Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

 

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

 

1) Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания

Воспитание служит базисом для  более широких категорий, смысл  которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:

- В общем философском смысле  как приспособление человека  к условиям жизни;

- В социальном смысле – как  передачу опыта жизни и поведения  от старших поколений к младшим;

- В широком педагогическом смысле  – как процесс и результат  всех влияний на человека;

В узком педагогическом смысле –  как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью  формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

В практическом смысле – как процесс  и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание – двигатель  общественного развития.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком  себя как личности.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом  анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Cамовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.

2) Возникновение и развитие педагогической профессии.

Педагогическая профессия возникает когда образовательная деятельность обособилась в особую социальную функцию.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения  с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций в учебном  процессе. 

Педагогическая профессия оказывает  влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с учащимися, а также  эмоционально-волевой нагрузкой? педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Педагог должен хорошо знать и представлять специфику и особенности учебной  деятельности учащихся, процессом развития которой он управляет.

Своеобразие педагогической профессии  состоит и в том, что она  по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически  закрепились две социальные функции  – адаптивная и гуманистическая.

Адаптивная функция связана  с подготовкой учащихся к конкретным условиям современной социальной ситуации, а гуманистическая – с духовно-нравственным развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны  учитель подготавливает своих воспитанников  к конкретным запросам общества.  

А.Дистервег выдвигал общечеловеческую цель воспитания – служение истине, добру, красоте. Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям.

В.А. Сухомлинский – Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка – таков гуманистический смысл его педагогических трудов. 

3) Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности в педагогике.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды  развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Особенности развития и воспитания младших школьников.

Младший школьный возраст связан с  обучением детей в начальных  классах. Важными особенностями  характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом.  Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра.

Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

Подростковый возраст обычно называют переходным. В физическом развитии подростков можно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества.

Некоторые диспропорции наблюдаются  также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом.

Развитие мозга.  Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние.

Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст — это  период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Исчезает непропорциональность в  развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем  груди. Выравнивается соотношение  между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.

В старшем школьном возрасте большинство  учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится  к хорошо успевающим школьникам.

На более высокий уровень  поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и  чувства оказывают сильное воздействие  на нравственное формирование старшеклассников.

Развитие чувственной сферы  и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения.  Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга.

Весьма важно знать особенности  познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более  сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее  развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать  индивидуальную помощь в учении, развивать  их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять  изучению чувственно-эмоциональной  сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание типологии  характера каждого ученика, которое  поможет учитывать ее при организации  коллективной деятельности, распределении  общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

 

 

 

4) Воспитание как педагогический  процесс.

Процесс воспитания – сознательно  организуемое взаимодействие педагогов  и воспитанников, организация и  стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими  социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Современная теория считает, что воспитания состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действия педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Воспитывать – значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Прагматизм – философское педагогическое направление, выступающее за сближение  воспитания с жизнью, достижение целей  воспитания в практической деятельности. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную  активность учеников, всемерно её развивать  и стимулировать.

Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить  комплекс явлений, вызванных научно-технической  революции. Главные положения педагогики: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Сторонники нового гуманзма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания.

Экзистенциализм – философское  направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как Я предшествует его сущности и творит её. Каждая личность – неповторимая, уникальная особая. Каждый человек  – носитель своей нравственности. Учитель обязан заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести  устойчивую внутреннюю нравственность, обучая искусству смотреть только в  себя.

Неотовизм – религиозное философское  учение, получившее своё название от имени  католического богослова Фомы Аквинского. Неотомисты признают существование  объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость  от воли Бога. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию.

5)  Документы, определяющие  содержание образования

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"