Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

• позиция целесообразного вмешательства в конфликт 

В динамике развития конфликта выделяется ряд стадий.

1. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

2. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния.

3. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Среди конфликтов между учителем и  учеником выделяются следующие конфликты:

деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

11) Логика педагогического исследования

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.

2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).

3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

Данная логика отражена, например, в системе задач, ведущих к  достижению цели, обозначенной в исследовании Е.В. Бережновой: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики. Это следующие задачи.

1. Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и на практике.

2. Раскрыть содержание понятия «методологическая культура» и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза.

В целом эти две задачи соответствуют  этапу эмпирического описания. При  этом определение содержания понятия  «методологическая культура» служит одним из источников построения теоретической  модели.

3. Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентов педагогических вузов.

Это представление – теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования  и действия факторов, способствующих овладению методологической культурой.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы определить пути создания этих условий.

Это задача построения нормативной  модели, т. е. общего представления о том, что нужно сделать для того, чтобы в процессе преподавания педагогики данные условия проявились в реальности.

5. Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для преподавателей педагогических вузов.

Выполнение этой задачи завершается  построением проекта деятельности преподавателей педагогических вузов, направленной на формирование у студентов  методологической культуры.

В педагогических дисциплинах, непосредственно  не связанных с практикой (сравнительная  педагогика, история педагогики), в  эту логику потребуется внести коррективы в зависимости от конкретного  наполнения и степени опосредования теоретических и нормативных представлений. Логика каждого исследования специфична и своеобразна.

12) Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

К основным методам  контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление  воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно  полезной деятельности, деятельности органов  ученического самоуправления; создание ситуаций для  изучения поведения  воспитуемых.

Педагогическое  наблюдение характеризуется  непосредственным восприятием  деятельности, общения, поведения личности в целостности  и динамике их изменения. Различают разнообразные  виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и  дискретное, монографическое  и узкое и пр.

Наблюдения должны носить систематический  характер. Важно хорошо продумать систему  фиксации наблюдаемых  фактов (записи в  дневник наблюдений, в карту наблюдений).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам  выяснить степень  информированности  учащихся в области  нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины  отклонений от выполнения этих норм, когда  они наблюдаются. Одновременно учителя  фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить  и качество своих  воспитательных влияний, отношение детей  друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются  психологические  опросники, которые  выявляют характер отношений  между членами  коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем  или иным членам его. Такие опросники  позволяют своевременно выявлять возникающие  противоречия и принимать  меры по их быстрому и умелому разрешению.

Опытные воспитатели  для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его  умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания  в конкретных ситуациях, дифференцированно  подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и  прилежание, роль учителя  в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

О результативности воспитания свидетельствуют  такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

 

 

 

13) Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

Существует 4 основных вида контроля в процессе обучения:

1. Предварительный контроль проводится  с целью получить информацию  о начальный уровень знаний  учащихся. Это вступительные экзамены, проверочные контрольные работы  на первом курсе в профтехучилищах,  перед изучением новых предметов,  тем. Результаты контрольных работ  необходимы для прогнозирования  дальнейшего учебного процесса.

2. Текущий контроль проводится  с целью получения информации  о степени усвоения учебного  материала в ходе изучения  основ наук. Он необходим для  обратной связи, мотивации, активизации  учащихся, корректировки учебного  процесса и совершенствования  методики. Для этого учитель проверяет  ежедневно домашние задания, классные  письменные работы, ученические  тетради, применяет устный опрос  - фронтальное, индивидуальное и  уплотненное. Текущий контроль  стимулирует учеников к систематической самостоятельной работы.

3. Периодический контроль проводится  после изучения логически завершенной  части программы, в конце учебного  периода (четверти, полугодия). Он  плановый, определенный характер, служит  для самоанализа труда учителя.  Конкретные методы этого контроля  зависят от предмета. Письменная  контрольная работа не должна  быть неожиданностью для учащихся, ее тема и дата объявляются  заранее, материал добирается, как  правило, средней трудности, применяется  вариантность. Анализ контрольной  работы проводится на следующем  уроке: выясняются ошибки, вызываемые  к доске ученики, которые их  допустили, вместе с ними повторяет  весь класс. Устная контрольная  работа: задачи и вопросы раздаются  учащимся в виде индивидуальных  карточек или диктуются.

4. Итоговый контроль осуществляется  в конце учебного года в  виде переводных экзаменов по  основным предметам и годовых  контрольных работ или зачетов  (в старших классах) за весь  пройденный материал. Существуют  министерские, директорские контрольные  работы. Экзамены, Тестовые задания можно разделить на следующие группы: а) задачи в виде вопросительных или утвердительных предложений, содержание которых требует от ученика короткой и точного ответа б) задачи, в которых учащиеся должны заполнить пропуски. По дидактическим назначением тесты классифицируют на: а) тесты в дополнение б) тесты на использование аналогии в) тесты на изменение элементов ответа.

Взаимоконтроль - это метод взаимопомощи сильных школьников слабым. Учитель не должен допускать искусственных средств вытягивания слабого (подсказки, шпаргалки, списывание).

Самоконтроль.

Основными функциями оценивания учебных  достижений учащихся являются:

- контролирующая, которая предусматривает установление уровня достижений отдельного ученика (класса, группы), дает возможность учителю своевременно планировать и корректировать работу и методику изучения последующего материала;

- обучающая, предполагает такую ​​организацию оценивания учебных достижений ученика, его проведение способствует совершенствованию подготовки ученика, группы или класса;

- диагностическая, которая является основой диагностического подхода в деятельности учителя и помогает ему устанавливать причину трудностей, с которыми сталкивается ученик в процессе обучения, выявленных пробелов в его знаниях и умениях;

- воспитательная проявляется не только в цели и содержании задач, но и в методике их реализации учителем, в следующем комментировании и оценке работ.

14) Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции —  это процессы, цели которых находятся  не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия — это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.

Советской педагогикой обнаружен  ряд общих закономерностей, обуславливающих  методы педагогического руководства  деятельностью и формированием  опыта общественного поведения  школьников.

1. Все виды деятельности, имеющие  общественные цели, потенциально  обладают определенными воспитывающими  возможностями. 

2. Даже объективно ценная обществу  деятельность может не повлиять  положительно на воспитуемого, если  она не имеет для него «личностного  смысла» 

3. В итоге воспитательных воздействий  у школьников формируется готовность  к выбору цели и способов  деятельности.

4. По отношению к формированию  личности школьника деятельность  остается нейтральным процессом,  если не найдены и не реализованы  соответствующие способы ее педагогической  инструментовки.

Общественное мнение

Воспитатель всегда стремится к  тому, чтобы его требование стало  требованием самого коллектива. Для  формирования здорового общественного  мнения учитель привлекает воспитанников  к коллективному обсуждению всех более или менее значительных явлений и событий в жизни  класса и школы, приучает их давать последним принципиальную оценку.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"