Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"
Большую роль в педагогическом общении играет принцип умеренности. Так, его реализация в отношении такого бесспорно важного момента в педагогическом общении, как юмор, предполагает выведение из арсенала педагогических средств иронии, сарказма. Обязательно выполнение следующих правил: не нужно перехлестывать в подшучивании над собой; никогда не веселитесь за счет высмеивания других педагогов; помните, что даже добродушная шутка или подтрунивание над учениками может обернуться для них душевной травмой — особенно в присутствии других детей.
Принцип умеренности необходим и в отношении реагирования педагога на меняющееся поведение детей в процессе общения.
Процесс педагогического общения подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами».
Эффект имиджа. Эффект первых фраз. Эффект релаксации. Эффект рассеяния
Большое значение в работе над собственной речью играет ее очистка от типичных ее недостатков:
эгоцентризм (привычка переводить разговор на себя и на свои дела, высказывать не к месту свое отношение к обсуждаемому вопросу, вместо того чтобы говорить о сути дела; самоуглубленность в свои успехи и неудачи);
банальность (изложение хорошо известных или очевидных вещей);
низкая эмоциональность (монотонность; равнодушие к собеседникам, угрюмость);
льстивость (показное дружелюбие, панибратство, неоправданное сокращение дистанции с деловой до интимно-личной); отвлеченность (уход от основной темы).
Эмпатия –ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки.
34) Сущность понятия «
Понятие “инновация“ впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, - инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Виды педагогических инноваций
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
1. По видам деятельности
2. По характеру вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на радикальные, т.е. те, которые основываются на принци-пиально новых идеях и подходах, комбинаторные – это такие педагогиче-ские инновации, которые сочетают в себе известные элементы, и модифицирующие, которые направлены на совершенствование и дополнение существующих образцов и форм.
3. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации классифицируются на локальные, такие, которые включают в себя независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные, которые включают в себя взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций и системные, которые заключаются в полной реконструкции системы как целого.
4. По масштабу использования
педагогические инновации
5. По источнику возникновения
педагогические инновации
35. Понятие цели образования.
Социальная обусловленность и
конкретно-исторический
В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и другие. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.
На определение государством социального
заказа в области образования
большое влияние оказывают
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
(В. М. Бехтерев.)
Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе Республики Беларусь «Об образовании» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и других директивных документах в области образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души». Античное воспитание—это и воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.
Зародившись в Древней Греции, идея
гармоничного сочетания внешних
физических и внутренних духовных достоинств
человека стала выполнять функцию
идеала, цели воспитания. Однако содержание
толкования идеи всестороннего и
гармонического развития личности человека
было в разные эпохи различным. Так,
в системе афинского воспитания
эта идея реализовалась через
единство умственного, нравственного
и физического воспитания. Педагоги-гуманисты
эпохи Возрождения (XIV—XV вв.) также
видели цель воспитания в единстве
умственного, нравственного, физического,
эстетического развития и не связывали
ее с трудовым воспитанием. О всестороннем
развитии человека в процессе соединения
обучения с производительным трудом
мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты.
Появление социально-
Всестороннее гармоническое
36) Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать материальные и духовные продукты труда и пользоваться ими. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры и социального опыта.
Индивид — отдельный представитель человеческого рода, является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. "Индивидом рождаются, а личностью становятся"
Личность—системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Она может проявляться в отдельных чертах темперамента, характера, привычках, в особенностях познавательных процессов.
Наиболее характерными признаками личности являются:
высокий уровень интеллектуального,
духовно-нравственного и
способность сознательно управлять собственным поведением в любой жизненной ситуации,
способность оценивать последствия принятого решения и отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет,
способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими принципами, целями и задачами,
способность к самосовершенствованию.
37) Понятия «метод обучения»,
«приём обучения». Различные
Классификация методов
Различные подходы к определению понятия «метод обучения»:
- способ организации
- способ упорядоченной,
- способ достижения цели
Метод обучения - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно воспитательных задач.
Методы реализуются в
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"