Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Мальвина рассматривает  обе работы, хвалит  Артемона и ругает  Буратино за выполненную работу.

Воспитатель: Уважаемые  родители и гости. Эта маленькая  инсценировка открывает наш вечер, тема которого - «Развитие творчества у детей 5-6 лет».  Давайте сейчас вместе вернёмся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью сохранить и развить их творческие начала.

Родители  высказывают свои мнения.

(Воспитатель настраивает  родителей на дискуссию, обмен  мнениями, задаёт вопросы). Что такое  детское творчество? Нужно ли  творчество ребёнку? В чём оно  может проявляться?  Можно ли  говорить, что детям присуще творчество?

Короткая  дискуссия.

Да, уважаемые родители, во многом вы правы. А вот, что говорят  о творчестве специалисты.

Комментарий педагога – психолога.

Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой  называют такую деятельность человека, при которой создаётся что то новое, оригинальное. Не важно будет это новое материальным, доступным органам чувств другого, или будет жить внутри самого человека – его мысли, чувства.

Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием.  В этом случае ребёнок воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действий. Второй вид – творческий. Например, водитель сначала обучается профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, о их всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию, здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.

В жизни ребёнка не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень  часто бывает необходимо проявить  творчество.  В жизни дошкольника  очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Не даром мы говорим, что дети – большие выдумщики и фантазёры. Но проходят годы, и решая задачи в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторенной дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

В жизни детей творческие способности могут выручить в  самых разных ситуациях. Воображение  обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней.

Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.

 Воспитатель: Каким  же образом можно развить творчество  у ребёнка- дошкольника? Я предлагаю вам , дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Приложение № 9

                                           СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как самим придумать  пальчиковые игры

Как самим придумать пальчиковые игры, в которые с удовольствием будет играть Ваш малыш. Мы поможем Вам научится сочинять для своего ребенка пальчиковые игры, которые поглотят все внимание малыша, а также прекрасно разовьют его мелкую моторику и вызовут бурный рост речевой активности. 
Когда наши детки вырастут, мы, родители, хотим видеть их успешными и счастливыми людьми. Успех и счастье обязательно приходят к тем людям, которые полностью сформировались как личности с правильными ценностями и умеют добиваться своих целей. Все это обязательно случится, только сейчас давайте сделаем первый и очень важный шаг, чтобы наши дети развивались красивыми, яркими и обреченными на счастливую жизнь людьми. 
Наверное, Вы согласитесь, что каждый малыш с рождения индивидуален, обладает собственным темпераментом и характером, а также по-разному реагирует на явления, предметы, животных. Вы замечаете, что малыш бурно реагирует на то, что Вам кажется обычным, и наоборот, совершенно равнодушен к тому, что Вам кажется важным и интересным. Особенно это заметно, когда покупаешь ребенку игрушку, с которой он в лучшем случае поиграет один вечер, а потом она будет месяцами постоянно болтаться у Вас под ногами.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение № 10

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

                                                                                  Учитель – логопед Перегримова М.А.

                                                                                                Воспитатель Плетенева Н.Г.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст  наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка  к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей  дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного  восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с  нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают  трудностив пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения  процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники  указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят  о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

 

 

 

 

 

                                  






Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет