Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Приучение

Приучение представляет собой организацию  планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность  на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует  соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без  ясного представления о том, что  должно быть усвоено.

Упражнение

Основное назначение упражнения как  метода воспитания — обеспечить приобретение детьми практического опыта коллективных отношений, необходимого для формирования у них коммунистических качеств  личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование  ценных способов действий как устойчивой основы общественного поведения.  
Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно  рождаются ситуации, в которых  обнаруживается и подвергается испытанию  на прочность вся система сложившихся  в нем воспитательных отношений. Открыть такую ситуацию, обнажить заключенный в ней конфликт, возникающую  или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Однако часто он не может ждать  такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать  такую внешнюю обстановку, которая  вызывает у учащихся необходимое  психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия  принято называть воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора.

15) Понятие и сущность  метода обучения

Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления  педагогически целесообразного  взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей  и направляющей роли учителя. 

Широко распространенным в дидактике  является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

16) Воспитание учащихся  в коллективе, семье и социуме

Особо весомый вклад в разработку теории и методики воспитательного  коллектива внес А.С.Макаренко.

Основные характерные признаки воспитательного коллектива.

Первый. Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно-полезная деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа).

Второй. Воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Единый общешкольный коллектив включает в себя коллектив педагогов и коллектив детей. Общий ученический коллектив делится на первичные коллективы - классы. В ученической производственной бригаде первичные коллективы - звенья. Кроме того, в каждом школьном коллективе создаются временные объединения учащихся - бригады дежурных, кружки, секции и т. п.

Третий. Воспитательный коллектив имеет органы управления: общее собрание (или конференция), совет школы, ученический комитет, его комиссии и советы. В первичных коллективах также работают общие собрания как коллективные органы управления. По поручению собрания функциями управления наделяются учащиеся, ответственные за разные участки работы. Управление в коллективе осуществляется также через систему дежурств по школе, классам, в бригаде и т. п.

Четвертый. Всю жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличают сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, здоровый образ жизни, выражающийся в четком выполнении режима, гигиенически и педагогически продуманном распорядке жизни детей.

Пятый. Мажорный стиль (А.С.Макаренко) и тон жизни коллектива, создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение и нацеливающий на преодоление трудностей.

Шестой. Тесные связи в окружающем социуме - с коллективами базовых заводов, хозяйств, учреждений, которые обогащают школьный воспитательный коллектив социальным опытом и новыми традициями.

Седьмой. Постоянное обогащение и усложнение жизни воспитательного коллектива, совершенствование его структуры и системы органов самоуправления, повышение уровня активности и дисциплины его членов, наращивание полезных традиций, укрепление связей с другими коллективами.

Кроме названных признаков, коллектив  выделяется еще и другими важными  особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, защищенность.

Семья – воспитательная среда ребенка

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и  близкие родственники.

Выделяются 4 типа взаимоотношений  родителей и детей в семье: диктат, попустительство, опека, сотрудничество.

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя). 

 

 

17) Методы стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся   

Методы стимулирования и мотивации  учебной деятельности: методы формирования познавательных интересов и методы формирования чувства долга и  ответственности в учении.

Методы формирования познавательных интересов требуют применения таких  приемов: создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных  аналогий, удивления (вследствие необычности  приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных  и житейских толкований, например явлений природы.

К методам стимулирования и мотивации  учения относится метод создания познавательного спора (учебные  дискуссии, учебные диспуты). Его  назначение — создание повышенного  интереса к теме. Включение обучаемого в ситуации научного спора не только углубляет его знания, но и вызывает на этой основе особый интерес к  учебе.    

Репродуктивные и проблемно-поисковые  методы обучения основываются на степени  творческой активности в познании новых  законов понятий, категорий, явлений.

Репродуктивный метод предполагает подачу готовых фактов, доказательств, а также определение понятий. Педагог акцентирует внимание на главном, чтобы усвоить это особенно прочно. Так строятся и лекция, и  беседа.

Проблемно-поисковые методы применяются  в ходе проблемного обучения. При  их использовании педагог создает  проблемную учебную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных  подходов к решению проблемы.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Методы контроля — это способы  получения обратной информации о  содержании, характере и достижениях  учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя.

Педагогические требования к осуществлению  и оцениванию знаний, умений и навыков: методы устного контроля; методы письменного  контроля; методы лабораторно-практического  контроля; методы машинного контроля.

В зависимости от места контроля в учебном процессе выделяют контроль текущий, промежуточный и итоговый, органическое сочетание которых позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью обучаемых.

18) Формирование мировоззрения,  нравственно-эстетической и гражданской  культуры личности

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение определяет его поведение и поступки человека в обществе. 

Основные типы мировоззрения: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое. Структура мировоззрения включает в себя интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический компонент.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему.

Мировоззрение включает в себя понятия о справедливом и несправедливом, о прекрасном и безобразном, о добре и зле и целый ряд других понятий, в которых выражается оценочное отношение человека к миру. Знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития.

В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение всегда связано с убеждением.

В силу этого мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью.

Мировоззрение людей формируется  и развивается на протяжении всей сознательной жизни, но более интенсивно этот процесс протекает в школьные годы, в период систематического приобщения к основам наук.

Одна из существенных характеристик  мировоззрения – это степень самостоятельности и прочности убеждений, характеризующих мировоззренческие устои человека. Мировоззрение может быть подражательным, сочетающим в себе различные, иногда случайные позиции, приспособленческим, и потому непрочным, шатким. Как правило, человеку бывает трудно жить с такими мировоззренческими принципами, поскольку ему сложно разобраться в самом себе.

19) Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности

Образование – это непрекращающийся процесс целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта. 

Важной чертой отечественной практики непрерывного образования в последние  годы становится самостоятельный выбор  образовательных целей и средств  их достижения. Переход образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, личностное саморазвитие обучающихся.

Непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса.

Самообразование рассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:

1. Как целенаправленная познавательная  деятельность, управляемая самой  личностью;

2. Как самостоятельное приобретение  человеком систематических знаний  в какой-либо области науки,  техники, культуры, политической  жизни.

К числу основных видов самообразования относятся общее и специальное самообразование. Основной формой самообразования выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы.

Начало XXI в. характеризуется гуманизацией самообразования. Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). 

В период обучения в высшем учебном  заведении помимо самостоятельной  работы с учебной и научной  литературой, важную роль играют занятия  в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских  бюро, участие в индивидуальных и  групповых исследовательских работах и др.

20) Образование как ценность, процесс, система и результат.

Образование представляет собой сложный  социально-исторический феномен, исследованием  которого занимается ряд различных  областей научного знания и человеческой мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"