Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Выделяется также ряд вспомогательных педагогических дисциплин, задачей которых является углубленное исследование проблем воспитания, обучения и образования на основе привлечения межпредметных связей. Возникновение этих отраслей было связано с усилившимися процессами интеграции научных отраслей в конце Х?Х – ХХ вв. К этой группе можно отнести историю образования и педагогической мысли, сравнительную педагогику, этнопедагогику, философию воспитания, социальную педагогику, педагогическую психологию, социологию образования и др.

Специальная педагогика, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия. 

В отдельную группу выделяются методики преподавания различных дисциплин. К. настоящему времени оформились методики преподавания основных учебных дисциплин, изучаемых в школе (методика преподавания физики, химии, географии, истории и  т. д.), а также методики разделов, составляющих содержание воспитательно-образовательной работы детского сада (методика физического воспитания, нравственного воспитания, эстетического воспитания и т. д.). Складывается и методика преподавания отдельных вузовских курсов (методика преподавания философии, педагогики, психологии и др.). Они содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам Частные методики накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями. 

Все разновидности педагогики имеют  свой предмет исследования и в  то же время составляют взаимосвязанную  систему, дополняют друг друга и  постоянно развиваются.

Связь педагогики с другими науками.

Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому  педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание личности, педагогика связана с антропологическими науками, которые изучают человека с разных сторон.

Связь педагогики и философии является наиболее длительной еще со времен И.Ф.Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда педагогических концепций. Не случайно многие философы обращались к педагогической проблематике (Гегель, Кант, Локк, Дидро, Руссо, Гельвеций и др.). В настоящее время философия составляет методологический фундамент педагогики, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т.д.).

В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную научную  отрасль, имеющую ряд самостоятельных  областей, исследующих определенный круг психологических явлений. Из них  для развития педагогики наибольшее значение имеют возрастная и педагогическая психология.

Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, и вооружает педагогику ценными данными и фактами для исследования воспитания в коллективе и разработки методов и средств воздействия на учащихся через воспитательный коллектив.

Дифференциальная психология - отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием индивидуально-психологических различий людей, помогает педагогике в решении проблемы индивидуализации обучения и воспитания, осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Инженерная психология исследует взаимоотношения человека и техники. Она выявляет условия эффективности работы человека с техническими устройствами, а также определяет требования к конструкции технических устройств с тем, чтобы они соответствовали психофизиологическим возможностям человека.

Связь педагогики и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата.

Исключительно ценными знаниями о  природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек. Большое влияние на дальнейшее развитие педагогики оказали идеи И.П.Павлова о типах темперамента, ассиметрии полушарий головного мозга, процессах торможения и раздражения, значении динамического стереотипа и др. 

43) Сущность и содержание  нравственной и эстетической  культуры личности

Нравственная культура - это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная культура соотносится  с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества и противопоставляется  антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным  явлениям. Нравственная культура характеризуется  проявлением в системе поведения  и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др. 

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.

Содержание эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического  сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, утверждение в поведении, общении и деятельности людей  прекрасного и возвышенного как  ценностей и регулятивов. В-третьих, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-четвертых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-пятых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности. 

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные  элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с  различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов  отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры

44) Понятие о содержании образования

Содержанием образования называют систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни. Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

В истории педагогики известны различные  теории формирования содержания образования. Сторонники теории формального образования считали, что главным в содержании общего образования является не знание основ науки, а развитие познавательных способностей — мышления, умения рассуждать, воображения, памяти. Учение, утверждали они, гимнастика ума. В содержание образования включаются соответствующие учебные предметы для развития умственных способностей.

Эта теория получила практическое воплощение в русской классической гимназии Х?Х века, где изучались современные западноевропейские и древние языки. Основное внимание обращалось на заучивание грамматических форм и текстов. Сторонниками формального образования были Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) и др. 

Сторонники теории материального образования (Г.Спенсер и др.) в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвигали полезность знаний. Сначала это имело прогрессивное значение, а потом привело к утилитарному подходу, принижению роли знаний и абстрактного мышления. Прагматическая педагогика Д. Дьюи, получившая широкое распространение в США в первой половине ХХ века, отстаивает обучение посредством «делания», основывается на личном опыте ученика. Эта педагогическая теория опирается на философию прагматизма, которая считает истинным лишь то, что приносит практическую пользу.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той  или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности.

45) Сущность и виды средств обучения

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.  

Объекты, выполняющие функцию средств  обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию  на качество знаний, на развитие различных  способностей, их эффективности в  учебном процессе.

По составу объектов различают  материальные и идеальные средства обучения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. К материальным средствам относятся: учебники и учебные пособия, таблицы, модели, макеты, информационные средства, компьютер, учебно-технические средства, лабораторное оборудование помещения, мебель, расписание занятий и т.д. Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

Наглядные средства обучения являются важнейшими в составе материальных средств. Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты)

2.Печатные пособия (картины,  плакаты, графики, таблицы, учебники)

3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды) 

Для использования проекционного  материала применяют технические средства обучения (ТСО). Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. Важную роль в обучении играют коллекции и модели.

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить  на средства преподавания и средства учения.

В преподавании используются средства наглядности, демонстрационное оборудование, информационные средства обучения, компьютер, электронные доски. Одним из основных средств преподавания является речь учителя, которая должна удовлетворять следующим требованиям: 1) грамматическая правильность; 2) точность; 3) образность; 4) экономичность; 5) эмоциональность.

К средствам учения относятся: учебники, тетради, ручки, дидактический раздаточный  материал, карточки, схемы, опорные  конспекты, лабораторное оборудование, персональные компьютеры, информационные средства индивидуального обучения, т.е. все то, чем пользуются учащиеся для усвоения новых знаний.

46) Структура педагогического  процесса

Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов: цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, средства обучения, преподаватель, учащийся.

Все эти методы связаны между  собой.

В.Я. Свирский представляет систему педагогического процесса немного иначе:

– интеллектуальное взаимодействие;

– цели – результат процесса;

– собственная деятельность преподавателя;

– собственная деятельность учащихся;

– эмоциональное взаимодействие.

Белкин Е.Л. представляет педагогический процесс как педагогическую систему – часть социальной системы. Предлагаемая система Белкина состоит из шести элементов, все элементы связаны между собой и представляют перевернутое дерево:

– цели обучения и воспитания;

– содержание обучения и воспитания;

– технология обучения и воспитания;

– организационные формы;

– педагог;

– учащийся.

Педагогический процесс - способ организационного воспитания, воспитательных отношений, который заключается в целенаправленном отборе и использовании факторов развития участников данного процесса. Педагогический процесс создает  педагог. Любой педагогический процесс  независимо от того, какой педагог  его организует, будет иметь одинаковую структуру (именно в этом порядке): цель, принципы, содержание, методы, средства, формы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"