Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания (см. приложение № 7, с.69). Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной ступени.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №41 «Радость» г. Сухой Лог. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. А так же использует парциальные программы - И.А.Лыкова, Куцакова Л.В. и др. На этапах исследования было охвачено 22 ребёнка старшей группы, 22 родителя.
Работа осуществлялось в три этапа:
Первый этап (2009-2010 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, постановка проблемы, цели, определение задач. Второй этап (2010 - 2011г.) — разработка и проведение педагогического исследования, включавшего констатирующий, формирующий этапы;
Третий этап (2011гг.) - контрольный этап: анализ полученных результатов.
Наиболее существенные результаты, полученные нами, состоят в том, что:
• дано определение понятия творческих способностей в ручном труде старших дошкольников;
• разработаны формы, методическое обеспечение развития творческих способностей старших дошкольников в ручном труде;
• определены особенности мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческих способностей в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста, предложено содержание педагогической работы по их реализации.
• спроектирована и апробирована система творческих заданий по развитию творческих способностей у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования:
• подобраны и экспериментально апробированы методики, позволяющие значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей 5-6 лет в ручном труде в условиях ДОУ;
• подготовлен план работы с родителями по развитию творческих способностей старших дошкольников в ручном труде (приложение № 7-10, с.69-76);
• результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности работников ДОУ.
2.2. Результаты входной диагностики
Диагностика показателей уровня развития творческих проявлений (авторы Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г и др.) [1,318].
Цель: определение уровня творческих проявлений у детей.
Детей наблюдали на занятиях. Ребёнку индивидуально предложили сделать игрушку из предложенных материалов (бумаги, природного или использованного материалов) в подарок малышам. Можно самому придумать игрушку или использовать предложенные образцы. Педагог раскладывает на столе 5 игрушек сделанных из различных материалов, соответствующие этим поделкам пооперационные схемы, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности. Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы.
Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:
Сведения, полученные в ходе наблюдения за детьми, зафиксированы в приложении №1, с.51.
Характеристика уровней
Высокий уровень – дальний перенос, раскрыты комбинаторные умения, ребёнок творчески активен, самостоятелен, инициативен, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны, ребёнок затрудняется в реализации творческого замысла. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса, отказ от деятельности, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса относится к творческой деятельности. Необходимость прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества.
По результатам входной диагностики 22 детей 5-6 лет (см. приложение №1, с. 51):
Высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 9,09%
Средний уровень – 18 детей, что составляет 81,81%
Низкий уровень - 2 ребёнка, что составляет 9,09%
По данным диагностики была выявлена проблема – недостаточный уровень развития творческих способностей у детей с диагнозами Задержка речевого развития (ЗРР), Задержка моторного развития (ЗМР), Общее недоразвитие речи (ОНР).
Имя, фамилия ребёнка |
Мелкая моторика руки |
Творчество |
Внимание |
Алиса Г.
Даня М. |
Цель: развивать мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика. Лепка с использованием природного и бросового материала. Рисование, раскрашивание, обводки, штриховки. Игры: «Мазаика», «Шнуровки», конструктор. Игры с мячом. |
Цель: развивать творческую активность, эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребёнка, через различные виды творчества и чтение художественной литературы. Игры: «Нарисуй как я», «Что получилось?», рисунки мелом на асфальте, рисунки на песке. |
Цель: развивать внимание, мышление, умение быстро реагировать на смену действий. Игры: «Что пропало» «Что изменилось», «кто пришёл, Что принёс», «Цветные автомобили», «Послушай запомни и повтори», «Продолжи узор». |
План индивидуальной
работы с детьми с высоким
уровнем развития творческих способностей
Имя, фамилия ребёнка |
Мелкая моторика руки |
Творчество |
Настя Ц.
Катя С. |
Цель: продолжать совершенствовать мелкую моторику. Лепка с использованием природного и бросового материала. Рисование, раскрашивание, обводки, штриховки, дорисовки. Конструирование из бумаги и картона. Игры: «Мазаика», «Шнуровки», конструктор. Игры с мячом. |
Продолжить работу по развитию творчества во всех его проявлениях. Знакомство с новыми техниками изобразительного искусства. |
2.3. Проектирование
условий по развитию
Перспективный план занятий по ручному труду
Чтобы обеспечить работу по развитию творческих способностей, необходимо использовать в работе следующие методы:
экспериментирование, моделирование, труд;
забавы, игры - занятия.
№ |
Тема |
Учебно – воспитательные задачи |
Оборудование |
Литература |
Дата | |
1 |
Зайчонок флористика |
Познакомить детей с флористикой. Учить детей работать с хрупким материалом. Развивать художественный вкус детей, творческие способности. |
Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Волшебная флористика с.4 |
| |
2 |
Животные (мастерим из цилиндров) |
Учить детей мастерить поделки из цилиндров. Учить анализировать поделку, закреплять умение работать по плану. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Воспитывать трудолюбие, желание доводить дело до конца. |
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 74 |
сентябрь | |
3 |
Коллективная работа «Лес» флористика |
Закреплять навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать в коллективе |
Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Волшебная флористика с.6 |
октябрь | |
4 |
Мохнатые гусеницы |
Закреплять умение работать с выкройкой. Самостоятельно вырезать модель из картона. Использовать в работе пряжу. Способствовать развитию художественного вкуса. |
Картон зелёного цвета, шаблоны, пряжа разных цветов, тесьма, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
«Посмотри что я умею» с.22 |
октябрь | |
5 |
Сказочный домик . мастерим из коробочек |
Учить детей делать Сказочный домик по образцу с внесением своих изменений и дополнений. Закреплять умение анализировать образец. Совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно |
Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 70 |
ноябрь | |
6 |
Семья веселых ежей флористика |
Закреплять навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать самостоятельно. |
Сухие листья, ольхи, рябины фон, клей ПВА, образцы, письмо. салфетки, клеёнки, кисточки |
Волшебная флористика с.25 |
| |
7 |
Рождественские свечи |
Закреплять умение пользоваться ножницами, картоном, клеем. Использовать в работе гуашь или акварель. Поощрять самостоятельное решение проблем. Развивать познавательный интерес к предметам. |
Картон, шаблоны, ватные диски, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 32 |
| |
8 |
Ёлочки – игрушки из прищепки |
Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать её для украшения новогодней ёлки. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. |
Прищепки деревянные, глазки с подвижным зрачком, пайетки, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Удивительные прищепки с. 28 |
декабрь | |
9 |
Высокие здания мастерим из коробок |
Учить детей обклеивать коробки. Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать по контуру карандаша и шаблону. Развивать познавательный интерес к предметам. |
Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 75 |
январь | |
10 |
Снеговик мастерим из поролона |
Познакомить детей с новым материалом – поролоном, учить делать из него игрушки. Формировать навыки монтажа и демонтажа. Побуждать проявлять аккуратность в процессе работы. |
Поролон, тесьма, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, кисточки |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 77 |
январь | |
11 |
Моряк (работа с прищепкой (подарок папе) |
Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать её в качестве подарка. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример. |
Прищепки деревянные, шаблоны деталей, цветной картон, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Удивительные прищепки с. 25 |
февраль | |
12 |
Весёлая каракатица (коллективная работа) |
Учить детей работать в группе, сообща выполнять задания. Правильно располагать детали, соединяя их. Воспитывать дружеские отношения между детьми. |
Картон, цветная бумага, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 17 |
март | |
13 |
Заяц мастерим из поролона |
Учить детей делать надрезы и перетяжки на поролоне. Формировать навыки монтажа и демонтажа. Побуждать проявлять аккуратность в процессе работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
Поролон, тесьма, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, кисточки |
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 31 |
март | |
14 |
Маленькая Русалочка (подарок маме) |
Продолжать учить детей делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетические навыки. |
Картон, цветная бумага, голографическая плёнка, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 16 |
март | |
15 |
Пингвин Павлик |
Учить детей работать с выкройкой. Самостоятельно располагать и наклеивать детали. Закрепить умения правильно работать с ножницами и клеем. |
Картон, цветная бумага, журналы, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри, что я умею с. 25 |
апрель | |
16 |
Толстый кит |
Продолжать учить детей делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетические навыки. |
Картон, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 12 |
апрель | |
17 |
Маленькие приведения. Работа с бумагой и ватой |
Совершенствовать умения работать с различными материалами. Создавать с помощью ваты объёмную поделку. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус и самостоятельность. |
Картон, вата , шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 24 |
май | |
18 |
Разноцветная рыбка |
Продолжать учить детей работать с шаблоном, аккуратно вырезать детали. Выполнять работу по плану, выполнять устные указания воспитателя. Воспитывать оценочные умения. |
Картон, цветная бумага, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки |
Посмотри что я умею с. 12 |
май |
План работы был составлен с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. За основу была использована программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В., и парциальные программы Лыкова И.А. «Цветные ладошки», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», Риттерхофф А. «Посмотри что я умею», Милан К. «Удивительные прищепки» - это дало возможность разнообразить программный материал, познакомить детей с различными техниками, мотивировать детей на создание новых персонажей из подручных материалов, обогатить знания воспитанников об окружающих предметах. Стимулировать познавательную активность, творчество и воображение.
2.4. Апробация занятий
Для организации работы по программе нами был составлен план работы по ручному труду.
Формы работы
1. Групповые занятия. Занятия проводятся один раз в две недели. Время проведения занятий 25 - 30 минут.
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Игры на развитие воображения и памяти, использование в своей работе природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний о новых материалах, о их свойствах и способах соединения. А так же получение ребенком положительных эмоций. На практических занятиях по ручному труду организуются выставки детских работ.
2. Индивидуальная работа
Индивидуальные занятия с детьми по развитию мелкой моторики руки, творчества, внимания (см. стр. 28 – таблица 1)
3. Работа с родителями
Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет