Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Ручной труд может  быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую  радость своей слаженностью, четкой организованностью. У детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность общим результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного  труда, особенно одобряемые взрослыми  побуждают детей к выполнению более сложных поделок, использовании в своих работах новых материалов. Дают уверенность в собственной успешности.

При правильной организации  воспитательно-образовательного процесса работа с различными материалами  становится эффективным средством  всестороннего развития и воспитания детей 5-6 лет.

Большое влияние оказывает  ручной труд на умственное развитие ребёнка. На развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить. Что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Регуляция поведения ребёнка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в самом себе, в выработке новых знаний и умений. Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. 
Важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что ручной труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Общественная мотивация  трудовой  деятельности  усиливает  интерес  детей  к труду. Способности развиваются, главным образом, в условиях  ведущей  деятельности: в дошкольном возрасте - в игре.

В  процессе  труда  распределение  внимания   становится   более широким, а его переключение более быстрым. Радикальным  образом  изменяется самооценка.  Развитие способностей, чувств и  мышления  делает  личность ребенка более гармоничной.

1.4.Влияние ручного труда на развитие творческих способностей  детей 5-6 лет

При умелом подходе к  выполнению программного материала  можно создать  

множество ситуаций для творческого самовыражения детей.

 

Интересен в этом отношении  раздел программы «Работа с бумагой и картоном» Ведь приобретаемый по этому разделу опыт складывается у дошкольников, в основном, в практической  деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то же время разнообразен. Детей привлекает и вдохновляет видимость и доступность материала, возможность воплощения идей и мыслей, задуманного плана и реальный и видимый результат труда.

С азами оригами - искусства  складывать из бумаги, знакомы почти  все. Обычно дальше этих несложных поделок дело не идет. Так традиционно и считается, что из листка бумаги можно сложить полтора два десятка изделий, и только немногие знают, что современное оригами – обширная область творчества, постоянно развивающаяся.

Оригами привлекает детей, оно похоже на фокус, когда из пустого цилиндра вылетает голубь или выпрыгивает кролик. Именно такое впечатление возникает при чудесных трансформациях плоского листа. Оригами прекрасно развивает тонкую моторику пальцев, пространственное воображение, аккуратность в работе, умение читать чертежи, чувство прекрасного.

 Начинать обучать  детей искусству оригами необходимо  с простейших поделок. При первом  знакомстве обучаю дошкольников  самостоятельно вырезать квадрат,  так как большинство поделок  создают из бумаги квадратной формы. При объяснении используют демонстрационное пособие: применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

  • Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • В процессе ручного труда необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
  • В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;  
    Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
  • При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Следующий раздел «Работа с использованным  материалом». Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовлетворение. Целью обучения детей ручному труду являются изготовления предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких людей. Например, дети на занятиях делают игрушку – домик. Они впервые приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на поддержания данного общественного мотива, а на реализацию главной цели занятия – сформировать навыки изготовления поделки. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку». Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.  Усвоив последовательность рассматривания образцов, дети могут придерживаться выработанного умения, особенно если педагог на занятии подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда. Например: «сегодня вы сделали красивую куколку – говорит воспитатель, - научитесь рассматривать схему. А теперь вы сами сможете сделать и другие предметы. Смотрите сколько разных игрушек можно сделать. (Выставляет рисунки поделок, требующих подобного способа работы).

Совершенствование трудового  воспитания дошкольников в детском  саду формирует у детей положительное  отношение к труду: обучаются  трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Трудовое обучение и трудовое воспитание в детском саду необходимо решать в тесной взаимосвязи. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание различных видов навыков: формируются продуктивные действия, навыки планирования, организации «рабочего места» самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы, бережного отношения к материалам. Большое место в трудовом воспитании имеет моральная сторона труда дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда, орудиям, материалам, заботливое отношение к природе. В художественной литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с сезонными изменениями в природе. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или чтение рассказов о труде, но и организация совместной деятельности со взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых. Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности. Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд, успешное выполнение заданий педагога. На характер деятельности детей, их инициативу, активность, творчество влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности. Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности. Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.  
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности. Важно позаботиться о том, чтобы в уголке труда были необходимые материалы для поделок (солома, засушенные растения, разные виды нитей, веревок, шпагатов, бумага, картон, клей, кисти). Для отделки изделий пригодятся деревянные бусы, металлические, пластмассовые и деревянные кольца, брошки, шары, палочки.  
Простор для творчества неограничен.

Работа с  природным материалом. Флористика – это искусство комбинирования засушенных растений для создания картин и панно. В процессе работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Посмотрите на малышей: как они любознательны и как нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир! Их игры – это созидание, творческий поиск. Берутся за любое дело и верят: оно им по плечу! Стараются все сделать красиво.  
Флористика старинный вид декоративно-прикладного искусства; он подразумевает использование только природных материалов: цветов, листьев, корней, ягод, семян, для создания натюрмортов, пейзажей, орнаментов, композиций. Помимо цвета она дает интересную фактуру: ворсистость, рубчатость и т. д.

Задача флористических занятий в детском саду заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой.  
«Природа полна волшебных тайн» - это главное, что дети должны осознать на занятиях по ручному труду.

Работа по флористике начинается с замысла. Его сначала  нужно воспроизвести на бумаге, т. е. сделать эскиз, потом приступить к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим образом выразить свою идею, необходимо использовать весь арсенал выразительных средств: тщательно подобрать материал, соответствующим образом разложить его, учитывая цвет, форму, контраст.

Составление композиции – творческий процесс. Важно научиться ассоциативно воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы. У флориста, работающего с растительным материалом и владеющего знаниями о растениях, может возникнуть множество ассоциаций, способных дать неожиданное, свежее направление всему творческому процессу. Каждое из растений, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности и этому необходимо учить детей.

Эстетическое отношение  к природе появляется тогда, когда  любуешься ее красотой. Детям для  работы нужно приготовить: мелкие кисточки вишни, семена тыквы, подсолнечника, дыни, арбуза, кабачков, огурца, перца, яблок, груши, винограда, чечевицы; чешуйки шишек; мелкие семена трав и растений (например, мака, проса и т. д.). В работу пойдут крупы. Работа с семенами полезна для развития мелкой моторики пальцев рук. В работе по флористике используются, кроме семян, засушенные цветы, листья, стебли разных растений. Используются пластилин и клей ПВА для лучшего крепления природного материала. Фон выполняется из бумаги, обоев или ткани, наклеенных на картон либо другой, пригодный для этой цели материал. Работы можно покрыть прозрачным мебельным лаком, это придаст им долговечность и более эстетичный вид, станет хорошим подарком, украсит интерьер комнаты. Занятия по ручному труду требует от воспитателя серьезной подготовки. Необходимо иметь широкие знания о родном крае. На занятиях по ручному труду детям даются знания из области ботаники, природоведения, истории, изобразительному искусству.

В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:

  • Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с художественно-творческой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
  • «Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
  • Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
  • Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
  • Участие детей в возрождении забытых, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, видов народного декоративно-прикладного творчества.

П. П. Блонский [6,5] рекомендовал организовывать трудовое, воспитание с учетом характерных черт труда в каждый возрастной период. Для дошкольника он считал необходимым уделять основное внимание простым занятиям по ручному труду и элементарным трудовым занятиям по уходу за животными и растениями. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже ощущает потребность в труде. Трудовые занятия в этом возрасте являются прекрасным средством развития произвольного внимания, могут стать источником знаний о свойствах материалов и биологических знаний, а также ряда практических умений. Труд дисциплинирует ребенка и делает его более организованным. В занятиях по ручному труду развивается мускулатура кисти, в частности пальцев, что очень важно для подготовки к школьному обучению. Однако, предупреждал П. П. Блонский, свою положительную роль труд играет лишь при соблюдении определенных условий. Он должен соответствовать возрастным возможностям ребенка, не должен содержать ничего наносящего вред его здоровью, умственному развитию и характерному для дошкольника стремлению к игре. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен к длительному усилию и достижению далеких целей. Поэтому цели, которые ставятся перед его трудовой деятельностью, могут быть только простыми, вполне понятными и способными увлечь его, к тому же посильными и близкими. И главное, что подчеркивал П. П. Блонский, при организации трудового воспитания на всех ступенях необходимо, чтобы труд ребенка был подчинен воспитательным задачам; нельзя занимать ребенка трудом, не имеющим воспитательного и образовательного значения. 
С любовью и большим педагогическим тактом осуществляют трудовое воспитание. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. 
Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения к труду. В желуде, в шишке, в причудливых ветвях таятся образы сказочных героев, вот почему дети любят работу с природным материалом. Воспитатели детских садов через ручной труд с природным материалом вводят детей в мир удивительных выдумок и находок. 
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща.) Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, «золотые руки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.

Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет