Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка
1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.
1.Классификация методов исследования в психологии.
Анализируя методы исследования Борис Герасимович Ананьев выделяет4 их группы: 1. организационные методы (сравнительный, лонам.... (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение несколько лет, комплексный); 2. эмпирические, куда входят а) абсервативные методы (набл, самонабл); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формулирующий или по Б.Г.Ананьеву психолого-педагогический) в) психодиагностические методы: г) праксиметрические мет; д) метод моделирования (матем); е) биографическое методы; 3. обработки данных, куда входят методы количественного и качественного анализа; 4. интерпретационные методы. включающие генетический и структурный метод. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными выступают наблюдения и беседа. Организационные методы. Сравнительный метод - сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Лонгитютный метод (метод продольного среда) многократные обследования одних и тех же лиц на притяжении длительного времени. Комплексный метод - в исследовании участвуют представители различных наук. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода. напр.физиологическими, психическими и социальным развитием личности. Эмпирические методы. Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлении психики. Наблюдение - древнейшей метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуются каждый человек в своей жизни. Самонаблюдение (интроспекция) - набл. человека за собственными психическими явлениями. Два вида: непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках чел. анализирует, что он думал). Экспериментальные методы. Эксперимент (гл.метод) отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами регистрация соответствуя изменений в состоянии и поведении изучаемого. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях как правило с применением спец.аппаратуры, со строгим контролем всех влияют их факторов. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых. Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формулирующей эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса состояния или качества личности.
2. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников и уч-ся с проблемами.
Особого внимания педагога психолога требует несколько категории уч-ся: одаренные, с отставанием развития, пед. запушенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии. Учитель в школьном классе не всегда располагает достаточным временим для того, чтобы уделить тем детям столько внимания, сколько они требует. Более того, он может не обладать знаниями необходимыми для работы с этими категориями уч-ся. Программы общеобр.шк. так же не засчитаны на них, не учитывают особенностей их развития. Одним из направлений работы с одаренными детьми яв-ся вселение в них уверенности и их способности жить в обществе, найти в нем свое место. формировать адекватную Я- концепцию. Низкая самооценка одар. человека может стать следствием ощущения неудовлетворенности, стремление к совершенству, критического отношения к себе достижениям, присущего одар. детям. Коррекция эмоционального фона поведения, форм. адекватной Я- концепции выработка у одаренного ребенка мнения правильно себя оценивать и ставить реальные цели - еще одно напр. оказ. помощи со стороны психолога. «Трудные дети» - это те, чье поведение отклоняется от принятых стандартов и норм. Но такие нарушения встречаются у большинство детей. Это - необъемлемая часть процесса развития. Самооценка, т.е.оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей яв-ся важным регулятором поведения. Среди причин соц.характера одной из самых распространенных яв-ся влияние соц.окружения, в котором живет и развивается рёбенок. Развиваясь в соц. неблагополучной среде. подросток усваивает ее нормы и ценности. При работе с трудными детьми, прежде всего, необходимо определить причину и деятельность отклоняющеюся поведения. Чаше всего дети избирают откл. поведение и разного протесты как форму самоутверждения. М де Винтер в качестве основного «лекарства) для подростков группы риска рекомендуют их активное вовлечение в процессе принятие решений в деятельность в своем ближайшем окружении (семье, школе, ближайшем соседстве). В целом следует сказать. Что представления детям ровных со взрослыми прав и обязанностей помогает преодолеть многие отклонения в их поведении начиная с 4-5 кл. роль взрослых постепенно должна меняться от поручения и контроля к поддержки. Основные направления поддержки одаренных детей. Для одаренных детей характерна свойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и физическом развитии находится в приделах возр. нормы или даже отстают от своего возраста. Подобный дисбаланс приводит к тому что. С одной стороны взрослые предъявляют повышенные требования к уровню самостоятельности ребенка и его эмоциональной сфере т.е.воспринимают его полностью как взрослого ; с другой стороны чувство беспомощности. Следовательно. Одним из направлений работы с одаренными детьми яв-ся вселение в них уверенности их способность жить в обществе, найти в нем свое место. В силу простоты учебы программы у одаренных детей может возникнуть неприязнь к школе и отдельным учителям, особенно тем, кто требует заучивание материала без его осмысления и т.д. Возможны 3 направления работы: 1. одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и др. качества -общительность, дружелюбие, интуицию умение прийти на помощь. 2. в компетенцию пед. психолога входит создание в школе гр.детей с высоким уровнями одаренности, чтобы дать им возможность общения на равных. 3. развитие коммуникативных способностей. Не у каждого подростка достает терпения и умения объяснить взрослым, что он уже вырос и с ним следует общаться как с равным. Чаще всего дети выбирают откл. от нормы поведения и разные протесты как форму самоутверждения. Винтер в качестве основного «лекарства» для подростков группы риска рекомендуют их активное вовлечение в процессе принятие решений в деятельность в своем ближайшем окружении (семье, школе, ближайшем соседстве) ведь чем так привлекательны для подростков группы сверстников? Именно тем, что там все равны и одинаково участвуют в деятельности, обсуждениях и принятий решений. Напр.он рекомендует организовать социологическую группу из числа подростков, имеющих проблемы в школе, с целью выяснения у сверстников и мнения о школе. Ее достоинствах и о том. Что и как можно изменить в ней. В целом следует сказать. Что предоставление детям равных со взрослыми прав и обязанностей помогает преодолеть многие отклонения в их поведении. Начиная с 4-5 кл. роль взрослых постепенно должна меняться от поучения и контроля. К поддержки и лидерству.