Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания (см. приложение № 7, с.69). Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой, дошкольной ступени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Характеристика базы  исследования

Исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №41 «Радость» г. Сухой Лог. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. А так же использует парциальные программы - И.А.Лыкова, Куцакова Л.В. и др. На этапах исследования было охвачено 22 ребёнка старшей группы, 22 родителя.

Работа осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2009-2010 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, постановка проблемы, цели, определение задач. Второй этап (2010 - 2011г.) — разработка и проведение педагогического исследования, включавшего констатирующий, формирующий этапы;

Третий этап (2011гг.) - контрольный этап: анализ полученных результатов.

Наиболее существенные результаты, полученные  нами, состоят  в том, что:

• дано определение понятия творческих способностей в ручном труде старших дошкольников;

• разработаны формы, методическое обеспечение развития творческих способностей старших дошкольников в ручном труде;

• определены особенности мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческих способностей в ручном труде у детей старшего дошкольного возраста, предложено содержание педагогической работы по их реализации.

• спроектирована и  апробирована система творческих заданий по развитию творческих способностей у старших дошкольников.

Практическая значимость исследования:

• подобраны и экспериментально апробированы методики, позволяющие значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей 5-6 лет в ручном труде в условиях ДОУ;

• подготовлен план работы с родителями по развитию творческих способностей старших дошкольников в ручном труде (приложение № 7-10, с.69-76);

• результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности работников ДОУ.

2.2. Результаты  входной диагностики

Диагностика показателей уровня развития творческих проявлений (авторы Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г и др.) [1,318].

Цель: определение уровня творческих проявлений у детей.

Детей наблюдали на занятиях. Ребёнку индивидуально предложили сделать игрушку из предложенных материалов (бумаги, природного или использованного материалов) в подарок малышам. Можно самому придумать игрушку или использовать предложенные образцы. Педагог раскладывает на столе 5 игрушек сделанных из различных материалов, соответствующие этим поделкам пооперационные схемы, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности. Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы.

Наблюдение осуществлялось по следующим критериям:

  • Активность (интенсивность действий во время деятельности)
  • Самостоятельность (выполнение действий, решение каких либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников)
  • Инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком либо действии)
  • Оригинальность (поведение, идеи, действия которые отличаются на общем фоне группы)
  • Упорство в достижении результатов (настойчивость в решении задач различного рода)
  • Любознательность (активность направленная на познание окружающего мира, вопросы «почему?» «что?» «как?»
  • Качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности)

Сведения, полученные в ходе наблюдения за детьми, зафиксированы в приложении №1, с.51.

Характеристика  уровней

Высокий уровень – дальний перенос, раскрыты комбинаторные умения, ребёнок творчески активен, самостоятелен, инициативен, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны, ребёнок затрудняется в реализации творческого замысла. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.

Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах трудового процесса, отказ от деятельности, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса относится к творческой деятельности. Необходимость прямой помощи взрослого, результат труда низкого качества.

По  результатам входной диагностики 22 детей 5-6 лет (см. приложение №1, с. 51):

Высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 9,09%

Средний уровень – 18 детей, что составляет 81,81%

Низкий уровень - 2 ребёнка, что составляет 9,09%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным диагностики была выявлена проблема – недостаточный уровень развития творческих способностей у детей с диагнозами Задержка речевого развития (ЗРР), Задержка моторного развития (ЗМР), Общее недоразвитие речи (ОНР).

Имя, фамилия ребёнка

Мелкая моторика руки

Творчество 

Внимание 

Алиса Г.

 

Даня М.

Цель: развивать мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика.

Лепка с использованием природного и бросового материала.

Рисование, раскрашивание, обводки, штриховки.

Игры: «Мазаика», «Шнуровки», конструктор.

Игры с мячом.

Цель: развивать творческую активность, эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию самостоятельной  деятельности ребёнка, через различные  виды творчества и чтение художественной литературы.

Игры: «Нарисуй как я», «Что получилось?», рисунки мелом на асфальте, рисунки на песке.

Цель: развивать внимание, мышление, умение быстро реагировать  на смену действий.

Игры: «Что пропало»

«Что изменилось», «кто пришёл, Что принёс», «Цветные автомобили», «Послушай запомни и повтори», «Продолжи узор».


                                                                                                                                               Таблица 1                                                           

План индивидуальной работы с детьми  с высоким  уровнем развития творческих способностей                                                                                                 Таблица 2                                                                 

Имя, фамилия 

ребёнка

Мелкая моторика руки

Творчество

Настя Ц.

 

Катя С.

Цель: продолжать совершенствовать мелкую моторику.

Лепка с использованием природного и бросового материала.

Рисование, раскрашивание, обводки, штриховки, дорисовки. Конструирование из бумаги и картона.

Игры: «Мазаика», «Шнуровки», конструктор.

Игры с мячом.

Продолжить работу по развитию творчества во всех его проявлениях. Знакомство с новыми техниками изобразительного искусства.




 

2.3. Проектирование  условий по развитию творческих  способностей

Перспективный план занятий по ручному труду

Чтобы обеспечить работу по развитию творческих способностей, необходимо использовать в работе следующие методы:

  • Наглядные – рассматривание иллюстраций, плакатов, наблюдение, посещение выставок в ДОУ;
  • Словесные – чтение художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок, рассказ воспитателя из личного опыта, сочинительство коротких сказок, историй;
  • Практические – упражнения, элементарные опыты,

экспериментирование, моделирование, труд;

  • Игровые – наличие воображаемой ситуации, игровой персонаж, игры -

забавы, игры - занятия.

                                                                                                                                            Таблица 3

Тема 

Учебно –  воспитательные задачи

Оборудование

Литература

      Дата 

1

Зайчонок флористика

Познакомить детей с  флористикой. Учить детей работать с хрупким материалом. Развивать  художественный вкус детей, творческие способности.

Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Волшебная флористика с.4

                                                         сентябрь

2

Животные (мастерим из цилиндров)

Учить детей мастерить  поделки из цилиндров. Учить анализировать  поделку, закреплять умение работать по плану. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Воспитывать трудолюбие, желание доводить дело до конца.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском  саду» с. 74

сентябрь

3

Коллективная работа «Лес» флористика

Закреплять навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать в коллективе

Сухие листья, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Волшебная флористика с.6

октябрь

4

Мохнатые гусеницы

Закреплять умение работать с выкройкой. Самостоятельно вырезать модель из картона. Использовать в работе пряжу. Способствовать развитию художественного вкуса.

Картон зелёного цвета, шаблоны, пряжа разных цветов, тесьма, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

«Посмотри что я умею»  с.22

октябрь                                                               

5

Сказочный домик . мастерим из коробочек

Учить детей делать Сказочный  домик по образцу с внесением  своих изменений и дополнений. Закреплять умение анализировать образец. Совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно

Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» с. 70

ноябрь

6

Семья веселых ежей флористика

Закреплять  навыки работы с листьями. Развивать художественный вкус детей, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Сухие листья,

ольхи, рябины фон, клей ПВА, образцы, письмо.

салфетки, клеёнки, кисточки

Волшебная флористика с.25

                                                                                                                 ноябрь

 7

Рождественские свечи

Закреплять умение пользоваться ножницами, картоном, клеем. Использовать в работе гуашь или акварель. Поощрять самостоятельное решение проблем.

Развивать познавательный интерес к предметам.

Картон, шаблоны, ватные диски, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 32

                                                               декабрь

8

Ёлочки – игрушки  из прищепки

Учить детей мастерить  игрушку из прищепки, использовать её для украшения новогодней ёлки. Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный  пример.

Прищепки деревянные, глазки с подвижным зрачком, пайетки, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Удивительные прищепки с. 28

декабрь

9

Высокие здания мастерим из коробок

Учить детей обклеивать коробки. Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать по контуру карандаша и шаблону.

Развивать познавательный интерес к предметам.

Коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском  саду» с. 75

январь

10

Снеговик мастерим из поролона

Познакомить детей с  новым материалом – поролоном, учить  делать из него игрушки.

Формировать навыки монтажа  и демонтажа.  Побуждать проявлять  аккуратность в процессе работы.

Поролон, тесьма, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, кисточки

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском  саду» с. 77

январь

11

Моряк (работа с прищепкой (подарок папе)

Учить детей мастерить  игрушку из прищепки, использовать её в качестве подарка. Воспитывать  умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример.

Прищепки деревянные, шаблоны деталей, цветной картон, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Удивительные прищепки с. 25

февраль

12

Весёлая каракатица (коллективная работа)

Учить детей работать в группе, сообща выполнять задания. Правильно располагать детали, соединяя их. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Картон, цветная бумага, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 17

март

13

Заяц мастерим из поролона

Учить детей делать надрезы  и перетяжки на поролоне. Формировать  навыки монтажа и демонтажа.  Побуждать  проявлять аккуратность в процессе работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Поролон, тесьма, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, кисточки

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском  саду» с. 31

март

14

Маленькая Русалочка (подарок  маме)

Продолжать учить детей  делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетические навыки.

Картон, цветная бумага,  голографическая плёнка, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 16

март

15

Пингвин Павлик

Учить детей работать с выкройкой. Самостоятельно располагать  и наклеивать детали. Закрепить умения правильно работать с ножницами  и клеем.

Картон, цветная бумага,  журналы, шаблоны, глазки с подвижным  зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри, что я умею с. 25

апрель

16

Толстый кит

Продолжать учить детей  делать игрушки, прочно соединяя части. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать  эстетические навыки.

Картон, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 12

апрель

17

Маленькие приведения. Работа с бумагой и ватой

Совершенствовать умения работать с различными материалами. Создавать с помощью ваты объёмную поделку. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус и самостоятельность.

Картон, вата , шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 24

май

18

Разноцветная рыбка

Продолжать учить детей работать с шаблоном, аккуратно вырезать детали. Выполнять работу по плану, выполнять устные указания воспитателя. Воспитывать оценочные умения.

Картон, цветная бумага, шаблоны, глазки с подвижным зрачком, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки

Посмотри что я умею с. 12

май


 

План работы был составлен  с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. За основу была использована программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В., и парциальные программы Лыкова И.А. «Цветные ладошки», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», Риттерхофф А. «Посмотри что я умею», Милан К. «Удивительные прищепки» - это дало возможность разнообразить программный материал, познакомить детей с различными техниками, мотивировать детей на создание новых персонажей из подручных материалов, обогатить знания воспитанников об окружающих предметах. Стимулировать познавательную активность, творчество и воображение.

2.4. Апробация  занятий

 Для организации работы по программе нами был составлен план работы по ручному труду.

Формы работы

1. Групповые  занятия. Занятия проводятся один раз в две недели. Время проведения занятий 25 - 30 минут.

Принципы проведения занятий.

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – занятие  составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части  – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры  работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Игры на развитие воображения и памяти, использование в своей работе природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая

Цель занятия –  получение знаний о новых материалах, о их свойствах и способах соединения. А так же получение ребенком положительных эмоций. На практических занятиях по ручному труду организуются выставки детских работ.

2. Индивидуальная  работа

 Индивидуальные  занятия с детьми по развитию мелкой моторики руки, творчества, внимания (см. стр. 28 – таблица 1)

3. Работа  с родителями 

Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет