Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Свое название педагогика
получила от греческого слова «пайдагогос»
(пайд - дитя, гогос - веду), которое означает
детоводство или дитяведение. Педагогами
первоначально назывались рабы, сопровождавшие
детей своего господина в школу.
Позже педагоги - это уже вольнонаемные
люди, которые занимались наставлением,
воспитанием и обучением детей.
в качестве своего объекта педагогика
имеет систему педагогических явлений,
связанных с развитием
Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.
Отличие – выявление
особенностей их эволюции в истории
развития общества, анализ причин, вызывающих
отмирание одних и
Задачи:
как науки
1. Выявление тенденций
и закономерностей развития
2. Знакомство с тем
положительным опытом, который может
быть адаптирован к условиям
сегодняшнего дня и успешно
использован в практике
3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.
как учебного предмета
1. Проследить эволюцию
наиболее прогрессивных
2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.
3. Научить будущего учителя
аналитически подходить к
Воспитание, образование и развитие в различные исторические эпохи – назначение истории педагогики.
Человеческое общество возникло с того времени, когда началось изготовление человеком орудий труда.
1. ступень развития первобытного
общества – городское общество:
люди объединялись в
На смену пришло материальное родовое общество. Мальчики, девочки до 7-9 лет воспитывались вместе с женщинами. Затем переходили в ведение мужчин; выполняли функции взрослых мужчин.
Усложнилось воспитание; приобретает многосторонний характер. Задача – подготовить молодых людей к предстоящей производительной деятельности.
На рубеже матриархата
и патриархата возникают первые
общественные учреждения по воспитанию
молодежи (дома молодежи). Большое место
у идеологической стороны воспитания,
которое расширялось. Подростков приучали
к выполнению религиозных и общественных
ритуалов (танцам, играм). Имеют магическое
значение. Молодежь знакомится со всей
жизнью рода – молодежная община стала
самой управляемой, вооруженной
организацией. Военное воспитание.
С появлением частной собственности
рабов наступило разложение первобытного
общества – индивидуальный брак. К
семье перешли функции
Обе частные. В 1-ом типе обучали
выполнению гражданских обязанностей,
ремесл; 2-ой тип – при храмах главных
богов; обучали детей из аристократических
слоев населения выполнению обязанностей
вождей, жрецов, старейшин. С 8-1в. до н.э.
первобытнообщинный строй сменился
рабовладельческим. В странах Древнего
Востока существовали разные типы школ.
В ряде государств Африки существовало
искусственное орошение – детей
готовили к земледелию. В Египте
– школа писцов; обучение шло
на протяжении 12 лет (др/египетское письмо
– 600 иероглифов). Наказания – жестокие
(розги). В Древнем Китае существовали
низшие и высшие школы. В высшей школе
дети превигенированных учились
читать, писать иерографическим способом,
изучали философию, мораль, сведения
об астрономии. Наибольший расцвет
школ – в Греции (10 полисов существовало,
в каждом существовала своя система
образования): 2 полиса – 1)лакония (спорта);
2)аттика (Афины). В этих системах было
общее и различия. На различие влияло
то, что в них был разный экономический
способ ведения хозяйства (Афины
– мореплавание, Спарта – замкнутая
система). Ярко выраженный замкнутый
характер в воспитании мальчиков
до 7 лет дома; с 7 лет – посещение
аггелов (закрытые школы); воспитание воинственного
характера, большое место занимали
физические упражнения. Воспитание получали
под руководством людей, назначаемых
государством – педуном. Мальчиков
учили держать повиновение
Афинская школа: Разные типы школ, не было жесткого государственного характера образования. В Афинах развивалась культура, скульптура, архитектура, живопись. Воспитание шло детей господствующих сословий. До 7 лет мальчики воспитывались дома. Девушки и после 7 лет получали семейное воспитание (к домашнему хозяйству). Мальчики начальное образование получали в 2 типах школ: грамматика и кифариста. Платные школы. В школе грамматика обучали писать, читать, считать (начальное образование). В кифаристе школе – музыке, танцам и т.д. обучали. В школу раб водил детей («педагог» – детеводитель). Содержание воспитания определялось учителями. В 12-13 лет юношей переводили в школу полестро (борьбы); занимались гимнастикой под руководством педотриба. После 2-ух лет обучения их переводили в гимназию (4 года), после которой их учили в эфебии (с 18 до 20 лет: законы страны и подготовка к военной службе). В гимназии – политика и философия. Законы афинской республики требовали, чтобы малоимущие родители обучили детей какому-то ремеслу (снимало ответственность с работы родителей в старости).
В период много содержащей
мыслей находим у Сократа, Платона,
Аристотеля (др/греческих философов).
Сократ ставил вопросы, через систему
наводящих вопросов он подводил молодежь
к ответу – «метод наводящих вопросов».
Сок. – из бедного сословия, но выступал
за аристократию. Провозгласил существование
абсолютной умопостигаемой истины, знание
которой, в отличие от ложных мнений,
только и дает настоящую мудрость.
Человек рожден для образования.
Он отказывался рассматривать
В 5-10в. в Центральной Европе сложилось феодальное общество. Возникает другая система образования. Главная ценность – церковь.
Существовали разные типы школ: монастырские школы (внутренние и внешние). Мальчиков отдавали в 1-ый тип школ, во 2-ом типе – учились, уходили домой. Школы кафедральные; приходские школы. В приходских школах обучались мальчики молитвам на церковном языке, пению и письму; свои помещения; учителя – духовные лица. Основной материал для чтения – религиозные книги; содержание которых недоступно для школьников. Применялись жесткие телесные наказания. Обучение детей – рыцарей. Старшие сыновья – рыцари; с 7 лет проходили особый курс обучения у сюзеренов. С 7 до 14 лет являлись пажами при семье сюзерена. В 14 лет или вручали меч и в возрасте до 21г. являлись оруженосцами сюзеренов. По достижении 21 года они посвящались в рыцари. Образование девушек – выше, проходили особый курс обучения при женских монастырях. В этот период времени в ряде государств Западной Европы возникают 1-ые университеты в Италии, Франции, Англии; позднее – в Чехии, Польше. Имели 4 факультета: богословский, медицинский, юридический, до поступления на них – подготовительный факультет, факультет искусственный. Доступ к образованию малоимущего населения закрыт. Большее находят проявление…
Ряд реформ Петра 1 в образовании: (нужно готовить свои кадры во всех областях жизни – его цель):
1)открыл в 1701г в
Москве новый тип школы –
школу математических и
1 класс: основы грамоты (букварь, часослов, псалтырь, основы);
2 ступень: математические, циферные классы (математика, астрономия, география);
старшие классы: специальные науки (математические и навигационные науки (арифметика на более высоком уровне, геометрия, тригонометрия, астрономия).
Изучались по мере возрастных особенностей детей и усвоения знаний. Обучались дети не привилегированных сословий (детей дворян там не было). Петром 1 открыты в Москве, Петербурге и крупных портовых городах: навигацкие, хирургические, инженерские школы.
1721г – развитие
1714г – школы нового типа (циферные училища) начальные школы; в 1718г – 42 школы такого типа.
Петр 1 пытался открыть академию наук, в 1721г. создана после его смерти.
В середине 18в. – в связи с приходом на арену Ломоносова – Ломоносовский период в развитие науки и просвещения.
В 18в. закладывались основы российского образования.
После обучения в Академии
Ломоносов прошел подготовку в мамбурнском
университете под руководством философа
и математика Христиана Вольфа, а
горное дело – у Хенкела. По пути
из Германии в Голландию, его арестовывают;
но он бежал, попал в Голландию, а
потом в Россию, где для него
начались не золотые времена. Ломоносов
положил начало русскому просвещению.
На протяжении 19 века, 18в. вся прогрессивная
педагогика вела войну, чтобы родные
язык и литература стали основными
предметами школьного образования.
Ломоносов – родоначальник
Ломоносов обнаружил «немало в России столь великой тьмы невежества, которые источают окружающие литераторы, ученые (Шлецер), искажали всю фактологию.
Ломоносов подготовил основные регламенты, определяющие работу МГУ и гимназию при нем (2 школы: для детей дворян; для детей разночинцев). Считал, что гимназия – тип учебных заведений, который должен давать фундаментальные основы искусств и наук; выделял ее как основной тип учебного заведения, лучший до сегодняшних дней. 1-ая гимназия 1725г (при Академии наук); закрыта в 1918г. С именем Ломоносова связано формирование в России русского литературного языка.
В 1760г Шувалов представил в Сенат план реформирования системы российского образования:
1)считал, что в каждом
населенном пункте открыть