёнка в процессе трудовой деятельности. Если мы не учитываем активный характер приобретения опыта, то самые совершенные методические приёмы обучения ручному труду и управления им, не достигают своей практической цели.
Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу можно констатировать, что становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он имеет большое значение в творческой деятельности детей 5-6 лет. Если ребёнок в деятельности пережил положительные эмоции, ему захочется вернуться к ней ещё не один раз. Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка. Старший возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей у детей.
Совместное творчество ребёнка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и в семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет нам наблюдать за действиями ребёнка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок.
На втором этапе исследования изучался уровень сформированности способностей как способа решения самостоятельных творческих задач на начало и конец исследования. (См. приложение №1-2 С. 51-54). Проводилась апробация представленного нами перспективного плана развития творческих способностей детей 5-6 лет в процессе ручного труда.
Для достижения цели и решения поставленных задач в своей работе мы использовали разнообразные материалы (поролон, бисер, прищепки и т.д.) с учетом динамики их усложнения. Методы проблемно-поисковые, игровые, экспериментирование; а так же не оставляли без внимания такой важный этап трудовой деятельности, как анализ выполненных дошкольниками работ. Был разработан и реализован план индивидуальной работы для детей, как с недостаточным уровнем, так и с опережением в развитии (с. 30-31), что дало возможность повысить творческую активность детей и самооценку.
У дошкольников сформировались обобщенные способы творческой деятельности, они не бояться включиться в выполнение поделок по замыслу, сделать «не так, как у педагога», «ошибиться».
В исследовании показано, что существует реальная возможность повышения результативности работы по развитию творческих способностей дошкольников в ручном труде. Это подтверждается тем, что большинство детей после реализации плана работы (поэтапного формирования мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческой активности) перешли на средний и высокий уровни сформированности творческой активности в ручном труде.
Обобщая основные итоги опытно – практической работы, можно констатировать, что проведенное исследование подтвердило правомерность положений, лежащих в основе гипотезы, творческих способностей у детей 5-6 лет развиваются наиболее эффективно в процессе ручного труда.
Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-
2. При изучении творческих способностей
в ручном труде и психологических особенностей
детей 5-6 лет, воспитывающихся в ДОУ,
выявлено три уровня сформированности
способностей как способа решения самостоятельных
творческих задач. Два ребёнка имели низкий
(подражательно-
3. Результаты анкетирования родит
4. Разработанный план занятий по развитию творческих способностей в процессе ручного труда предусматривает реализацию следующих педагогических условий:
По результатам проведённой диагностики можно утверждать, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.
Данная работа апробирована и может быть использована педагогами практиками своей деятельности.
1.Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – С.П. Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011.
2.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: ТЦ Сфера,2007.
3.Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
4.Борытко Н.М. Педагогика М.: Издательский центр «Академия», 2007
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
6.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М. Просвещение 1991.
7.Гульянц Э.К., Широкова Г.А., Базик И.Я.
Поделки из природных материалов в детском
саду. – Издательский центр «МарТ». М –
Ростов-на-Дону. 2007.
8.Жуковская Р. И. Развитие интересов детей
в творческих играх // Дошкольное воспитание.
– 1988. - №10.
9.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение.
Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет