Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка
1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.
Умственное действие- это такие действия
человека, которые он может выполнять
в уме. Одной из концепций управления познавательной
деятельностью является теория поэтапного
формирования умственных действий, которую
разработали Петр Яковлевич Гальперин,
Алексей Николаевич Леонтьев, Нина Федоровна
Талызина и др.. Наиболее детально этот
вопрос был рассмотрен П. Я. Гальперином.
Эта теория представляет и научно обосн
вывает процесс постепенного превращения
внешних, практических
действий с материальными предметами
во внутренние умственные действия с понятиями.
Этот процесс закономерно проходит через
следующие этапы:
а) этап формирования ориентировочной основы действия. На данном этапе человек у которого 'должно быть сформировано новое умственное действие, подробно слиться с действием, его составом и предъявляемыми к нему требованиями ориентируются в нем. б) этап выполнения действий во внешней, развернутой форме, с реальными предметами. На этом этапе соответствующее действие практически исполняется в его полном составе на реальных, материальных предметах, тщательно отрабатывается. в) этап выполнения действия в плане громкой речи. Здесь отработанное на предыдущем этапе действие проговаривается вслух с начала и до конца, но практически уже не выполняется. г) этап выполнения действия в плане речи про себя. На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, т.е. с помощью, так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие его люди не слышат. д) этап выполнения действий в плане внутренней речи. Это завершающее формирование умственного действия, на котором она становится полностью внутренним. оказывается связанным с внутренней речью. Выполняется быстро, автоматически так что кажется, что человек мгновенно, не раздумывая дает ответ на поставленный перед ним вопрос.
1. Педагогическая деятельность и ее характеристика.
Педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Традиционно основным видом пед. Деятельности, которая осуществляется в целом пед. процессе является обучение и воспитание. Обучение осуществляется в рамках любой организованной деят-ти, а не только урока. Обычно имеет жесткие временные ограничения. Строго определяется цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективного обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели, т.к. эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последующее решение конкретных задач, ориентированных на целе. В структуре пед. Деятельности можно выделить 3 взаимосвязанных компонента (Н. В. Кузьмина). а) Конструктивная деятельность- конструктивно- содержательная (отбор учебного материала, планирование пед. процесса); планирование своих действий и действий учащихся; конструктивная и материальная (проектирование учебно-материальной базы пед. процесса.). б) организаторская деятельность - выполнение системы действий, на включении учащихся в различные виды деятельности и организаций совместной деятельности. в) коммуникативная деятельность - установка педагогически целесообразных отношений педагога с воспитателем, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.
2. Теория развивающего обучения. (Леонид Владимирович Занков)
Л.В. Занков и Даниил Борисович Эльконин специально изучили проблемы развивающего обучения, проведя в конце 1950 года формулирующий эксперимент. Новая дидактическая система была направлена на общее психологическое развитие школьников. Стал повышаться теоретический уровень начального обучения, расширяться объем учебного материала. Это способствовало формированию желания учиться, развитию умственных действий школьника. Основная идея Занкова такова: успехи в психическом развитии является сознательного, прочного усвоения знаний. Процесс общего развития от длительности, практических действий. Принципы обучения выдвинутые Занковым:
- принцип обучения на высоком уровне трудности (это не противоречит принципу доступности) если учебный материал не вызывает трудностей, умственное развитие протекает вяло и теряет поступительность.
- принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении. Повышение идеального веса теоретических знаний вызывает своеобразные процессы психической деятельности, имеющиеся знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры. Л.В. Занков считал, что надо овладеть ЗУН. Ученик должен уяснить процесс противоречия учебной деятельности; дать простор индивидуальности. Этот принцип требует учета индивидуальных способностей детей. Нельзя допускать разделение учащихся по способностям. Необходимо развивать индивидуальность каждого в соответствии с его возможностями. Как показали многочисленные исследования, реализация этих принципов привела к существенным изменениям в общем развитии младших школьников, что в свою очередь обеспечило положительные сдвиги в интеллектуальном развитии учащихся среднего звена.
. Психология как наука.
Термин психология появился в научном употреблении
лишь в середине века, в переводе
на русский язык означает наука о душе.
Рубинштейн считал , что психология изучает
психику в закономерностях ее развития.
Платонов считал, что психология- это наука
о психических процессах, состояние и
свойства человека. Психология как наука
изучает факты, закономерности и механизмы
психики, предметом психологии являются
психические явления. а) психические явления:
- познавательные (ощущение, память, мышление,
речь, воображение).- эмоциональные (эмоции,
чувства) - волевые.
Психические процессы - это отдельные виды и формы психической деятельности человека.
б) психические свойства личности - это наиболее устойчивые психические особенности человека (характер, темперамент, способность)
в) психические состояния - это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени (рассеянность, внимательность).
Психология- это наука, не только познающая, но и конструктирующая, созидающая человека. Официальное оформление научная психология получила немногим бы 100 лет назад, а именно, в 1879 году. В этом году немецкий психолог Вундт открыл Лейпцине первую лабораторию экспериментальной психологии. Появление психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор определено считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий и от индивидуально- типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- Научиться управлять ими;
- использовать полученные знаниями с целью повышения эффективности тех отраслей на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
- быть теоретической основой практики психологической службы. Объект любой психологической науки - это человек.
2. Мотивы учения школьников.
Мотивы - побудители деятельности, складывающаяся под влиянием условий субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотивов могут выступать интересы, влечение и эмоции, связанные с интересом к пребыванию в школе. Активному включению в общественную жизнь. По мере взросления эти мотивы изменяются: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в другом к самому содержанию знаний.
Наиболее адекватные для учебной деятельности - учебно-познавательные мотивы. Мотивы школьников во многом определяют направленность личности школьника, его успехи. Мотивация учения может быть положительная (стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым, получить специальность, стремление к труду, подражание любимым героям, т.е. тем, кто является идеалом).Нейтральная (мотивы в личной жизни школьника, которые не оказывают существенного влияния на процесс обучения). Негативная ( мотивы, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс учения, учебные интересы и отношение к школе, отсутствие желания учиться, неумение организовать свой труд, отставание в учебе, недостаточные знания, умения, навыки, непланированность, отрицательное влияние товарищей, семейной обстановки) или сочетать эти стороны. Существенным условием становление какого-либо конкретного учебного является направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности но и на способы его достижения. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит так же в том чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связь.
1. Человек и культура.
В становлении человека многое зависит от овладения им культурой. Умеет ли он любить? И т.д. Э. В. Ильенков считал, что человека человеком делает освоенная им культура. Поэтому, как считает А. В. Суворов все мы друг для друга средства для взаимочеловечевания или взаимообучеловечевания, все зависим оттого, как мы общаемся друг с другом, и друг к другу. Человек- понятие этическое. Надо уметь быть человеком, поэтому этическая сущность человека - человечность. Быть человеком можно научиться, а можно и научить. Будучи последователями Эвальда Васильевича Ильенкова можно выделить следующие универсальные способности, обеспечивающие способность быть человеком: мышление, воображение, нравственность, физическая культура, духовность, смысл жизни, счастье. Счастье- это быть человеком, состояться человеком, поскольку мне удается быть веком, и именно по человечески жить, а не прозябать ,- я счастлив. Чтобы достичь вершины человеческого достоинства- наиболее полного проявления человеческого качества - необходимо постоянно с самого детства, уже быть на этой ..... Полностью же самореализовываться надо каждый день, только при этом условии достичь вершины своего жизненного пути.
2.Теория деятельности в психологии.
Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа с реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность- это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. В отношении человека с другими осуществляется ею деятельность, т.е.е ней выражается личность человека и временно она формирует его личность.
Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека окружающему миру и самому себе выражающаяся в целесообразном изменении преобразовании мира и человеческого сознания. Изменяя окружающий мир человек тем самым изменяет условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует активные способности, строит общество, создает то, что без его активности не существует в природе.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих протяжении жизненного пути вида деятельности- игру, учение, труд. Они различаются 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по мотивации.
Игра- не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. В психологии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых.
Учение - является непосредственной подготовкой личности к труду. развивает ее умственно. физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд- процесс создания человеком материальных и культурных ценностей.
Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности.
Ведущая деятельность- деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности
1. Методы воспитания.
Методы воспитания- это с одной стороны конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой, др.) в процессе которой осуществляются самореализация и развитие личности. Методы воспитания можно разделить на 3 основные группы:
- методы убеждения - которые позволяют формировать мировоззрения воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение, призыв).
- Методы упражнения (приучение), с помощи которых организуется деятельность воспитанников, и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования. показ образцов и примерное создание ситуаций успеха и т.д.).
- методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексы и самооценки с учетом внимания оценки их поступков (поощрения, похвала, замечание, наказание, созданий ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики.
2. Взаимосвязь речи и мышления.
На высших уровнях развития речи и мышления, когда имеется ввиду словесно- логическое мышление человека. Речь и мышление тесным образом связаны. Однако не все виды мышления человека осуществляются только на речевой основе. Существуют виды мышления, которые напрямую с речью не связаны. Это наглядно действенное и наглядно-образное мышление (мимика, жесты, телодвижение). В отечественной психологии вопрос о соотношении мышления и речи в филогенезе онтогенёзе впервые поставил и детально изучил Лев Семенович Выгодский. Мысль и слово в словесно- логическом мышлёнии по Выгодскому настолько тесно связаны, что развитие их практически невозможно. Следуя сложившейся традиции разделять сложные явления не на элементы, а на единицу. Ц.С. Выгодский выделил такую единицу, характеризующую словесно- логическое мышление и обозначил ее как значение слова. Значение слова включает в себя, то общее содержание, которое в слово как в понятия вкладывается людьми, говорящими на том языке, к которому относится это слово.