Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

10.Комарова Т.С., Антонов А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников . издание 3-е. педагогическое общество России. М. 2005.

11.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №9.

12.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. Т.Ц. Сфера.2008.

13.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. Методическое пособие. Изд. «КАРАПУЗ» М. 2008.

15.Методические рекомендации  к «программе воспитания и  обучения в детском саду» / Сост. Русакова Л.В.  -   М. Просвещение, 1986.

16.Методические рекомендации  к « Программе воспитания и  обучения в детском саду». / Под  ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  – 3-е изд., исп. и доп. –  М.: «Мозаика – Синтез», 2008

17.Милан К. Удивительные прищепки. Книга для досуга. Изд. «Урал Л.Т.Д.» 2004.

 18.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23.

19.Мухина В.С. Психология  дошкольника. – М.: Просвещение, 1975

20.Немов Р.С. Психология, книга 2. - М.  Просвещение, 1995.

21.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

22.Программа воспитания и обучения в детском саду  /  Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 

23.Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 1995. - №12.

24.Риттерхофф А. Посмотрите, что я умею.  Изд. АКРИМ. 2004. 
25.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1986.

26.Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.

27.Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М. Академия 1997.

28.Федеральные государственные требования от 23 ноября 2009.

29.Фролова А.Н. Дошкольная педагогика : конспект лекций /Ростов н/Д : Феникс, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение № 3

Конспект занятия  по ручному труду в старшей  группе «Новогодняя игрушка из прищепки».

Цель: изготовление новогодних игрушек из прищепки на групповую елочку

Программное содержание:

Воспитывать умение работать по объяснению воспитателя, опираясь на наглядный пример.

Прищепки деревянные, глазки с подвижным зрачком, пайетки, клей ПВА, ножницы, салфетки, клеёнки, кисточки


 

Образовательные задачи:

  1. Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать её для украшения новогодней ёлки.
  2. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. 
    2. Украсить их по своему желанию.

Развивающие задачи:

1.Развивать чувство формы, цвета и композиции. 
2.Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. 
3. Формировать эстетическое отношение к интерьеру.

Воспитательные задачи:

1.  Воспитывать уверенность, самостоятельность. 
2. Воспитывать стремление доставлять радость окружающим, изготавливая подарки своими руками. 
3. Учить детей договариваться в процессе труда, воспитывать стремление помочь товарищам. 
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Предварительная работа:

Беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание новогодних игрушек, подготовка декора для бумажных игрушек (вырезание снежинок из фантиков и фольги). Оформление большой картонной коробки для сбора и хранения новогодних игрушек - самоделок. Рассматривание новогодних открыток, составление коллекции новогодних поздравительных открыток.

Словарная работа: шаблон, объемная.

Материалы, инструменты, оборудование:

Цветная бумага; картон; шаблоны геометрических форм, вырезанные из картона; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки для клея; гуашевые краски; баночки с водой; салфетки бумажные и матерчатые.

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

          Деятельность

             детей

Создание 

игровой

ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

демонстрация и анализ

 

 

показ воспитателем способа  изготовления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель рассказывает: 
- знаете, ребята, жители нашего игрового уголка все в заботах и хлопотах, готовятся к новогоднему празднику. А тут, смотрите - сидит в углу кукла Ариша и плачет. «Ты что, Аришенька, может тебе шапочки для новогоднего праздника не хватило?»- спрашивает ее кукла Мила. «Не- е- е-т, вот моя шапочка и корона у меня есть!»- всхлипывает Ариша, «А вот коробка для новогодних игрушек пустая, только в углу этой коробки осталась одна- единственная игрушка». «Где же игрушки?»- спросила Мила. «Пропали!»- заплакала горько Ариша. «Неужели мы без игрушек остались, чем же мы украсим группу?».

Воспитатель обращается к детям:

- ребята, неужели мы оставим группу без украшений? Давайте изготовим яркие, красочные, объемные игрушки, еще лучше прежних!

Воспитатель вынимает из коробки игрушку, показывает ее детям.

Воспитатель уточняет и показывает новый способ изготовления, комментируя свои действия и обращаясь за подсказками к детям:

- я задумала игрушку-  шишку, беру подходящую картонную  форму (овал) и цветную бумагу (желтого, голубого и др. цветов), отрезаю полоску нужной ширины . Далее прикладываю шаблон, обвожу простым карандашом и вырезаю. Затем приклеиваю к прищепке.

Получается игрушка, осталось украсить ее. А как?

воспитатель уточняет и обобщает ответы:

- Наклеить снежинки  из фантиков или фольги, конфетти, кусочки мишуры, нарисовать узор красками, пайетки и т.д.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети, используя шаблон, крепко прижимали его к цветной бумаге и обводили его простым карандашом.

 

 

 

 

 

Даёт положительный  анализ игрушек сделанных детьми от имени куклы, благодарит детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают игрушку

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Дети подсказывают разные способы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дети выбирают материалы и начинают мастерить

дети рассматривают свои игрушки, показывают их куклам и аккуратно складывают их в коробку, перекладывая слои бумагой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                                                                        Приложение № 4

Занятие на тему: «Семья веселых ежей».

Программное содержание: Познакомить с приемом резанья засушенного листа по прямой, упражнять в использовании этого приема флористики для создания более выразительного изображения предметов. Закрепить умения в создании аппликации из сухих листьев. Развивать мелкую мускулатуру руки, воспитывать интерес к работе с природным материалом.

Материал: листья ольхи, рябины среди засушенных листьев других деревьев, фон, клей ПВА, образцы, письмо.

Ход занятия: 1.Игровой прием: к детям пришла ежиха и сказала, что ее семье пришло письмо, а она никак не может собрать своих детей ежат, которые играют в волшебном лесу. В-ль предлагает детям изобразить маленьких ежат, но таких, которые бы были похожи на свою маму.

2. Анализ образца:

-Из какого материала,  сделана ежиха? ( из засушенных листьев).

-Какие листья потребуются  для туловища и для лапок  ежа?

-Из скольких листьев  сделаны голова и туловище? (из одного)

-Сколько лапок   у ежихи?(четыре)

-Почему на картинке  видны только две лапки?

-Какая спинка у  ежа? (колючая, неровная)

-Почему? (' на спине иголки) Какой животик? (гладкий)

-Что надо сделать,  чтобы у листочка одна сторона  была прямая , другая осталась с зубчиками? (разрезать листок)

-Правильно, почему  резать надо осторожно?(хрупкий) (показ приема резанья)

-Для каких деталей  еще надо разрезать листья? ( для лапок)

3. Выполнение аппликации  детьми.

-С чего начнете  работу? ( подбор листьев)

-Что будите делать дальше, (разрезать)

-Что наклеите в  первую очередь? ( туловище)

-Почему надо располагать  этот листок в центре фона. ( снизу надо приклеить лапки)

-Что надо сделать,  чтобы было ясно, что ежата  гуляли в лесу? ( наклеить деревья)

4. Анализ работ.

- Подумайте, какие получились ежата? (забавные, веселые, озорные...) Почему вы так думаете? Послушайте, что говорится в письме, которое получила семья ежей? ( приглашение в зоопарк на день рождение слоненка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение № 5

                         Игры на развитие мелкой моторики 

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти  очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо  рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Старшие дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга, детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

1. Игры-манипуляции

"Пальчик-мальчик, где  ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз,  два, три, четыре, кто живет вмоей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются  с большим пальцем (правой, левой  руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

 

"Грабли" - ладони  на себя, пальцы переплетаются между собой.

"Елка" — ладони  от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к  другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся  также упражнения, которые позволяют  детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые  упражнения в сочетании со  звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди  каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

Этот пальчик хочет  спать,

Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет