Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули (руки тянутся в стороны),
Покрутили (круговые движения пальцев от себя),
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Ну-ка, братцы, за работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).
Покажи свою охоту;
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),
Наших деток забавлять.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
"Кулак - ребро - ладонь"
— последовательно менять три
положения: сжатая в кулак
"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Симметричные рисунки"
- рисовать в воздухе обеими рука
"Горизонтальная восьмерка"
- нарисовать в воздухе в
5. Пальчиковые
упражнения в сочетании с
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
"Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.
"Надеваем перчатки"
- большим и указательным
"Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
"Согреем руки" - движения, как при растирании рук.
"Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.
"Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Детям очень нравится показывать "театр в руке":
"На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").
"Сказка" - детям
предлагается разыграть сказку,
в которой каждый палец какой-
"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".
"Осьминожки" — правая
рука, осторожно и по очереди
передвигая свои щупальцы-
7. С целью
формирования у детей
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, "здороваются с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),
Которые сами
В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в лоюпях, ладани друг за другом около носа),
За ними гоняются
Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев "Как живешь?".
Как живешь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак) А плывешь?
- Вот так! (Руками изображают движение пловца) Как бежишь?
- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища) Вдаль глядишь?
-Вот так! (Поочередно
прикладывать ладони колбу)
- Вот так! (Энергичные движения кистями рук) Ночью спишь?
- Вот так!(Ладони под голову) А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
8. С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: "Пальчики здороваются", "С добрым утром!" и самомассаж пальцев "Помоем руки".
С добрым утром, глазки!
(Поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись?
("Смотрим в бинокль")
С добрым утром, ушки!
(Поглаживаем ушки)
Вы проснулись?
(Прикладываем ладонь к ушам)
С добрым утром, ручки!
(Поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись?
(Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки!
(Поглаживаем ноги)
Вы проснулись? (Притопываем)
С добрым утром, солнце!(Руки раскрываются навстречу солнышку)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)
9. На досугах, праздниках, развлечениях.
На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук ("Перемени предмет", "Передай мяч", "Посадка картошки"), детям предлагают:
• выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);
• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
• провести мелом линию в "лабиринте", не коснувшись его края;
• составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Игры на развитие воображения
Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любые средства выразительности.
1. «Рисуем настроение». Педагог предлагает детям нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.
2. Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ
3. Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.
4. «Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;
Задание: попытаться создать свою работу.
5. «Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.
6. «Дорисуй узор». Продолжить узор на вазе.
7. «Симметрия». Дорисовать симметричный узор.
8. «Ассиметрия». Дорисовать ассиметричный узор
9. «Весёлые человечки» Из шаблона изобразить человечка в различных движениях.
10. Создание картины по собственному замыслу.
Приложение № 7
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по развитию творческих способностей у детей.
1.Что Вы знаете о ручном (художественном) труде?_____________________
2.Как Вы относитесь
к детскому творчеству?_______
3.Как часто Вы с детьми занимаетесь ручным трудом в
домашних условиях?_____________________
4.Посещает ли Ваш
ребёнок творческие кружки, студии
вне ДОУ?______________________
5. Как Вы относитесь к созданию в нашей группе творческих мастерских «Кукла своими руками», «Куклы – перчатки», «Удивительные прищепки»?___
______________________________
6. Хотелось бы Вам
участвовать вместе с детьми
в изготовлении театральных кукол? ______________________________
7. Какую
посильную помощь Вы могли
бы оказать в организации
-изготовление поделок
-изготовление пригласительных билетов
- изготовление афиш
-личное участие в выставках
-другое_______________________
Конспект Родительского собрания на тему: «Развитие творчества у детей 5-6 лет»
Цель: определение отношения родителей к особенностям развития детского творчества.
Родительское собрание начинается с инсценировки, которую показывают дети.
На импровизированной сцене всё приготовлено для занятия по ручному труду (ножницы, клей, картон, прищепки и т.д). Входит Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается.
Когда, наконец усаживаются, Мальвина диктаторским тоном произносит:
- Сегодня, дети, мы с вами будем учиться делать поделки из прищепок. Посмотрите, как это делается. Мальвина детально объясняет и показывает как сделать поделку. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно по объяснению. Буратино же чешет в затылке, рассматривает материал, приготовленный к занятию, и делает всё совсем другими способами.
Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет