Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Образование – это воспроизводство, трансляция и освоение в жизнедеятельности  новых поколений особо устойчивых элементов культуры – традиций и опыта. Содержанием образования является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой на данный момент наиболее актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности.

В более узком смысле под образованием понимается единый процесс физического  и духовного становления личности, сознательно ориентированный на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные.

Образование как социальное явление  — это относительно самостоятельная  система, основной функцией которой  является систематическое обучение и воспитание членов общества.

Различают образование естественное (стихийное), происходящее в обществе постоянно в процессе межличностных отношений и общения, и специально организованное, которым занимаются специалисты - учителя, преподаватели, воспитатели. 

Результатом образования выступает  сформированное и проявленное качество под названием "образованность", которая может быть общей и профессионально содержательной.

 21. Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки

Другие формы организации  обучения

Урок как основная форма органично  дополняется другими формами  организации обучения. Часть из них  развивалась параллельно с уроком, т. е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия). Другие формы заимствованы из лекционно-семинарской системы  и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков можно  выделить следующие: 

деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, 
уроки-«суды», ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары,  интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное  и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода. 
22) Образовательный стандарт, его структура и функции 

Образовательный стандарт — это  обязательный уровень требований к  общеобразовательной подготовке выпускников  и соответствующие этим требованиям  содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. 

Стандарт образования включает:  1. описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; 2. требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;  3. максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. 

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы  предусматривает: 1. владение базовыми понятиями и умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) давать практическую интерпретацию понятия; 2. знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов; 3. умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации; 4. сформированность собственных суждений в области теории и практики данной образовательной области; 5. знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении; 6. владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. 

Государственный стандарт является базой  создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы. 
23) Возникновение и развитие организационных форм обучения

Форма обучения - целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. Суть ее заключалась в том, что учащиеся индивидуально занимались в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, когда ученик самостоятельно изучал материал учебника. В разные исторические периоды развития цивилизации индивидуальная форма обучения доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества. 

При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой  группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10-15 детей разного  возраста, уровень подготовки которых  был различным. Он поочередно спрашивал  у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности  каждому объяснял новый учебный  материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время  занимались своим делом. Это позволяло  учащимся приходить в школу в  разное время года и в любое  время дня. Крайне редко учитель  собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед.

Классно-урочной системы обучения, научно обоснованной Я.А.Коменским в книге «Великая дидактика». Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы должен быть урок. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось практическим упражнениям.

Классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных. Учитель испытывает трудности в учете индивидуальных особенностей учеников, не всегда может обеспечить организованное целенаправленное общение между учащимися.

Белл-ланкастерской. Эта система охватывала одновременно 600 и еще более учащихся. Сущность ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Но само качество обучения оставалось крайне низким и поэтому белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

Батавская система в США и маннгеймская в Западной Европе. Сущность первой из них состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая - на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались. С успевающими учениками работал сам учитель, а с отстающими – его помощник. Маннгеймская система характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения, учащиеся в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по классам на сильных, средних и слабых.

Бригадно-лабораторной системы, которая вытеснила урок. Задания по изучению курса или темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные присутствовали при этом. Отметки выставлялись одинаковые всем членам бригады. В 1932 г. обучение по этой системе в СССР прекратилось.

План Трампа – эта форма организации предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств обучения отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материал и углубленную проработку отдельных разделов курса в малых группах - 20%, на индивидуальную работу - 40%. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни. Однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. Учебная лекция предназначена для учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени. Целью учебной лекции является восприятие информации, ее осмысление, переработка и самостоятельное усвоение учебного материала. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.

Все формы обучения можно свести в четыре основные группы: индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

Основные формы организации обучения

Индивидуальные: Самостоятельное усвоение знаний, формирование учебных умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль (Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников)

Групповые: Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования (Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать)

Парные: Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем (Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности)

Коллективные: Каждый ученик попеременно выступает то в роли учителя, то в роли ученика, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников (Неумение начинающими учителями профессионально использовать данную форму, недостаточность времени на уроках)

24) Предмет, объект, задачи, методы, основные категории  педагогики

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

-нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

-изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

-разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

-прогнозирование развития образовательных систем;

-внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

-разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Как любая другая наука, педагогика характеризуется  своим набором  методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований.

Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

Основными категориями  педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"