Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

1.Педагогические условия развития личности.

Вся жизнь школы нацелена на всестороннее развитие детей. Становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками) новых видов деятельности (учение) и общение, включение в целую систему коллективов. Воспитание -главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований. Развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способности и возможности. В процессе обучения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд явл. важным фактором. влияющим на развитие личности ребенка. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым и тем, что ему доступно в самостоятельной .. деятельности, называется ЗОНОЙ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ребенка. Величина зоны ближайшего развития -важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Существуют возрастные периоды. Когда определенное обучающее воздействие оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют СИНЗИТИВНЫМИ ПЕРИОДАМИ РАЗВИТИЯ.

2. Психологические барьеры, их причины и формы проявления. (Рафаэль Хайруллович Шакуров)

При наличии психологического барьера усиливаются отрицательные эмоциональные переживания и установки  - стыд. Чувство вины, страх. тревога, низкая самооценка ассоциированная с задачей (н-р страх, связанный со сдачей экзаменов уч-ся). Необходимо учитывать, возникновении психологических барьеров может означать проявление психических заболеваний, поэтому в случае частых повторений таких негативных состояний у детей необходимо проконсультироваться у специалистов. Из чего складывается наша жизнь? Р.Х.Шакуров считает, что она состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических. духовных. социальных, ценностных информационных и т.д. в целях удовлетворения наших потребностей. Более конкретно барьеры актуализирует и динамирует ресурсы человека, регулирует его активность. Монотонные барьеры вызывают скуку, неожиданные препятствия на пути к важной цели эмоциональный стресс. Огорчение, раздражение, гнев, отчаяние, умение и т.д. эмоциональное состояние человека, его основные переживания, радости, горести, восторги и печали - все те чувства и настроения. Которые наполняют нашу повседневную жизнь, связаны в первую очередь ее успехами и неудачами в реализации наших устремлений, то есть преодоление вторичных барьеров в процессе деятельности. По мнению Р.Х.Шакурова, деятельность – это исторически конкретная форма активности человека по преодолению различных преград. мешающих достижению его целей - получению доступа к определенным ценностям. удовлетворяющим его потребности. В свете теории барьеров следует рассматривать и деятельность, направленную на достижение превосходства над др. людьми в данном случае в роли барьера выступает активность другого человека, препятствующая удовлетворению потребности положительной оценки и самооценки (гордость, честолюбие). Развитие ведет к восстановлению нарушенного равновесия, снятию снижению стресса. В широком значении развитие - это ответная реакция организма на преграды, мешающие его нормальной жизнедеятельности. Это реакция проявляется в возрастании внутренних ресурсов направленных на преодоление сопротивления определенных препятствий. Развитие можно представить и как повышение сопротивляемости организма к помехам, как выполнение ресурсов ради преодоления - вот формула развития. По этой формуле происходит развитие всех систем, в том числе ума, воли, физической силы, выносливости, ценностно-мотивационной сферы и даже сопротивляемости к простудам.

1. Психология  больших и малых групп.

Психология и  поведение отдельного человека существенно  зависят от социальной среды. Она  представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединение, называемыми «группами». Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, возрастным, половым. культурным и др. признакам. Эти группы воздействуют на психологию и поведении личности опосредствованно: через проводимую ими политику, идеологию и создаваемую культуру. Непосредственным проводником идеологии больших социальных групп применительно к каждой конкретной личности яв-ся малая группа. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Следовательно, общепринятый тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малая группа- это немногочисленная по составу объедание людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг другом в непосредственных личных контактах. Это прежде всего семья, трудовой коллектив, включающий до 30-40 человек учебные группы, спортивный команды, объединения близких друзей и приятелей.

2. Психология учебной деятельности.

Ряд ученых (Данил  Борисович Эльконин. Вас.Вас.Давыдов, И.И.Ильясов, И.Лингард. А.К.Маркова и др.) считают, что учебная деятельность -особая форма социальной активности. один из видов деятельности. направленной на усвоение детьми, подростками, юношами теоретических знаний, умении и навыков в области искусства, права и науки ит.д. В результате ее реализации субъекты обучение способны проявлять теоретическое мышление как основу преобразования окружающего мира. Она осуществляется под руководством учителя. которой управляет ее развитием, создает ее направления. Учебная деятельность связана и с другими видами деятельности. например такими, как трудовая и игровая, на психологически от них отличается. Средство учения и игры обусловлено тем, что: это путь познания мира и его преобразования целеустремленная активность, в которой имеются цели, мотивы. содержания, действия. Отличаются эти вилы деятельности по нескольким параметром: учение осуществляется по программе. А игровая деятельность может быть свободной, творческой, учение обязательная деятельность; учение - это ведущая деятельность человека от 7 до 17 лет, а манипулятивная и игровая - до 7 лет. Так же учебная деятельность имеет общее и различие с трудовой деятельностью. Учебная деятельность предполагает подготовку к будущему труду. Уч. деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Её формирование выступает важнейшей задачей обучения. Задачей не менее важной, чём усвоение знаний и навыков. Процесс формирования учеб. Деятельности происходит на всех учебных занятиях. Учебная деятельность состоит и.{ операций. которые ученые рассматривают по разному. Спм термин предложен Жан Пиаже, по его мнению умственные действия перестраиваются в операции, которые обладают такими свойствами, как обратимость и инвариантность. Алекс. Ник. Леонтьев полагал, что таковы способы осуществления действий. Одно и тоже действия может быть реализовано разными операциями, и одна и та же операция включается в различные действия. Она обязательна в решении задач. Состав учебной деятельности развиваются постепенно, ее элементы служат показателем обученности школьника.

 

2.  Бессознательное и сознательное в психике Бессознательное - совокупность психических явлении, не осознаваемых субъектом. Традиционно, понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением . Но тем не менее, к бессознательному, т.е. протекающему вне сознания, можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимает Зигмунд Фрейд, Кари Густав Юнг. С точки зрения п.в. Симонова, всё эти процессы правильно называть неосознаваемыми. Сознание знание, которое с помощью слов, матем. символов. обобщающих образов художеств произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества неосознаваемое -все то, что не может сообщено другим.  В   область   бессознательного входят: 1) психологическое явления,  возникающие во сне  (ясновидения). 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемые, но реально воздействующими раздражителями. 3)движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. 4)некоторые побуждения к деят-ти, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессозн-м явлениям от-ся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Экспериментальная разработка понятие бессознательного было начата Зигмундом Фрейдом, австрийским психологическим, психиатром и невропатологом. создателем психоанализа, который показал, что многие действия в реализации которых человек и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено как то или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений ошибочных действий, ошибочных действий больного. Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, мегашумах и функциях в регуляции поведения человека яв-ся необходимым условлен создания целостной объективной картины психологической жизни личности. Сознание- высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведении человека. Таким образом сознание- есть высшая. интегрирующая форма психики, результат общественно исторических условий формирования человека в трудовой деят-ти, при постоянном общении с другими людьми.  Сост.сознания (гипноз, экстаз, медитация).

1. Требования  к профессиональной деятельности педагога-психолога. Специальность пед.-психолога утверждена приказам Министерства образования РФ 686 от 2.03.2000г. 1) Пед. психолог - должен иметь соответ. образование должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скурпумзным аналитиком, экспериментательным. 2) Пед. психолог должен быть сознателен т.е. любить работать с людьми, запоминать имена людей, быть любезным, тактичным, дипломатичным в общении. Пед-га психолога нет без другого человека! 3)   Пед.психолог нацелен на совместные действия. Подчиняет интерес но личностные групповым интересом, имеет чувство долга и ответственности, энергичен, умеет быстро решать практические вопросы. 4) Пед. психолог должен быть эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивать обстановку, устойчив к стрессу. 5) Пед. психолог должен быть готов к осуществленною профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ, содействовать охранеправ личности в соответствии с Конвенции о правах ребенка, способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждение, осуществлять меры по формированию психологическую культуры обучающихся и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенности личности; проводить психологического диагностику различного профиля и предназначения необходимую психолога педагогическую коррекцию. 6) Пед должен знать Конституцию РФ и РТ; закон РФ: решения Правительства РФ и РТ и органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свободы человека; конвенцию о правах ребенка; нормативные документы: регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты: общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику; психология личности и дифференцированию психологию, детскую и взрослую психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, психология по консультацию, методы активного обучения. Видами деятельности педагога   -    психолога является коррекционной развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально - педагогическая, воспитательная, культурно просветительская, управленческая.

2. Психические  состояния человека.В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30х годов. В общей психологи состояние начали изучаться Николаем Дмитр Левитовым который -определял состояние как целостную характеристику психологически деятельности и поведения за некоторый период времени показывающую своеобразие протекания психология процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психологии свойств личности. Ив. Петрович Павлов знал, что состояние- единственно возможный предмет исследования психологии. Состояние рассматривалось как условный рефлекс на внешние воздействие. Дмитрий Николаевич Узнадзе рассматривал установки как состояние. Владимир Николаевич Мясишев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с проемами, свойствами и отношениями. Эмпирическое исследование отношений проводимом в основном в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний и исследование функциональных состояний обязанных своим появлением привнесению в психологию понятий «функциональная система» Петра Кузьмича Анохина. Определение состояния, данное Евгением Николаевичем Ильиным, также базируется на понятии «функциональная система» : состояние- это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия направленная на получение полезного результата. Психология состояния представляют собой целостные характеристики психической д-ти за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, 3 общих измерения: мотивационно- побудительное, эмоционально- оценочное и активационное- энергетическое. Психология состояние человека характеризуются целостной подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психологическим процессами и свойствами личности индив-ым своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Все психологическое состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деят-ти, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодёйствием первый и второй сигнальных систем и с особенностями психологической саморегуляции каждого человека.

2.Проблемы  развития способности человека.

Проблема способности  является одной из актуальных проблем  психологии и педагогики. Способность - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение. Развитие способностей - это их совершенствование. Оно может проявляться в появлении у человека новых способностей которых раньше не было. Развитие может появляться в превращении -элементарных способностей в высшие. Способности могут развиваться спокойно и целенаправленно, стихийно и организованно. Способности обнаруживаются только в деятельности. и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности- это способности образующие структуру умственной одаренности. Специорические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой на биологии, третий увлекается художественным литературным творчеством, четвертым историй и археологией. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретный деятельности. которая не может осуществляться без наличия данных способностей. Поэтому специальная одаренность дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности. В психологии существует несколько групп взглядов на проблему способностей: 1 группа способностей: Способности понимаются как индивидуальный психологические особенности личности, которые являются условным успешного выполнения той или иной деятельности или ее освоения и не всегда сводится к знаниям умениям и навыкам (Тепло Борис Михайлович). 2 группа способностей: Рассматриваются как психические св-ва личности, которые обеспечивают успешное выполнение конкретной деятельности. (Смирнов Анатолий Александрович). 3 группа способностей: Считает, что способности это синтез развитых свойств человеческой личности отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающей успешность ее выполнения. (Богословский В.В.).

1. Стили и модели педаг-ого общения.

Педагогическое  общение-это важный компонент труда педагога психологии создающий атмосферу психического развития личности учащихся. Педагогическое общение должно быть личностно-развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи: осуществлять обмен информацией между педагогом-психологом и уч-ся; строить взаимопонимания, умение смотреть на себя глазами партнера по общению: мобилизовать резервы участников общения, выявлять наиболее яркие качества учеников и педагога; способствовать взаимодействию и организации совместной деятельности; строить разумную, педагогически целесообразную презентацию личности педагога и уч-ся, приводить к взаимной удовлетворенности участников общения. Взаимодействия педагогическая психология с уч-ся один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. В практике часто встречаются следующие стили руководства авторитарный, демократический, игнорирующий. При авторитарном стиле руководства уч-ся позволяют участвовать в обсуждении вопросов. их затрагивающих, но решение в конечном счете всегда принимает педагог- психолог в соответствии со своими установками. При демократическом стиле руководства педагогически психологии опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность уч-ся. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формирует педагогически психологии. При игнорирующем стиле руководства педагогически психология стремится, как можно меньше вмешиваться 
в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей л указаний администрации. Уважение личности школьника является обязательным психологическим условием возникновение доверительных взаимоотношений. Основные признаки индивидуального стиля деятельности педагогически психологии проявляется в следующих свойствах и действиях: -в темпераменте, -в характере реакции на те или иные пед-ие ситуации, -в выборе методов воздействия,  -в подборе средств воспитания, -в стиле пед-ого общения, -в реагировании на действия и поступки детей, -в манере поведения, -в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания, -в применении средств психолого-пед-го воздействия на детей. Любой педагогический опыт буквально копировать не следует. Педагогу психологии необходимо воспринимать главное в нем и стремиться к тому. чтобы оставаться самим собой. Более того, для педагога психологии важно не только понимание, а взаимопонимание. А это требует саморазвития такого качества. которое психология именуют эмпатией. Без саморазвитие педагогической эмпатии, как это показано в работах Ильдара Масгутовича Юсупова современный учитель просто не состоится.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"