Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

2.Психическое  развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

С поступления  ребенка в школу устанавливается новая сознательная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В мл.шк. возрасти учебная деятельность становится ведущий. Учебная деятельность особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта ученика. Это необычайно сложная деятельность которой будет отдано много сил и времени-10 или 11 лет жизни ребенка. Доминирующей функцией в младшем шк. возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошк-ом возрасте переход от наглядно образного к словесно- логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словеснологическое мышление (получает) получается преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядным образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младш. шк. возраста проявляются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и художников с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для теоретического мышления- формирование научных понятий. Теоретическое мышления позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные св-ва и отношения. Развитие теоретического мышление зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучение. ( система разработанная Даниилом Борисовичем Элькониным, Василием Василевичем Давыдовым, Леонидом Владимировичем Занковым.). В начале младших шк. возраста восприятие недостаточно конференцировано. Из-за того ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (напр-р. 9 и 6, буквы д.и б.). Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу обучая наблюдению. Память развивается в двух направлениях произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но в отличии от дошкольников млад. шк, способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большой мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младший школьный возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроки учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьников может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимание, повышаются его устойчивость, возможность переключения и распределения.

1. Условия для самореализации личности ребенка.

Гармонизация социальной среды образовательного учреждение предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации молодыми людьми своих потенциальных возможностей, создания поля самореализации ребенка.  Главная задача деятельности педагога психологии в образовательных учреждениях подготовить ребенка к жизни в обществе. Основные механизмы реализации данного направления включают: -включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях; -диагностирование волевой готовности системе социальных отношений: стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; -оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях; создание развитого информационного поля для каждого воспитанника; -педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении. Социальная защита и самозащита уч-ся это так же одна из форм создания условий для самореализации ребенка. Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, ему необходимо обладать чувством социальной защищенности. Социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности. Человек как известно, развивается и формируется в соответствии с объективными законами, выработанными в ходе длительной эволюции проходя различные периоды, циклы и фразы. Задача педагога психолога- создать оптимальные условия. позволяющие развиваться личности и формироваться его индивидуальности: педагоги психологи помогают наитии ему свое «я»и реализовать его, сформировать качества самостоятельности. развивать умение ориентироваться в сложной социальной действительности.

2. Структура характера личности. Каждый взрослый мужчина или женщина приобретают особое состояние черт характера, уникальный стиль жизни. Характер- это каркас личности. в который входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные св-ва личности, проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера- это черты личности, но не все черты личности- черты характера. Характер- индивидуального сочетании наиболее устойчивых, существенных особенностей личность, проявляющихся в поведении человека. в определенном отношении: 1.к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, скромности, наглость).

2.к другим людям (эгоизм  или альтруизм, жестокость или доброта. безразличие или чуткость. грубость или вежливость). 3.к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность). 4.в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия; душевная и физическая боль, степень настойчивости, решительности. В структуре характере выделяют 2 группы черты: Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках. К 1 группы относится черты, выраженная направленность личности (потребности, интерес, склонности),систему отношений к окружающему миру и представляют собой индивидуальные способы осуществления этих отношений. К 2 группе относится интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. К окончанию школы характер фактически формулировался. Что касается специфических изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены прошлой жизнью человека. Если у него со временим появляются какие-то новые черты характера, то их возникновение характера, после 30 летнего возраста, как правило уже не происходят.

1. Учет и развитие индивидуальности ученика в пед-ом процессе.

В педагогики, в  течении длит. времени не разрабатывались в дид. плане проблемы соотношения обучения и развития. Эффективность работы школы повысилась бы, если бы раскрыть связь между построением обучения и продвижении школьников в их общем развитии. Общее развитие-это развитие ума, воли и чувств, это оптимальный уровень развития этих качеств, которые помогают сориентироваться в незнакомой ситуации, успешно овладеть незнакомыми данными. Разучится, на развитие учащихся оказывать влияние не только школа, но семья, детские и юношеские организации, книги, окр. соц. среде, однако, поскольку учебного восп. работа школы представляет собой целенаправленною систему, школе принадлежит ведущая роль в развитии учащихся. Лев Семенович Выгодский отличает, что развитие психики ребенка органически связано с обучением. Понятие «разв. обуч.»включает соотношение обучения и развития. Система развивающего обучения  в отечественной педагогике, была представлена академиком Леонидом Владимир. Занковым. Некоторые педагоги до сих пор не всегда понимают почему это система охватывает лишь нач. звено, обучая, почему Л. Вл. Занков не пошел дольше. Это объясняется, прежде всего тем, что нач. звено имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% его личностных качеств. Любые исправления в старшем возрасте связны с психологической ломкой. которое вызывает, оборонит. реакции у растущего человека - страх. лож и др. Этим и объясняется вним. крупных психологов и педагогов в том числе А.В.Занкова. именно к нач. обучению, т.к. здесь определяется направление развития личности. Все обучение настроено на знаниях психологии развития. А.В.Занков против термина «формировать», которой предполагает какие то насильственные действия вопреки природе. Поэтому он обратился к учению Льва Семеновича Выгодского о психолог. Развития и обучения, котором считал. Что обучение должно идти впереди развития. Л.В. Занков поставил задачу интенсивного развития шк-в. Критически оценивая с его точки зрений облегчение учебного материала и медленный темп его изучения. Принципы: 1. приниип обучение на высоком уровне трудности;  2. принцип ведущей роли теоретичёских знаний. согласно которому отработка понятий, отношений, связи внутри указанного предмета важна; 3. принцип работы над развитием всех уч-ся, согласно которому в ходе обучения должны быть учтены инд.особенности школьников, но обучение должно развивать всех. Отличительными чертами системы обучения по Л.В.Занкову является: - направленность на высокое общее развитие школьника - стержневая линия данной системы; - высокий уровень трудности материала на котором проходит обучение; - быстрый темп прохождения материала; - резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

2. Психология ранней юности (Игор Семенович Кон)

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - соц. личностное, профессиональное, духовно-практическое -составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако, профессиональное самоопределение сопряжено с задачами соц.личностного самоопределения. с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть. самоопределение жизненных перспектив, с проектированием будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни. своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно лично вкл. в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями. В большей степени ориентируются на оценку о кр-х, авторитет взрослых. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и самоподготовкой к самостоятельной жизни, дальнейшем образованием и самообразованием. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отличает И.С.Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания: 1. открытие своего внутреннего мира во всей индивидуальной целостности и уникальности. 2. стремление к самопознанию; 3. формирование личной идентичности, свойство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; 4. самоуважение; 5. становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

1.    Педагогическая психология как  наука.

Пед. психология - отрасль психологической науки, стоящая на стыке различных наук, т.к. сфера ее интересов включает закономерности обучения и воспитания. Предметом пед. психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, как организует это обучение и воспитание т.е. со стороны педагога воспитателя. Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой пед. деятельности. В действительности они всегда реализуется совместно, поэтому определить обучение, от воспитания практически невозможно воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем. обучая одновременно, воспитываем. Воспитание осуществляется через межличностное общение людей и преследует цель назв. мировоззрение, морали, мотивации и характера личности, форм. черт личности и человеческих поступков обучение ориентирует человека на интеллектуальное и когнитивное развитие на основе различных методов. В пед. психологии имеется ряд проблем. теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существует этой области знаний. Одной из важнейших в раз. детей яв-ся проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что: во первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, начала деятельности и конец; во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуальны и своеобразны настолько, в разное время и протекают по разному. Трудности возникают и с определений психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сенситивном периоде. Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организованном педагогическом воздействием на ребенка и его психологическом развитии. Третья проблема касается общего возр. сочетания, обучения и воспитания.  4 проблема касается системного характера развития ребенка и комплексности пед. воздействий. 5 проблема является проблема связи созревания и обучения задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. 6 проблема психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению. 7 проблема пед. запущенности ребенка (на более ранних этапах его развития, его плохое обучение и воспитание). 8 проблема обеспечение индивидуализации обучения. 9 проблема соц.адаптации и реабилитации. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных соц. связей и психики детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Решение перечисленных психолога пед. проблем требует от педагога психолога высокой профессиональной квалификации немалую часть которой состоит психологические знания, умения и навыки. До недавнего времени педагогическая психология изучала, главным образом, психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящие время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.

2.    Роль характера в развитии личности подростка.

Алексий Николаевич Леонтьев считал, что индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности. В психологической литературе содержатся отдельные попытки проследить механизм возникновения личностных качеств в связи с некоторыми ярко выраженными чертами характера. Так Сергей Леонидович Рубинштейн приводил следующие объяснения угодливости и ханжества эпилептиков и эпилептоидных психопатов. Их характер отличается повышенной гневностью, злобностью. Ребенок с таким характером ищет способ самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности вспыльчивости, угодливым поведением. Сензитивный подросток, как правило, сохр. детские привязанность взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируется чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и другим. Проблема влияния характера на формирование личности важна им только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практике воспитания и самовоспитания, т.к.прямо подходит к вопросам о методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности ит.д. Проявления характера гораздо более непосредственными чем проявление личности. Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему естественно», что «хочется» или «не хочется» когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своей развитии «снимает» характер.

 

1.    Формы и методы обучения.

Формы организации  обучения - это внешнее и выражение сог. деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют соц. обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дид. систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: - по количеству уч-ся: массовые, коллективные. групповые, микрогрупповые и инд.формы обучения; - по месту учебы: школьные и внешкольные. Школьная форма обучения: уроки, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории. Внешкольная форма обучения: домашняя, самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях. По длительности обучения: кл. урок (45 м). спаренное занятия (90м). спаренное укороченное занятия (70м). уроки произвольной продолжительности. Также вспом. формы организации учебной работы т.е. разнообразные занятия: лекции. семинар, предметные кружки, экскурсия, факультативы и курсы по выбору, консультации, учебные беседы, доп. Работа с уч-ся, индивидуальная форма обучения. Методы обучения. Система методов пед. воздействия включает в себя методы убеждения мет. упражнения, методы оценки. В методах обучения выделяются объективная (не зависящая от учителя) и субъективная (зависит от него) части. Методы обучения выполняют разные функции: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. т.е. с помощью методов уч-ля не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют восп. воздействия, влияют на орг. учебно-восп. процесса. В настоящее время известны десятки классификации методов обучения: - по источникам знаний: практика, наглядность, слово, книга, видео, комп. система. 5 общих методов в данной классификации (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод); - по назначению:. а) приобретения знаний, б) формирования умения и навыков, в) применения знаний, г) творческой деятельности, д) закрепления, е) проверки ЗУН. -по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно изложенное, частично-поисковый, исследовательский. - по степени активности учеников: активные, пассивные. - по дидактическим целям: _методы способствующие первичному усвоению уч. материала и мет. способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. - ситуационный метод: тв. метод позволяет принимать нестандартные решения, исп. нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"