Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"
3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
- научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
- "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником в процессе наблюдения, организованного учителем;
- вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачи социального опыта
в педагогической деятельности являются:
Продукт педагогической деятельности –
формируемый у ученика индивидуальный
опыт во всей совокупности аксиологических,
нравственно-этических, эмоционально-смысловых,
предметных, оценочных составляющих. Результатом
педагогической деятельности являются
развитие обучающегося, его личностное
и интеллектуальное совершенствование;
становление его как личности, как субъекта
учебной деятельности.
29) Педагогика как наука
Слово «педагогика» означает «детоведение», «детовождение».
Педагогическая мысль
Источником педагогического
Среди теорий, сыгравших первостепенную роль в становлении и развитии педагогической науки, следует отметить: -теорию элементарного образования И.Г.Песталоцци, -теорию воспитывающего обучения И.Ф.Гербарта, -общую теорию развития личности К.Д.Ушинского, -теорию свободного воспитания Л.Н.Толстого, -теорию организации детского воспитательного коллектива А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, -теорию содержания образования и методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.
Предмет педагогики и ее основные категории.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». В своем единстве они образуют предмет изучения педагогической науки.
Воспитание призвано обеспечивать преемственность поколений в жизни общества.
При этом воспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит воспитанников в мир культуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 2) работает над собой; 3) обучается способам общения и манерам поведения.
Вторая категория педагогики — «образование» — понимается
как:
1) ценность развивающегося человека и
общества; 2) процесс целенаправленного
сознательного обучения и воспитания
человека; 3) усвоение культурных ценностей,
идеалов и норм; 4) результат обучения;
5) система.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора).
Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Задачи педагогической науки.
1) задача познания закономерностей воспитания, образования, обучения. 2) разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека; 3) уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата педагогики; 4) совершенствование методологии и методов педагогических исследований; 5) поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры и гражданского становления личности; 6) разработка базового компонента общего среднего образования, его содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения
30) Понятие о педагогических ценностях
Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Педагогические
ценности зависят от социальных, политических,
экономических отношений в
Педагогические
ценности представляют собой нормы,
регламентирующие педагогическую деятельность
и выступающие как
Классификация педагогических ценностей:
Социально-педагогические ценности - это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностные педагогические ценности - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.
Ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.
Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Ценности-средства
- это три взаимосвязанные подсистемы:
собственно педагогические действия,
направленные на решение профессионально-
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности.
31) Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента
Эксперимент - часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений); комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.
Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента:
• дидактический (содержание, методы, средства обучения);
• воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);
• частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);
• управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);
• комплексный.
Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:
• индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты);
• групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;
• ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.
Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют: внутрипредметный, межпредметный, внутришкольный (общешкольный), межшкольный, региональный (районный, городской) эксперименты.
По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).
2) Характер анализа объекта
В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:
• разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств);
• констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений):
• формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий):
• контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса);
• срез — разновидность
• дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов;
• повторный эксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов).
Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики (личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности; качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений; мастерство учителей, воспитателей, руководителей).
Б) Формулирование проблемы, темы.
Пример проблем;
“Воспитание в условиях дифференцированного обучения” (каковы должны быть особенности воспитания?).
Конкретный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектов исследования).
В) Актуальные проблемы эксперимента.
- Проблемы развития личности
- Проблемы коллективного
- Дидактические проблемы:
- Проблемы управления и педагогизации окружающей среды
Диагностический этап обязательно включает изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в передовом и новаторском опыте важнейших источников идей для решения намеченных проблем.
2) Прогностический этап.
Прогностический этап эксперимента представляет
предположительное нахождение путей
решения выдвинутых проблем, разработку
целей и задач, построение гипотез
и конструирование плана—
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"