Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка
1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.
Однако значение слова- это понятие, а понятие относится к мышлению. Почти вся информация, составляющая культуре людей, представлена в интеллектуальной или речевой форме, и чем выше уровень развития у человека мышление и речь, тем выше уровень его культуры.
Человеческое мышление - в каких бы формах оно не осуществлялось- невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Глубже и основательно продумана та или иная мысль тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной или письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка, какой- то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.
1. Воспитание как социальное явление (Игорь Семенович Кон, А. В. Мудрик, И. Д. Фрулин, Н. С. Щурков).
Среда человека издавна является объектом научного исследования. Путь влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обществе, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждений себя, наполнению различных социальных ролей (и. С. Кон) является одним из наполнений косвенных воспитательных влияний. Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает положительными качествами, необходимыми для жизни в обществе. Общая цель современного воспитания- сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Н. Е. Щуркова определяет воспитательную среду как, совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Она подразделяет воспитательную среду на предметно- пространственное, поведенческое, событийное и информационно культурное окружение. Предметно пространственное окружение школьника (обустройство помещений, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок и т.д., а так же одежда директора школы, учителя, тех-х работников и самих школьников) создают психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находиться в здании школы. Предметно- пространственное окружение становится фактором питания школьника лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда материальные состояние каждого члена коллектива, когда школьник активно заботится об этом мире, творчески преобразуется предметное пространство школьного дома. Таким образом, как считает Н.Е. Щуркова - это создание нормально соответствующих культуре условий жизни для ребенка, позитивные влияния которые педагог усиливает, негативные либо интерпретирует с позиции современной культуры. Отсюда понимание социального воспитания как целенаправленного задания условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
2. Профессионально- этические нормы деятельности педагога- психолога.
Для педагога- психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога- психолога, в их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношения к себе и другими (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.. Профессиональная этика- это следование общим принципам морали, выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Выделяются следующие принципы: - 1ый принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне своей информации, полученной о другом человеке (в частности ученика). Все что обсуждается между педагогом -психологом и учеником, и вся информация полученная о ученике в холе уроков и в не их, остается известной только двоим. Ничто но должно быть обращено во вред не педагогу- психологу, не ученику. Если не будет соблюдены дополнительные условия. ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками, их учителями. Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение разговоров с учениками в соответствующей обстановке без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов.
- 2ой принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любые решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения , черт характера педагога- психолога несет единоличную ответственность.
Зей принцип юридический и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет конфиденциальности и способов использования педагога- психолога полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того чтобы, исследуемый сам несет ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу- психологу.
4ый принцип морально- позитивного эффекта исследования важен для подражания имиджа педагога- психолога. Педагог- психолог занимает в школе особую позицию к детям и учителям. Она представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допустить, чтобы посетители уходили из кабинета психолога неудовлетворительными или расстроенными. Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы. Одного метода или методики, как бы совершенны они не были- недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетания ряда методов и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.
1. Базовые теории воспитания личности. Василий Александрович Сухомлинский, Антоном Семенович Макаренко, Н.Е. Щуркова.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. В. А. Сухомлинский писал «Воспитание- это многократный процесс постоянного, духовного обогащения, обновления и тех кто воспитывается, и тех кто воспитывает.» Современная педагогика исходит из того, понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого; их развивающихся отношений. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, производственных коллективов. Воспитывает все люди, вещи, явления, но прежде всего- родители и педагоги. (А. С. Макаренко). Воспитывать - это еще не значит указывать ребенку, какие поступки следует совершать. Надо работать у него убеждение в общественной или личной значимости и ценности правильного проведения. Истинная сущность воспитательной работы, говорит А. С. Макаренко, заключается не в разговорах с ребенком, а в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть везде, всего работа организатора. Воспитание, как считает Н. Е. Щуркова - это создание нормальных, соответствующих культуре условий жизни для ребенка, позитивное влияние на которых педагог усиливает, негативные нейтрализует или интерпретирует с позиции современной культуры. Среда рассматривается как решающий фактор воспитания. Отсюда понимание воспитания как целенаправленного создания условий (материальных, духовных, организационных для развития). Щуркова определяет воспитательную среду как «совокупность отражающих ребенка обстоятельств, социальной ценности и содействующие вхождению в современную культуру. Таким образом воспитание- это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, навыки, способы мышления, нравственно этические нормы, словом все накопленное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
2.
Требования к личности педагога
Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т.е. данные человека от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития). Помимо общих требований, предъявляемых ко всем педагогам, для педагога- психолога существуют особые требования к его личности, общению, умению взаимодействовать с другими людьми. Для успешной работы П-П крайне важно наличие социальной чувствительности. Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоционально- природную чувствительность психологическим проявлениям других людей, их стремлением, ценностям. Соц-ая чувствительность включает в себя:
- чув-ть в наблюдении- способность видеть и запоминать поступки, высказывания людей..
- способность применять к конкретному человеку знание особенностях поведения той группы. к которой принадлежит.
- идеографическая чувствительность- способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним.
Способность к критическому анализу своего поведения, причин отношения к ученикам приведет его к более объективным отношениям и оценкам. Развитая способность управлять собой еще одна важная особенность П-П. В управлении собой важны следующие направления: Поддержание физического здоровья, Рациональное распределение сил, Преодоление трудностей, правильное распределение времени, Стремление к максимальной гибкости, Способность к эмпатию, внимание к потребностям учащихся, Предпочтение устных контактов на уроке к письменным, Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, Легкость в общении, гибкость в работе, естественность в работе.
П-П должен четко распоряжаться временим. К примеру, он может прервать или раньше завершить консультацию, только потому что возник срочное дело. Традиционно в общении, в том числе и педагогическим, выделяют 4 основных способа воздействия, заражения, подражание, внушение и убеждение. Педагогу следует относиться к детям, как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументах и возражениях. Принимать их доказательства, избегая стерео-нов оценки.
1. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Образовательный процесс- это совокупность учебно-воспитательного процесса (т.е. процесса обучения и воспитания) и самообразование нацеленное на всестороннее гармоничное развитие личности и культурное развитие личности. Выделяют несколько тенденций в образовательном процессе.
I тенденция- гуманизация образования, которая означает обращенность образования к человеку. Создание условий для проявления и развития его индивидуальности, максимального удобства высших потребностей человека, а именно: потребности самоактуализации; в самореализации, в духовном, социальном и профессиональном становлении. Гуманизация образования выражается в переориентации всей образовательной деятельности на лучшую направленность самоутверждения личности ее социального устоя и социальной зашиты.
- адаптация человека к рыночным условиям.
- учет его индивидуальных психологических и когнитивных особенностей развития.
- создание условий для получения образования без перегруза
- обеспечение права студента самостоятельному выбору.
II гуманизация образовательного процесса, которая является одним из направлений гуманизации, повышение удельного веса предметов гуманитаризациия цикла в полном плане и раскрытие гуманитаризации потенциала всех дисциплин. Однако следует подчеркнуть, что сущность гуманитаризации образования заключается прежде всего в форме культурного мышления творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории мультуры, цивилизации и всего культурного........
III демократизация образования заключается в доступности, открытости, гибкости образования, за счет диверсификации (разность) путей его включения. Свобода выбора целей, содержания , форм обучения, сроков, времени и места в получении образования, а также си- вании его результатов. Демократизация образовательного процесса является следствием гуманизации и рассматривается как разрешение прав всех участников образовательного процесса, прежде всего студент посредством передачи им разнообразь. Спектра образовательных услуг:
- альтернативных форм получения образования.
- повышение роли студента в решении организаторских проблем в образовательных учреждениях.
- развитие студенческих самоуправлений.
IV тенденция- индивидуализация образовательного процесса. Это орган процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с которой каждый студент создает собственную процесса обучения, ориентированного на конкретной образовательной потребности и учит их опыт, уровень подготовленности, психофизические и когнитивные способности. Индивидуализация образовательного процесса направлена на то чтобы преодолеть несоответствие между уровнем учебной деятельности, которая задает учебная программа и реальными возможностями каждого студента. Индивидуализация обучения достигается за счет увеличения числа фактических и элективных курсов. за счет уменьшения времени на аудиторских курсах. Индивидуализация обучения предполагает дифференциация образовательного процесса, т.е. такую форму организации учебной деятельности обучающихся, при которой учитываются склонности, интересы, потребности.
Vтенденция- диверсификация, которая происходит по следующим направлениям:
- по уровням образовательного учреждения.
- по типам образ. учреж-я.
- по собственным образовательным программ. Как по уровню, так и по организаторским формам, по финансированию, по документам удостоверяющие квалификацию выпускника.