Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.
25) Система образования Республики Беларусь
В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании в Республике Беларусь». В соответствии со ст. 14 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает: 1. Дошкольное образование 2. Общее среднее образование 3. Внешкольные формы образования 4. Профессионально-техническое образование 5. Среднее специальное образование 6. Высшее образование 7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров 8. Повышение квалификации и переподготовку кадров 9. Самостоятельное образование граждан.
В Законе изложены принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, преемственность и непрерывность, научность, приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.
Общее среднее образование нацелено
на достижение следующих целей:
Обеспечение духовного и физического
развития личности.
Подготовка молодого поколения к полноценной жизни в социуме.
Воспитание достойных граждан своей страны.
Овладение основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда.
Формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, понимание важности здорового образа жизни.
Подготовка к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования, началу трудовой деятельности.
Любой гражданин республики имеет практические возможности реализовать свое конституционное право на образование на белорусском и русском языках. При этом во главу угла ставится право свободы выбора языка обучения.
26) Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности
Педагогическое мастерство
Основными характеристиками педагогов-мастеров
считают умение в доступной форме
излагать сложные проблемы, своим
преподаванием увлечь каждого, направить
активную деятельность на творческий
поиск новых знаний; умение наблюдать,
анализировать жизнь учащихся, причины
того или иного поступка, факты
и явления, влияющие на развитие личности;
способность преобразовывать
В педагогическое мастерство включаются не только общая эрудиция учителя, не только овладение способами умело, доступно, с надлежащим эффектом передавать знания и опыт человечества, но и тонкая ориентировка в настроении учащихся.
Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений.
Педагогическое творчество – это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых знаний, умений, продуктов педагогической деятельности. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инновации: В отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог – новатор, создаёт авторскую педагогическую технологию.
Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены.
Детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:
детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;
обеспечивает видовые задатки
человека как представителя
от родителей к детям
жестко генетически
к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов
Переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования.
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей.
2. Наследование специальных
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные
3. Наследование моральных
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой.
Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:
социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;
ближняя среда (семья, родственники, друзья).
Педагоги всего мира признают огромную
важность среды, однако при оценке степени
влияния среды взгляды
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать ``зону ближайшего развития'', которая в дальнейшем перешла бы в ``зону актуального развития''.
28) Сущность и структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей и функций в обществе.
Педагогическую деятельность рассматривают как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и саморазвитие.
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входит ряд профессиональных способностей.
Дидактические способности – способности преподавателя передавать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, излагать им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудное - легким, сложное - простым, непонятное - ясным и понятным.
Академические способности – способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом, проявляет к нему устойчивый интерес.
Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир обучаемого, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его душевного состояния.
Речевые способности – это те способности, которые позволяют четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Изложение материала должно строиться таким образом, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории.
Организаторские способности – способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
Коммуникативные способности – способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.
Педагогическое воображение – это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его способности и ум.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина определила структуру деятельности учителя, в которую включила пять функциональных компонентов:
1. Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностях учащихся, а также о самопознании.
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"