Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
1) Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:
- В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;
- В социальном смысле – как
передачу опыта жизни и
- В широком педагогическом
В узком педагогическом смысле –
как специально организованное, целенаправленное
и управляемое воздействие
В практическом смысле – как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников), направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание – двигатель общественного развития.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Cамовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
2) Возникновение и развитие педагогической профессии.
Педагогическая профессия
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций в учебном процессе.
Педагогическая профессия
Педагог должен хорошо знать и представлять
специфику и особенности
Своеобразие педагогической профессии
состоит и в том, что она
по своей природе имеет
Адаптивная функция связана
с подготовкой учащихся к конкретным
условиям современной социальной ситуации,
а гуманистическая – с духовно-
А.Дистервег выдвигал общечеловеческую цель воспитания – служение истине, добру, красоте. Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям.
В.А. Сухомлинский – Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка – таков гуманистический смысл его педагогических трудов.
3) Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности в педагогике.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Особенности развития и воспитания младших школьников.
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра.
Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Подростковый возраст обычно называют переходным. В физическом развитии подростков можно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества.
Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом.
Развитие мозга. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности.
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние.
Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Исчезает непропорциональность в
развитии конечностей и туловища.
Увеличивается относительный
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам.
На более высокий уровень
поднимается у старших
Общественные переживания и
чувства оказывают сильное
Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.
Индивидуальные особенности
Возрастные особенности
Весьма важно знать
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
4) Воспитание как педагогический процесс.
Процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Современная теория считает, что воспитания состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действия педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Воспитывать – значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Прагматизм – философское
Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революции. Главные положения педагогики: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Сторонники нового гуманзма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания.
Экзистенциализм – философское
направление, признающее личность высшей
ценностью мира. Существование человека
как Я предшествует его сущности
и творит её. Каждая личность – неповторимая,
уникальная особая. Каждый человек
– носитель своей нравственности.
Учитель обязан заботиться о создании
свободной атмосферы, не ограничивать
процесс самовыражения
Неотовизм – религиозное философское учение, получившее своё название от имени католического богослова Фомы Аквинского. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию.
5) Документы, определяющие содержание образования
Учебный план - это сертификат учебного
заведения, определяющий:
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"