Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

1.    Семья как социальный институт

На всех стадиях социализации воздействия общества на личность осуществляется или через гр-у или непосредственно через семью. Своеобразным коллективом, которой играет существенную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждении и холодности --все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимном удовлетворении супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особо положительное значение для воспитания детей имеют доверительное отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение. принятие взаимных обязательств по отношению др. к другу, соответствие их семейным ролям. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся для него образцом. Более действенна похвала от родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когда поведение ребенка уже невозможно изменить любым другим способом. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно, когда поступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснить.

2.    Возрастная психология как наука.

Возрастная   пс.   -   это   особая   область   психических   знаний,   акцентирующее   внимание   на   психологических .особенностях личности людей разного возраста. Возрастная пс. - как отрасль психология знаний изучает факты и закономерности развития психики детей, а так же развитие его личности на разных этапах онтогенеза (раз. От рождения и до конца дней).  Разделяют следующие разделы: детская, подростковая, юношеская, психология взрослого _ а так же геронтопсихология. Каждый возраст характеризуется совокупностью специфически* закономерностей развития - основными достижениями. сопутствующими образованиями и новообразованиями. определены особенности конкретной ступени развития, в том числе особенности развития самосознания. Возрастная классификация определяется историческими, социально экономическими условиями воспитания и развития. которые соотносятся с разными видами деятельности. Психология различных научных школ разрабатывали различные критерии возрастной периодизации. Например: Лев Семен Выгодский в качестве критерия рассматривая психологию новообразия, которые характерны для конкретного возрастного периода. Большое внимание он придавал периодам кризиса. когда происходят изменения, перестройка функций и отношений __. «Переход от одного возраста к другой, считал Выгодский революционным путем. Алексей Николаевич Леонтьев считал критерием возрастной периодизации «Ведущие виды деятельности». Артур Владимирович Петровский. Для каждого возраста выделял 3 фазы вхождения в референтную общность: •     Адаптация, •     Индивидуализация, •     Интеграция. Для каждого возроста существует своя ситуация развития, своя ведущая деятельность.

1.    Взаимодействие семьи и школы.

На всех стадиях социализации взаимодействие общества на личность осуществляется или непосредственно, через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Жаном Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Те конкретные группы в которых личность приобщается к системам норм ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействия на формирование у ребенка «образа Я» (Эрик Бернс). Роль семьи как институт социализации естественно. Зависит от типа общества, от его традиции культурных норм. Во II периоде ранней стадии социализации основным институтом явл. Школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое и есть важнейший элемент социализации, но. кроме того. школа обязана подготовить ребенка к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь кроме общения со взрослыми возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Школа играет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Координация деятельности школы. семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах: 1. координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы. родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек с четким распределением функции каждого из этих участников воспитательного процесса. 2. организованное силами школы систематическое обучение родителей с представителями общественности наиболее эффективна приемам работы с детьми. 3.тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению. Основная нагрузка на обеспечение связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Он организует свою деятельность через родительский комитет. род. Собрания, а также через учителей работающих в данном классе.

 

.    Сущность процесса обучения.

Обучение- целенаправленная, организованная нередага старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений. общественного сознания, культуры и производственного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обучение как   совместная деятельность учителя и учащейся делится на 2 взаимосвязанных процесса -преподавателя и ученика. Дидактика выделяет 3 функции процесса обучения: 1. образовательную, 2. развивающую, 3. воспитательную.Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знании, умение, навыка, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные при условии, что уч-ся осознают объем и структуру своих знаний и умение ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Развивающая ф-ия обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоение знаний проходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи. мышление, сенсорной и двигательной сфере личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Разв. ф-ция обучения и развитие - один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Всякие обучение явл. деятельностью, а личность развивается в процессе деятельности. Воспитательная ф-ция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятие. Воспитывающим фактором обучения явл. прежде всего содержание образование, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные , противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности класса. места и времени обучения. Не только воспитание зависит от обучения. но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличие элементарных навыков поведения и общения. принятие уч-ся этических норм общества невозможно обучение.В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

I. целевой,

2 потребностно-мотивационный.

3. содержательный,

4.операционно-деятельностный,

5.оценочно -результативный,

6. контрольно-регулировочный.

2. Теории психического развития (Льва Сем. Выгодского, Жан Пнаже, Влад. Петровский ) Л.С.Выготский выделял 2 типа развития: 1 тип. Преформированный т.е. предопределен заранее; при данном типе развития заранее известны стадии, которые пройдет явления в своем развитии и конечный результат развития. К таму типу относится ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 2 тип. Неприформированный тип развития. Он не предопределен заранее. Не известны стадии и конечный результат развития. К этому типу относятся: развитие вселенной, общества, развитие ребенка. Детское развитие определяется уровнем развития науки, техники. Образования в том обществе в котором ребенку выпало родиться. Например: до появления шоколада, говорит Алексий Ник. Леонтьев не было в нем потребности. Лев Сем. Выгодский сформировал 4 закона детского развития: 1 цикличность - развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность в циклах периода определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. 2 неправомерность развитие - разные стороны личности в том числе и психологические функции развиваются неравномерно. На каждом возрастном этапе происходит изменения соотношения между ними. Психологические развитие не может развивать все и сразу. Лев Сем. Выгодский различал 3 группы периодизации. 1 гр. На основе выделения внешнего критического развития ; 2 гр. На основе выделения одного признака дет. Развития; З гр. На основе выд. Нескольких признаков дет. Развития. От рождения до года - оральная стадия.; 1-3 лет - анальная стадия (приучают к навыкам опрятности); 3-5 лет- фаллическая стадия, пик расцвета дет. Сексуальности.; 5-12 лет - возраст, когда сексуальное развитие ребенка временно прерывается.; 12-18 лет - генитальная стадия, стадия полового развития. Все эрогенные зоны объединены, появляется страсть к нормальным сексуальном общениям. Кризисы развития. I кризис - новорожденного, 2 кр - I года. Зкр. - 3 лст, 4 кр. - 7 лет, 5 кр. - 12 лет, 6 кр. - 15 лет, 7кр. - 18 лет, 9 кр. -30-35 лет, 10 кр. - 50-55 лет, 11 кр. - 65-70 лет. В кризисный период по мнению Выгодского развитие несет скорее разрушительный, нежели созидательный характер. Это связано с процессами инволюции, которые ярко проявляются в это время. Кризисы наступают незаметно. Главные изменения происходящие во время кризиса – это внутренние изменения. На первый план  выдвигаются инволюционные процессы, расходятся. исчезают то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок утрачивает старые интересы, отказывается от прежних ценностей и форм отношения. Феномены Жана Пиажа  - не вполне логичные суждения, обнаруживаемые у детей дошк. возр. (3-4-5-лет)  в процессе решение ими интеллектуальных задач на сравнение и обобщение. Открыл и впервые описал соответствующие явления швейцарский психолог Жан Пиаже. Феномен Пиаже проявляется, например в неправильных решениях задач на сохранение количества и объема вещества при изменении его формы и расположении в пространстве. Жан Пиаже отличая, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого. Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющих ему решать разнообразные познавательные задачи. При этом использует 2 основных механизма: ассимиляцию и аккомодацию, (привыкание). Когда новая задача меняется и подгоняется под уже имеющуюся схему действий происходит ассимиляции, т.е. включение новой проблемной ситуации в уже сложившуюся схему действие. При АККОМОДАЦИИ схема действий изменяется таким образом, чтобы их можно было применить к новой задаче. В процессе разрешения новой проблемной ситуации ассоциация и аккомодация объединяется, а их сочетание дает адаптацию. Согласно Жану Пиаже интеллектуальное развитие ребенка стремится к стабильному равновесию. Интеллект развития ребенка спонтанно оно проходит ряд стадии, порядок которых остается неизменным. Жан Пиаже были описаны стадии развития интеллекта. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех больших периодов.

1. сенсомоторный  интеллект от рож, До 2-х лет. В это время речь не развита, отсутствуют представления. Поведение строится на основе координации восприятия и движения.

2. интеллект конкретных операции (2-11 лет) система действий выполняется в уме , но с опорой на наглядные действия. Отсутствует принципы сохранения количества вещества (пуговицы), т.к. они опираются на внешние признаки предмета. Позиции непринятие чужую точку зрения. .'-

3. формальные операции (11-15 лет) Высшая степень в развитии интеллекта. Подросток освобождается от конкретных привычек к объектам и приобретает возможность мыслить так же как и возрос.

1.Категориальный аппарат педагогики.

Педагогика оперирует своими понятиями, выражающими определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Понятие воспитание имеет два основных значения: СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ. Восп. в социальном смысле понимаются как социальное явление. Функция общества, которое заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На этом направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья. д.сад, школа. средства массовой информации и др. подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями. обстоятельствами и условиями (этической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством, др.) воспитание в таком широком социальном смысле, по существу отождествляется с социализацией. Воспитание в пед. смысле - это социально организуемый и управляемый процесс, содействующей развитию личности. Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория.

Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Обучение состоит из 2 неразрывно связанных явлений ПРЕПОДАВАНИЯ. УЧЕНИЯ. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством, формирование на этой основе целостного .мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведения.

Термин образование принято употреблять в значений целенаправленной деятельности . связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям. Мы говорим о начальном среднем. высшем образовании, а также образование общем. Профессиональном, имея в виду уровень и профиль образования. Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике, как составная часть образования и обучения. Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой.

2.    Развитие «я - концепции» личности Развитие «я- концепции» является самым главным процессом в жизни человека, который начавшись в подростковом возрасте, не прекращается в течении всей жизни. От реальности сформированной в подростковом возрасте я- концепции зависят те успехи или неудачи которые произойдут с человеком в жизни. Уже давно признаю, что успех способствует успеху. Память о прошлых удачах формируется взгляд на себя как успешного человека, который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении задач или проблем. Я- концепция - ключ к нашей личности и поведению. Я- концепция определяет и рамки наших возможностей - го. что мы в состоянии в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но прежде всего в процессе накопления практического опыта. Здоровый,  счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе самообладание и результат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. Сознаем мы или нет, но каждый из них носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкладывается в общую «я- концепцию», сразу же становится для нас реальной, правдивой. Представления о самом себе - эта предпосылка, база, фундамент на котором покоится наша индивидуальность. И оно определяет особенности нашего поведения. Если человек хочет, чтоб его жизнь протекала интересно и счастливо нельзя строить ее по стереотипом, схемам, сценариям, построенным в детстве. Самое главное для человека - это сама жизнь и как он ею распорядится. Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность. Очень важна и сенсорная обогащенность. Ведь свой опыт необходимый для построение «я- концепции» ребенок может получить не только из личного опыта, но и из произведений писателей.

2. Профессиональное становление педагога-психолога.

К личности пед. психологу предъявляется разные требования, как главные так и второстепенные. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к учителю и пед. психологу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие спец-х знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, пед. интуиция, высокоразвитый интеллект. высокий уровень обшей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения. воспитания. Все эти свойства не явл. врожденными. Они приобретаются систематически и огромной работой педагога над собой. К специальным педагогическим способностям относятся педагогический такт, способности к воспитанию детей педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогам современной формой обращения с ними. Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся. заботиться о развитии других отношений между детьми .для этого необходимо: не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи др-х; не противопоставлять сильных слабым; не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине; замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это редко; воспринимать всерьез все что происходит с ребятами; формировать понимания, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"