Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.). Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………………………………..8
1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет………….. …….….............11
1.3. Возможности ручного труда……………………………………………………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет……………….……………………………………………………………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования……………………………………………..26
2.2. Результаты входной диагностики……………………………………………….27
2.3. Проектирование условий по развитию творческих способностей……………31
2.4. Апробация занятий……………………………………………………………….37
2.5. Результаты итоговой диагностики………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...……………………………………..............49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….........51-76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Теоретические и практические способности  отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим  размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности  в отличие от общих, и специальных, напротив чаще не сочетаются друг с другом. Вместе встречаясь только у одарённых детей.

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ребёнком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, словом – индивидуальное творчество в различных областях творческой деятельности.

Творческие способности – это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Важным моментом в развитии творческих способностей  у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности детей. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности и исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребёнка  носит творческий характер, то она  постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным  делом как средство проверки и  развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, открытием для себя новых знаний, в обнаружении в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая творческая деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, то есть на пределе возможности ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский [4, 206] назвал зоной потенциального (ближайшего)  развития. Деятельность, не находящаяся в пределе этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к  творческой деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка. Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности  ребёнка, при котором за неудачами (они исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.

1.2.Особенности психического развития детей 5-6 лет.

Характерной особенностью рассматриваемого возрастного периода  является постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При этом данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей тендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения [20,214].

Параллельно с познанием  окружающего мира продолжается у  ребенка в раннем детстве познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.

Я-концепция ребенка  продолжает формироваться через  его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками [25,96].

По мере того как ребенок  становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности. Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. В значительной степени содержание образа - Я ребенка является продуктом процесса социализации.

Основным условием для  успешного развития Я- концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, как подчеркивал К. Роджерс [18,29], удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

Развитыми личностными  новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.

Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если до 3 лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после 3 лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5-6 годам эти контакты завершаются образованием групп – детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная  деятельность детей. Это возраст  наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными, по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.

Однако дети могут  испытывать трудности при анализе  пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием  формы и их пространственного  расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно  привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два  круга (большой и малый) и два  квадрата (большой и малый). При  этом круги и квадраты различаются  по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения  в этом возрасте позволяет детям  сочинять достаточно оригинальные и  последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей  в игровой деятельности; структурированием  игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ - Я.

1.3. Возможности ручного труда

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если в начале он неловкими действиями может повредить игрушку, то впоследствии рука обретает твёрдость, точность, уверенность. Всё это важно для подготовки руки к письму.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий в процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В том труде всегда присутствует новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный  настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания игрушки очень важны для общего развития ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Занятия ручным трудом способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Когда ребёнок  сталкивается с трудностью, он пытается её самостоятельно решить. Под руководством воспитателя ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с различными материалами создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать  у детей контроль и оценку собственной  деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец  и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Информация о работе Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет