Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка
1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.
1.Воспитательные функции педагога психолога.
Главная цель воспитания- передача новым поколениям
общественно исторического опыта накопленного
предшествующими поколениями. В процессе
воспитания происходит закономерное и
целенаправленное воздействие на сознание
человека, цель которого-формирование
норм поведения, ценностей, установок,
моральных принципов.
Результатом этого процесса становится
готовность выпускника школы к самостоятельной
жизни в обществе и производительность: '
- воспитание совершается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с внешней средой;
- воспитание и образование едины;
- воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и декларируемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требованиям.
Главную работу по воспитанию осуществляют родители и педагоги.
Педагог- психолог передает педагогам и родителям знания, необходимые им в процессе воспитания. Во вторых воспитанию и самовоспитанию учащихся способствует коррекционно- развивающая проводимая педагогами-психологами.
В третьих, педагог- психолог, как и любой взрослый
человек может воспитывать учеников собственным
поведением. Дети любят копировать манеру
общения, систему ценностей людей, которых
им нравятся или с которыми они часто сталкиваются
в жизни. Педагог- психолог может стать
таким образцом для подражания. Он сможет
воспитать у детей понятия о нормах и правилах
действующих в современном демократическом
обществе, если в работе и жизни будет
придерживаться определенным принципам
воспитания: гуманистической ориентации,
социальной (соответствия условий и требований
воспитания условиям современного общества),
интеграции и дифференциации совместной
деятельности педагога- психолога и учащихся,
создать эвристической среды воспитания).
2. Характер и его развитие.
Характер- это каркас личности, в которой входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, проявляющиеся в различных видах деятельности . Все характера. Это черты личности, но не все черты характера.
Характер- индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: например:
- к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, скромность, наглость).
- к другим людям ( эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость. грубость или вежливость, лживость или правдивость, тактичность или бестактность).
- к порученному делу ( лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, организованность).
- в характере отражаются волевые качества: готовность преодолеть препятствия, духовную и физическую боль, степень настойчивости, решительности).
Первые признаки стабилизации характера возникают в начале жизни человека от 2-3 до 9-10 лет является сензитивном периодом для становления характера ( активное сочетание условий для развития черт характера). Под влиянием взрослых формируются черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, эгоистичность, безразличие к людям, черствость, начало их формирования связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери с ребенком. Деловые качества как антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, сформируются в начальных классах школы. Волевые качества характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные, мировоззренческие) основы характера в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.
1. Воспитание как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями. Выражающими
определенные обобщение. Такие обобщения
называют педагогическими категориями.
К основным педагогическим категориям
относятся воспитание, обучение и образование.
ВОСПИТАНИЕ - одна из основных категорий
педагогики. Понятие «воспитание» имеет
два основных значения: социальное и педагогическое.
Восп. в социальном смысле понимается
как социальное явление, функция общества,
которая заключается в подготовке подрастающего
поколения к жизни. На это направлены усилия
всего социального устройства общества;
ребенка готовят к жизни семья, детский
сад, школа, сред. массовой информации,
церковь и др. Подготовка ребенка к жизни
определяется и многими другими внешними
воздействиями, обстоятельствами и условиями.
Воспитание в таком широком социальном
смысле по существу. отождествляется с
социализацией. Воспитание в
пед. смысле - это специально организуемый
и управляемый процесс. содействующий
развитию личности. Цель воспитания
- развитие личности в целом (целостное
воспитание осуществляются в дет.саду,
школе,
семье) в таком случае говорят о воспитании
в широком педагогическом смысле. Взрослые
могут целенаправленно воздействовать
на ребенка с целью формирования у него
определенных психических и личностных
качеств. Тогда имеется в виду воспитание
в узком педагогическом смысле. Воспитание
- это общая, вечная и конкретно историческая
категория. Воспитательные воздействия
могут быть и внутренними, когда человек
сам предъявляет к себе требования, пытается
с помощью определенной деятельности
воздействовать на себя с целью формирования
каких-то качеств. Такая работа над собой
называется самовоспитанием. Вас .Александрович
Сухомлинский писал. что истинное воспитание
«совершается только тогда, когда есть
самовоспитание»
1. Показатели и критерии воспитанности школьников.
Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М. В. Гомезо, например: выделяет 2 критерия воспитанности: - уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек ( в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы, то чем руководствуется человек); - уровень произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолеть трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерения). Воспитанность ученика включает: запас нравственных представлений, нравственные поведение ( как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично), реальное нравственное поведение (убеждения реализуются в поведении). Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемый- это возможности ученика к дальнейшему, личностному росту вместе со взрослыми, потенциальный уровень воспитанности.
2. Социально-психологический тренинг в деятельности педагога-психолога.
Тренинг - целенаправленная тренировка. обучение чему-либо. Термином «тренинг» пользуются в индивидуальной и групповой практической психологии для обозначения методов которые рассчитаны на обучение и могут оказывать влияние на психологию и поведение людей. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - общее название различных видов тренинга, организуемого и проводимого в группах с использованием социально психологических знаний. Большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том как они в них участвуют и какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. Курт Левин утверждает, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповой, а не в индивидуальном контексте. Поэтому психолог должен научиться видеть себя так, как его видят другие. Следующая модель включающая тренинг эмоционального самоконтроля межличностных отношений самопонимания финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта. В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах был разработан метод, названный социально-психологический тренинг. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложений разработанных Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая монография, повешенная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Петровской. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, руководителями предприятий и организаций.
2. Формирование мотивов учебной деятельности.
Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществляется учебной деятельности:
- словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснить учащимся значимость учения на общественном так и в личностном плане- для получения желаемой профессии, активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Захватывающие рассказы учителей по истории, биологии и другим дисциплинам вызывает у учащихся стремление к дальнейшему обучению. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно- поисковые методы. В случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей, т.е. доступны для самого разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу. Каждый из методов организация учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно- обучающим, но и мотивационными воздействиями.
Для проблемных методов стимулирования и мотивации учения, очень важно что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов вательного интереса и мотивов общественного долга и ответственности. Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общества но и долг перед родиной, но и ответственность перед коллективом, учителями, родителями, перед самим собой. Стремление получить их оценку, одобрение, желание знать должное место в учебном коллективе класса.
2. Психическое развитие детей дошкольного возраста. {
Дошкольный возраст (3-7 лет) приносит ребенку новые достижения и новообразования. Он уясняет для себя двойственную с миром, постоянство функций назначения, относительность этого постоянства.
У ребенка развивается рефлексия на другого человека (старается понять). Возрастает потребность в любви и одобрении. Половая идентификация. Отождествление с физическим и психологическом полом мужчины или женщины. Стремление соответствовать стереотипам мужского или женского поведения.
Игра- ведущая вид деятельности дошкольного возраста. В психологическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности, конструирование, рисование. Существенным формированием личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинает согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые за счет происходит переход от импульсивного, ситуативного повеления к опосредованному каким- то правилам или образцам.
1.Педагогическое мастерство.
Наблюдая уроки мастеров, можно убедится, что им свойственна готовность вопросам ученика, понять его, помочь своему питомцу. Готовность и умение передать свой опыт школьникам- важнейшая черта мастера. Основой такого общения выступает хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и своих собственных, психология обучения и воспитания школьников. Учитель- мастер обычно ведет урок в спокойной, в естественной для себя манере. Настроен доброжелательно ко всем учащимся, независимо от их поведения и успеваемости. Для него все ученики одинаково интересны. Такой педагог внешне никогда не делит учеников на слабых и сильных, хотя внутренне обязательно учитывает уровень знаний, способностей и развития каждого, их отношение к учебе. Каждый учитель- мастер стремится не только познать своих воспитанников и одновременно и максимально раскрыть перед ними свой внутренний мир, свои интересы, пристрастия. проблемы. Это сближает педагога с детьми, помогает ученикам в понимании взрослых, родителей, учителей. Это так же делает учителя наглядным образцом для подражания. Чтобы стать мастером, нужно учится не в институте, а в жизни. Теоретических знаний не достаточно. Нужно быть хорошим практиком.
Характерными
чертами профессионального маст
- любовь к
детям и глубокая ответственнос
- отсутствие неэффективных шагов, не работающих на решение намеченных задач.
- максимальное использование возможностей урока благодаря творческой и рациональной организации взаимодействия учителя и ученика.
- искусство общения с учащимися.
- постоянный анализ результативности проводимой работы, постановка и решения усложняющихся задач воспитания.
- индивидуальный стиль деятельности.
2. Память и ее развитие.
Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта. Память- познавательный (когнитивный, психологический) процесс, включающий запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации. В зависимости от формы психического отражения различают 3 вида памяти: - образную, - эмоциональную, - словесно логическую. Также память делится на- кратковременную (немедленно запомнить и воспроизвести информацию), долговременную (для сохранения информации), оперативную (процесс запоминания сохранения и воспроизведение информации). Структурными компонентами видов памяти является процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведение информации. Запоминание- процесс запечатления информации может быть произвольным. Запоминание: мгновенное и путем повторения.. Использование информации: узнавание и воспроизведение. Забывание может быть полное и частичное, устойчивое , временное и длительное. Методы так же можно разделит на исследование памяти конкретного человека и исследование общих закономерностей памяти. Память человека не является постоянной, а изменяется в течении жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: - начинает действовать эффективная (эмоциональная) и механическая (моторно-двигательная) память, которая постепенно дополняет и замещается логической и образной. - непосредственное запоминание со временим превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения приемов и средств. - непроизвольное запоминание доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи, которая так же из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннего. Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременном памяти на более длительный срок, чем несколько секунд, повышается шанс перевода информации в долговременное. Установлено, что лучше усваивать информацию, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается о........ исходной информации, облегчается работа по ее переработке.