Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

1.   Проблемное обучение.

Проблемное обучение основана на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, создающихся в силу этого проблемных ситуаций. Разработчики А.М Матюшкин, М.И.Махмутов, Лернер И.Л.

Проблемные  обучение включает в себя несколько этапов: 1. Создание проблемной ситуации. 2. формулировка проблемы.  3. решение проб. 4 . выдвижение и проверка гипотез 5.    проверка решения. Проблемные обучение основывается на аналитико-синтетической деят-ти учащихся, которое реализует в рассуждениях и размышлениях. Это исследовательский тип обучения. Ценность знаний такого мышления и более эффективно сказывается убеждения. Осуществление открытий воздействует на чувства уч-ся. Что вызывает положительные эмоции. При всех достоинствах проблемного обучения оно не явл. универсальным и поэтому не следует его противоставлять традиционному непродуктивному обучению - речь должна идти о гармоническом их сочетании. Проблемное обуч. - это систематическое включение уч-ся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения в отличии от традиционно-объяснительно-иллюстративного явл. то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются или в процессе разрешения проблемных ситуаций.

2. Понятие о психологической службе.

Психологическая служба - система специальных психологических учреждений подразделений, служб (отделов, групп и т.п), создаваемых в обществе при различных соц.организациях и институтах. Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач, экспертизы, консультации и диагностики. Главными направлениями работы психологической службы в школе является: изучение личностных особенностей уч-ся и осуществления личностного подхода к ребенку; оказание помощи кл. руководителю в формировании кл. коллектива; оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей; осуществление работы по проф.ориентации; организация мероприятий  по коррекций отклоняющегося  поведения; диагностика,  профилактика и коррекция отклонений в психологическом развитии. Психологическая служба выполняет в школе три основные функции: - психодиагностика (получение психологической информации); - психокоррекция (внедрение психологической информации); - психологическое просвещение. Все имеющее отношение к воспитанию и обучению должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом субъект учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает учет индивидуальности уч-ся, его отличий от др. людей. Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания создаются не только ЗУН, привычки, но и потенциал психического развития человека - обучаемость, воспитуемость, способности (Борис Герасимович Ананьев). А это имеет не меньше значение, чем обученность, образованность и воспитанность человека в определенный момент жизни.

1. Методы педагогического исследования.

Методы исследования в педагогике – приемы процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. В зависимости от аспекта рассмотрения методов исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно-педагогические и методы др. наук. Одним из наиболее распространенных методов педагогического исследования является НАБЛЮДЕНИЕ, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную пед-ю концепцию. Различают ПОЛЕВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ (в естественных условиях) и ЛАБОРАТОРНЫЕ, ФОРМАЛИЗИРОВАННЫЕ (проводятся по жестокой программе) и НЕФОРМОЛИЗОВАННЫЕ ( включенные и участвующие). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения. По способу получения: прямые. косвенные. В зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Изучения опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания. устойчивого у учебно-воспитательных системах. Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих пед-х коллективов, отдельных учителей. Научно-педагогические исследования -предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательной процесс. Источники информации - кл.журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание уч-х занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты уроков и т.д. К традиционным методам пед. исследования относятся беседы . С их помощью учителя выясняют чувства и намерения, оценки и позиции своих учеников. Педагогический эксперимент - занимает все более важное место в пед. исследованиях. Различают естественный (проводятся в обычных условиях жизни и воспитания школьников) и лабораторный (проводятся в спец. созданных условиях) эксперименты. которые используется во взаимосвязи. Тестирование - целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющей объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры над .процесса. от других методов обследования тестирование отличаются точностью, простотой, доступностью, возможности автоматизации. Используется тесты успеваемости. тесты элементарных умений, тесты для диагностики уровня обученности и развития. Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специального разработанных опросников (анкет) Типы анкет: открытые, закрытые, именные, анонимные. полные и урезанные, пропедевтические и контрольные. Все долее мощными преобразующими средствами пед. исследования становятся моделирование (метод создания и исследования моделей). Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Подавляющее большинство созданных ныне пед. моделей относятся к дидактическим явлениям.

2. Понятие  кризисов возрастного развития (Л.С.Выгодский)

Кризис возрастного развития - сложный, в психологическом плане период жизни. который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Кризис сопровождается сущ. изменениями в психологии и поведении человека, которые входят противоречие с его прежними взглядами и привычками. В результате у человека появляется внутренние конфликты, которые иногда сопровождаются конфликтами с окружающими людьми. Осознавая необходимость избавиться от этих конфликтов, человек не всегда может это сделать. Вовремя не преодоленные конфликты, связанные с кризисами возр., могут привести к задержкам психологического развития. Кризисы возр. сопровождается повышенной неудовлетворенностью человека собой и своими отношениями с окр.(миром), людьми, временными состояниями депрессии. Выделяются кризисы развития: кризис новорожденности, кризис 1года, кр.- 3 лет, кр- 7 лет, кр- 12лет, кр 15 лет, кр - 18 лет, кр- 50-55 лет, кр - 65-70 лет. В кризисные периоды по мнению Выгодского развитие несет скорее разрушительный нежели сознательный характер. Это связано с процессом эволюции которые ярко проявляются в это время (негативизм, упрямство, строптивость). В кризисные периоды наблюдаются негативные проявление. Ребенок становится трудновоспитуемым, выходит из под контроля взрослых, проявляет капризность, упрямство, протест, отвергает старые нормы и ценности (кризис длится до полугода). Кризисы наступают незаметно. Главные изменения происходят во время кризиса - это временное изменение. Развитие несет негативный характер, на первый план выдвигается эволюционные процессы, распадается исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок утрачивает старые интересы, отказывается от прежних ценностей и формируется отношений. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны между взрос. потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. С другой стороны между новыми потребностями ребенка и сложившимся ранее отношениями его взрослыми. В настоящее время эти противоречия рассматривается как движущие силы психического развития.

 2.Две парадигмы в исследовании детского развития. (Людмила Филипповна Обухова).

1. условия развития согласно естественной научной парадигмы (наслед. И среда)

2. условия  развития  в  культурно-исторической  парадигмы  (морфофизиологические  особенности  мозга в общении). «Для всякий науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самого как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание фактов и явлений на тс понятия, которыми она пользуется», писал Лев.Сем. Выгодский. Подведение итогов, как правило, происходит в особые моменты истории Лев.С.Выготского и Жан Пиаже, ученые разного мировоззрения, представителей разных нац. культур, разных общественных систем, создали авторитетные научные школы, между которыми не кончаются дискуссии относительно путей внутренних механизмов детс. развития. Столкновение мнений в этих дискуссиях, определяются двумя различными парадигмами. Каждая из них прошла длительный путь развития. Парадигма это признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают научному сообществу модель пот. проблем и их решений. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ парадигма отражающая натуралистический подход к развитию, наиболее распространена всюду, где ведется научные исследования развития ребенка. Ее отличительные черты: понимании хода различия как процесс социализации, подчеркивание роли наследственного фактора в развитии (одаренность, задатки, способность предстают как данные природой, рассмотрение среды в качестве условия развития без указания на суш. Развития между ребенком и животным. Однако главная отличительная черта этой парадигмы трактовка процесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде. Лев Сем. Выгодский строил свою теорию развития сознательной личности в обстановке «всеобщей революционности», и само его учение было «насквозь революционный». Он ввел новый, экспериментально -генетический метод исследования психологической явлений., разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития; описал эпохи, стадии и фазы детского развития. также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы психологического развития ребенка. Согласно Л.С.Выгодскому»человек в процесс исторического развития возвысился до сознания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общ. жизни возникли и развились новые челов. потребности, а его природные потребности претерпели глубокие изменения. Заслуга Выгодского состоит в том, что он одним из первых ввел истор. принцип в область детской психологии. Для него процесс развития проходит путь от социального к инд-му: высшие психологические функции возникли первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми лишь в последствии они становятся инд. Функциями самого ребенка. Условия развития в культ. ист. парадигме морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти идеи Выгодского были развиты Алексием Никол. Леонтьевым. Источник развития дап. психологии ищут внутри индивида, а его природе. В культ. ист. парадигме в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. Отношение к среде меняется с возрастом. а следовательно, меняется и роль среды в развитии. От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства. Изучение истории развития детской психологии позволяет, говорит о сущ. 2х научных подходов, 2х парадигм исследования детского развития. Оба подхода имеют право на существование, оба яв-ся плодотворными по целям и результатам, но между собой не пересекаются и не могут быть суммированы, поскольку в их основе лежат взаимоисключающие научные установки.

1. Общение как фактор воспитания.

С социально-психологической  точки зрения правильное воспитание представляет собой научно - обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Психолог Майя Ив. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основные формы общения:  1. ситуативно-личностное , 2. ситуативно-деловое, 3. внеситуативно – познавательное, 3. внеситуативно-личностное. Ситуативно-личностное (первое полугодия жизни). Наиболее ярко выражено в комплексе оживления (эмоция + реакция на близкого человека, выражается и проявлении радости и повышении двигательной активности). Ситуативно-деловое (от 6 мес. до 2лет) он охватывает предметные игры детей со взрослыми. Внеситуативно-  познавательное  (от 3  до  5  лет) оно связано с развитием общей   познавательной активности,  в результате  которой, изучая  окружающую действительность,   ребенок  задает  множество  вопросов взрослому о предметах и явлениях. Внеситуативно-личностное (6-7 лет) оно служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Содержанием общения, которое служит воспитательным целям явл. передача от человека к человеку полезной информации, на основе новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассникам) новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного) У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются общественное поведения. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, нА отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей. Трансформания общения в последнее время во многом обусловлена развитием средств массовой информации и компьютеризации. ВОСПИТАНИС - главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Однако возможности воспитания не безграничны. Общение- такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязание и намерения, на мысли. Состояния и чувства др.друга.

 

1. Методы воспитания.

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Антон Семенович Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». По характеру методы воспитания делятся на УБЕЖДЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ, ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. В данном случае общий признак «характер метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К ним от-ся методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В этой же классификации могут быть названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, торможения. руководства, самовоспитания. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на 2 класса:

1. влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формулирующие представлёния, понятия, идеи.

2. влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В наст. время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративный характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснения, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад. пример)

2. методы организации  деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, требование, общ.мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

3. методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание). Выбор методов воспитания - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется - наиболее оптимальный путь, позволяющий быстро и разумными затратами энергии. средств достичь наличной цели. Таким образом, общими условиями (факторами) определяющими выбор методов воспитания. является: цели и задачи, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников. уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания. Уровень пед. квалификации, время восп-я, ожидаемые последствия.

 

1. Формы организации обучения.

Формы   организации   обучения   -   это   внешнее   выражение   согласованной   деятельности   учителя   и   уч-ся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируется по следующим критериям: А) количество уч-ся; Б) место учебы; В) Продолжительности занятий. По 1 критерию выделяются массовые, коллективные, групповые. По месту учебы - школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе. работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории; К внешкольным - домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях. По длительности уч. занятий различают: классический урок (45 мим), старенный (90 .мин), сокращ. старен. занятия (70 мин), сокр.уроки (30-35 мин). Есть различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: 

•     Индивидуально-групповой (средневековые);

•     Взаимного обучения (беланкастерская система в Англии)

•     Дифференцированного обучения (мангеймская система).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"