Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

1. Свойства личности всегда индивидуальны и своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими.

2. Свойства личности- это свойства нравственно оцениваемые, поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и стремясь к положительной оценки. Обнаружить не те свойства какие ему действительно присущи.

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности всякий эксперимент предполагает ее ограничения.

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности , что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах проявления личности, большое значение имеет правильная постановка вопросов. Особое место в системе методов исследования занимает «естественный эксперимент» Александра Федоровича Лазурского. Характерной особенностью ее естественного эксперимента является то, что он приближает исследования к естественным условиям, производится в обычной для испытуемого обстановке. Так же наблюдения, опросники, проективные методики, к которым можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники).

2. Потребности и мотивы.

Потребности- исходная форма активности индивида, состояние ну.... в чем- либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребности - (побудитель действий) могут быть осознанными и неосознанными. Когда она осознана, у человека возникает побуждение к деятельности. Мотив- осознанная определенная потребность, субъективное отражение. Потребность- объективна. Мотив- субъективна. Потребность может вызвать несколько мотивов и мотив может быть вызван иными потребностями. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «на пласты одних мотивов на другие. На основе базовых потребностей формируется произвольные потребности (напр.: эстетическая). Потребности диктуют поведения людей. В мотивах индивидов отражается не только его собственные потребности, но и потребности общества. Для субъекта мотив- побудительная сила, причина его поведения, источником побудительной силы мотива выступают потребности (А. Н. Леонтьев). В теории мотивов (Абрахам Маслоу) выделяет физиологические потребности, потребность в безопасности, пот-ть в любви, пот-ть в уважении, пот-ть в самореализации. Сергей Леонидович Рубинштейн выделял потребности, интересы,. Потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором живет человек, отражение потребности может носить разный характер (чувства, интерес, протест и т.д.). Борис Федорович Ломов выделял следующие мотивы: базовый (средства жизни, общение, отдых); произвольные (эстетичность, потребность в обучении); высшее ( потребность в творчестве). Мотивы и потребности изучаются при помощи следующих методов: тест мотивационного анализа, мотивация избегания неудач и достижения успеха, учебно-познавательные мотивы и др.

1.    Функция  педагога психолога.

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Главная задача деятельности педагога психолога в образовательных учреждениях подготовить ребенка к жизни в обществе. Функции педагога- психолога: Педагогическая деятельность реализуется в определенных пед. ситуациях и реализует следующие функции: - организаторская ( проявляется в умении пед.- психолога сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.). - коммуникативная - проявляется в умении пед.- психолога устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. - конструктивная. - социальная защита школьников (реализация функции соц. За......       в деятельности пед.- психолога предлагает комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и-мирование его индивидуальную адаптацию к существующим социальным, экономическим условиям. Учащийся только тогда будет чувствовать себя комфортно социальной среде, когда он защищен извне и внутренне, т.е. обладает способностью к самозащите. Многообразие функций пед. психолога приносит в его труд компоненты многих специальностей от актера, режиссера и менеджера, аналитика, исследователя и селекционера. Важными педагогическими качествами педагога является: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание дётской психологии, владение методикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора. Личные качества пед.- психолога неотделимы от профессиональных: человечность , доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, щедрость, уважение к людям, нравственность, оптимизм, доброжелательность, дружелюбие, достоинство, патриотизм, душевная чуткость.

2.    Типы темперамента.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. У человека преобладают черты какого- либо одного темперамента, при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент можно разделить на 4 типа: а) холерический; б) сангвистический; в) флегматический; г) меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гвлен, Кант, Иван Петрович Павлов и др. хотя имеются и др. классификации типов ^темперамента (Кречмер, Шелдон Сиго). Описание темперамента немецкого философа Конта:

Холерик (сильный. неуровновешанный. подвижный, вспыльчивая нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением, в следствии чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, проявляет резких движений, вспыльчивость. Неуровновешанность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости, увлёкшись каким- либо делом он работает полной отдачей, но сил ему хватает ненадолго, и, как только истощается, он дорабатывается до того, что ему все ..........-моготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлении невротических срывов и конфликтов с людьми. Психические свойства: скорость психических реакций- очень высокая, высокая возбудимость.

Сангвиник-(сильный, уровновешанный, подвижный).

- обладает быстрой скоростью, реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым людям, продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», активно защищает себя. Психологические свойства- скорость психологических реакций высокая экстраверт, умеренная экспрессия эмоций.

Флегматик- (сильный уровновешанный, инертный)- реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), слабое внешнее выражение эмоций, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Программу усваивает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Психические свойства- интроверт, слабая возбудимость, пониженная экспрессия, эмоций, эмоционально очень устойчив.

Меланхолик- ( слабый, неуровновешанный, нервные процессы малоподвижны) обладает повышенной чувствительностью к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать слезы. Настроение очень изменчива. Имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психологические свойства- скорость психологических реакций- средняя, интроверт, высокая возбудимость, большая сила эмоций, эмоционально очень неустойчив.

1. Типология  и многообразие образовательных учреждений.

Образовательные учреждения - организации осуществляемые образовательный процесс и реализующих содержание воспитания. По своим организаторском управленческим формам образовательные учреждения могут быть: • Государственными; • Муниципальными; • Негосударственными; • Частными, • Религиозными. В связи с тем, что образовательные учреждения России реализуют различные образовательные программы и работают с  уч-ся   разного  возраста,  уровня   подготовленности   и  способностей.   Выделяют образовательные учреждения нескольких типов: дошк., общеобразовательные, высшей. доп. образование детей и взрослых специал. коррекционные учреждения для сирот и детей оставшихся без попечения родителей и другие учебные заведения осуществляемые учебный процесс. Внутри каждого из указанных типов могут быть различные виды учебных заведений. Такие учебные заведения осуществляемые среднее образование: обычные общ. школы, гимназии, лицеи. ГИМНАЗИЯ  - вид   общеобразовательных   учебных    заведений,  ориентированном  на формирование широкообразно личностной готовности к творческой   деятельности в   различных   областях   исследуемых фундаментальными науками. Она функционирует в 5-11 классах. Много дисциплин уделяется гуманитарным дисциплинам, изучению иностранных языков. ЛИЦЕЙ - открывается только на базе вуза с которыми он образует единый учебный комплекс. Обучаются в нем уч-ся старших классов. Лицей предназначен для усиленной подготовки по отдельным предметам по профилю 
высшего учебного заведения. ОБЩ.ШКОЛА - дает расширенное образование по нескольким предметам. Кроме того в России действуют и другие учебные заведения, воскресные, НИИ. Общеобразовательные учреждения Российской федерации могут реализовывать образовательные программы одно или несколько. Используя различные формы обучения и способы организации учебного процесса в соответствии с законом об образовании следующие формы: очной, вечерней,  очно-заочной, экстернат, семейное образование.

1.    Социализация личности ученика.

Термин «социализация» несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Игорь Семенович Кон). Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивидуально усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной действительности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит и вне усвоения им системы социальных связей и отношений, вне включения в них. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни к коем мере не снимает проблемы развитие личности. а, напротив предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект. Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с др. стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Психология не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - что характеристика того, как среда воздействуют на Д; Вторая его сторона характеризует момент воздействия Д на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому что всякое воздействие на систем> социальных решений и следовательно, включая в себя процесс преобразования. мобилизации субъекта. построение определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в кой мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему и со стороны личности, то для социального психолога - «со стороны взаимодействия личности и среды».

2.    Психология подростка.

Подростковый  возраст - этап индивидуального психического развития. который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от11-12 до 16-17л.) Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым содержанием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность. на которые накладывается. часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового. еще достаточного неустойчивого самосознания. изменение «Я концепции», попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный в работах Д.Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное, субъективное и объективное, уникальное и универсальное. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой является основной для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитиков - синтетической деятельности; формирование абстрактного теоретического мышления.

2.    Психология воли.

Воля - одна из самых сложных явлений психологии д, которое трудно однозначно и точно определить. Есть несколько определений воли. Большой вклад в изучение вопроса внес Владимир Николаевич Мясищев. Воля -сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по проведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Воля - это источник сознательных и различных действий Д. Воля складывается из двух моментов: А) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени. Б) внешних (преодоление трудностей) 1. интеграция - внутренняя функция, 2. регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективных характер). т.е. воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Первые признаки проявления волевого поведения у детей можно обнаружить в период времени между 2-3 годами жизни. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно говорить когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Эго происходит в период от 5 до 6 лет. Воля _ активно продолжает развиваться дальше в течение детства. После 25-30 лет воля не развивается, волевое поведение  начинает приобретать более разумный и осознанный характер. Структура волевого акта:1. возникновение побуждение и постановка цели. 2. борьба мотивов, проблема выбора. 3. принятие решение. 4. выполнение действия. Волевые действия бывают: 1. простыми: постановка цели и исполнение. 2. сложными: осознание цели, смутное влечение планирование, желание, мотив, пути и средства исполнение. Волевое качество личности:•     целеустремленность; •     решительность; •     устойчивость, •     самостоятельность, •     выдержка.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"