Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Большую роль в педагогическом общении играет принцип умеренности. Так, его реализация в отношении такого бесспорно важного момента в педагогическом общении, как юмор, предполагает выведение из арсенала педагогических средств иронии, сарказма. Обязательно выполнение следующих правил: не нужно перехлестывать в подшучивании над собой; никогда не веселитесь за счет высмеивания других педагогов; помните, что даже добродушная шутка или подтрунивание над учениками может обернуться для них душевной травмой — особенно в присутствии других детей.

Принцип умеренности необходим  и в отношении реагирования педагога на меняющееся поведение детей в  процессе общения.

Процесс педагогического общения подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами».

Эффект имиджа. Эффект первых фраз. Эффект релаксации. Эффект рассеяния 

Большое значение в работе над собственной  речью играет ее очистка от типичных ее недостатков:

эгоцентризм (привычка переводить разговор на себя и на свои дела, высказывать  не к месту свое отношение к  обсуждаемому вопросу, вместо того чтобы  говорить о сути дела; самоуглубленность  в свои успехи и неудачи);

банальность (изложение хорошо известных  или очевидных вещей);

низкая эмоциональность (монотонность; равнодушие к собеседникам, угрюмость);

льстивость (показное дружелюбие, панибратство, неоправданное сокращение дистанции  с деловой до интимно-личной); отвлеченность (уход от основной темы).

Эмпатия –ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки.

34) Сущность понятия «педагогическая  инновация»

Понятие “инновация“ впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, - инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию  совместной деятельности учителя и  учащегося. 

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. 

Виды педагогических инноваций

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

1. По видам деятельности педагогические  инновации бывают педагогические  – те, которые обеспечивают педагогический  процесс, и управленческие –  это те, которые относятся к  управленческой стороне педагогической  деятельности.

2. По характеру вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на радикальные, т.е. те, которые основываются на принци-пиально новых идеях и подходах, комбинаторные – это такие педагогиче-ские инновации, которые сочетают в себе известные элементы, и модифицирующие, которые направлены на совершенствование и дополнение существующих образцов и форм.

3. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации классифицируются на локальные, такие, которые включают в себя независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные, которые включают в себя взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций и системные, которые заключаются в полной реконструкции системы как целого.

4. По масштабу использования  педагогические инновации бывают  единичные и диффузные.

5. По источнику возникновения  педагогические инновации бывают  внешние, источник которых находится  за пределами педагогической  системы, внутренние – такие  инновации разрабатываются в  рамках определённой образовательной  системы.

35. Понятие цели образования.  Социальная обусловленность и  конкретно-исторический характер  целей образования. Образовательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление педагогических усилий обучающих и обучаемых, осознание их конечных результатов, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный  христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и  другие. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.

На определение государством социального  заказа в области образования  большое влияние оказывают общемировые  тенденции в решении этого  вопроса. Все страны, подписывавшиеся  под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в  которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что  образование ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям  ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок  проживает, страны его происхождения  и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах  истины, добра и красоты.

(В. М. Бехтерев.)

Глобальные, стратегические цели образования  в нашей стране изложены в законе Республики Беларусь «Об образовании» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и других директивных документах в области  образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души». Античное воспитание—это и воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.

Зародившись в Древней Греции, идея гармоничного сочетания внешних  физических и внутренних духовных достоинств человека стала выполнять функцию  идеала, цели воспитания. Однако содержание толкования идеи всестороннего и  гармонического развития личности человека было в разные эпохи различным. Так, в системе афинского воспитания эта идея реализовалась через  единство умственного, нравственного  и физического воспитания. Педагоги-гуманисты  эпохи Возрождения (XIV—XV вв.) также  видели цель воспитания в единстве умственного, нравственного, физического, эстетического развития и не связывали  ее с трудовым воспитанием. О всестороннем развитии человека в процессе соединения обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появление социально-экономических  предпосылок для всестороннего  формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.

Всестороннее гармоническое развитие личности ставилось в качестве цели воспитания в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в  частности в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов  утверждают, что в качестве цели-идеала идея формирования всесторонне и  гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность. Не отрицая этого, большинство  педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в современных  социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме  того, в одном человеке не могут  быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому  в настоящее время цель-идеал  воспитания трактуется педагогами как  формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических  процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. «Гармоническое развитие имеет в  виду установление соразмерных и  стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим  собой» (И. И. Прокопьев). Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

36) Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать материальные и духовные продукты труда и пользоваться ими. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры и социального опыта.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода, является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. "Индивидом рождаются, а личностью становятся"

Личность—системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Она может проявляться в отдельных чертах темперамента, характера, привычках, в особенностях познавательных процессов.

Наиболее характерными признаками личности являются:

высокий уровень интеллектуального, духовно-нравственного и психического развития,

способность сознательно управлять  собственным поведением в любой  жизненной ситуации,

способность оценивать последствия  принятого решения и отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет,

способность господствовать над случайностями  и изменять обстоятельства жизни  в соответствии со своими принципами, целями и задачами,

способность к самосовершенствованию.

37) Понятия «метод обучения»,  «приём обучения». Различные подходы  к классификации методов обучения

Классификация методов

Различные подходы к определению  понятия «метод обучения»:

- способ организации познавательной  деятельности учащихся;

- способ упорядоченной, связанной  деятельности преподавателя и  обучамых, направленный на решение задач преподавания;

- способ достижения цели обучения, представляющий собой систему  последовательных упорядоченных  действий учителя, организующего  с помощью определённых средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта.

Метод обучения - способы профессионального  взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно воспитательных задач.

Методы реализуются в педагогической деятельности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных. Прием обучения – составная часть  или отдельная сторона метода обучения. Приемы определяют своеобразие  методов работы педагога и учащегося. Правило обучения – конкретное указание, нормативная модель приема обучения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"