Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

 

Начало 19 столетия – 1802г. На смену коллегиям приходят министерства. В 1802г – создано Министерство народного просвещения. 1804г –  Устав образования. На основе его  в России вводилась 4-ех ступенчатая, последовательная система школ. 4 типа школ: приходские, уездные училища, гимназии, университеты. В приходском училище могли учиться; учреждаться  в городах, селах; в одном приходе; одно – на 2 прихода. Цель их 1)подготовить  учащихся для поступления в уездные  училища; 2)дать религиозное воспитание и элементарную грамотность детям  крестьянских и низших слоев (1 год). Закон божий, нравоучение, чтение, письмо, 4 действия арифметики, читали «О должностях человека и гражданина», занятия  проводились 9 часов в неделю глубокой осенью, зимой. 2-ой тип: 2 цели: 1)подготовить  для поступления в гимназию; 2)дать законченное образование детей, не принадлежащих дворянству и духовенству. Закон Божий; изучить книгу «О должностях человека и гражданина»; грамматика, всеобщая и русская география, история, технология рисования (14 учебных  предметов); 28 часов в неделю. 8 учителей. 4 года учили в гимназии; цели: 1)подготовить  для поступления в университет; 2)сообщение наук тем, кто пожелает приобретать сведения, необходимые  для  благовоспитанного человека,

чиновников, дворян; 2 языка (немецкий и французский), география; начальный курс наук (философия; изящный (словесность); математика (алгебра, тригонометрия, геометрия), физика, естественная история, политическая экономия. Образование  в гимназии носило светский характер. 30 часов в неделю. 8 штатных учителей (от 16 до 20 ч. –недельная нагрузка). Задача университетского образования –  подготовка чиновников для всех родов  государственной службы; подготовка учителей для гимназии, в 1-ую очередь.

В 1828г. правительство ставит задачу: из гимназии и университетского курса убрать, формирующие вольнодумие  наукам. Новый устав- 1828г. Закон Божий  введен в число обязательных предметов  в гимназию; курс обучения увеличился на 3 года. Устав нарушил преемственность  учебных заведений; разошлись учебные  планы 4-ех тип учреждений. Ограничен  доступ детей разночинцев. Часть  дисциплин изъято из учебного плана.

В 1835г. утвержден новый  Устав для университетов, по которому лишили право создавать научные  общества в университете. Гимназии и университеты подчинялись попечителю учебного округа; которых назначал лично царь. Университеты лишались права выбирать руководителей.

  1. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕД МЫСЛЬ народов России с древнейших времен до конца 17 века

У восточных славян воспитание осуществлялось в процессе включения  детей в различные виды деятельности.

Семейное воспитание:

- от рождения до 3-4 лет  – попечение матери, передача  элементарного опыта;

- от 3-4 до 7 лет – посильная  работа, помощь матери;

- с 7 до 14 лет:     мальчики:

- обучение в возрастной  группе отроков. Помощь отцам  в мужских работах (с/х, земледелие, животноводство). Это сопровождалось  обрядом, т.к. с 7 лет мальчики  переходили из женской половины  в мужскую половину семьи.

- с 14 лет становились  полноправными членами семьи.

-мальчики получали военную  подготовку.

Девочки:

- осваивали дома женские  работы. Пряли, ткали, лепили горшки.

В VII в.  Дружинников воспитывали  с 12 лет, жили в спец. домах – гридницах.

С VI-IXвв. Ремесленное ученичество, т.к. общественное разделение труда  привело к отделению ремесла  от земледелия.

В VII-VIII вв. Дети племенной  знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или  зависимую – аталычество.

В VI-IX вв. Воспитание приобретало  все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением  труда.

В Х-ХIII вв. Древнерусская  педагогика зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных  славян и христианской, книжной.

 

Виды педагогической практики на Руси.

Система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а  как определенные формы общественно-пед. Практики (в семье, мастерами грамоты  и др.). Грамотность в Раннесредневсковой Руси была распространена повсеместно.

Педагогическая мысль  представлена списками Поучений Иоанна Златоуста, сборниками Измарагды и  др. Пед. Идеи Златоуста и проблемы обучения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец  Важные сведения о воспитательных идеалах  Древней Руси содержат Поучение Владимира  Мономаха, Моление Даниила Заточника. Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др.

 

Поучение Владимира Мономаха: «… Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Леность  ведь всему мать».

 

Основы православной педагогики.

Идеал христианской педагогики – богочеловек Иисус Христос.

Воспитание человека важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к  жизни на Земле.

Большое значение имеют  в нравственном воспитании ребенка  таинства: крещение, миропомазание, причащение.

Цель – воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли.

Воспитание послушания. Борьба со своеволием, баловством и  капризами «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо  называют «началом воспитания». Послушание должно быть свободным, а не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе потерять любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку.

Принцип православной педагогики.

Главный для христианства принцип – принцип свободы, из которого вытекает главный метод  христианского воспитания. Принцип  свободы человека перед Богом. Высший акт веры может быть только свободным  волеизъявлением человека.

Значение личности в христианстве и в христианском воспитании: христианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского  воспитания не может не быть процессом  роста, постепенного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни.

 

Христианская семья в  религиозном воспитании. Семья есть место больше чем отец, мать и  дети. Она – наследница нравственного  и духовного уклада жизни, обычаев  и ценностей, созданных дедами, прадедами  и пращурами. Отсутствие любви –  это всегда извращение подлинной  природы семьи. Любовь родителей  к детям должна быть не эгоистичной  и не корыстной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к себе.

 

 

  1. Я.А. Коменский – основоположник пед науки. Закончил богословский факультет; заложил основу обучения, не потерявшей актуальность. Основоположник мировой педагогической науки. Родился в Чехии; рано остался сиротой, воспитывался в семье тети; человек особого склада ума, позиции. Это крупный политик, философ, общественный деятель.Реформировать общество надо по 3-ем направлениям:1)провести реформу в образовании. В эпоху средневековья господствовала «идея врожденного превосходства» (утверждали правящие господствующие слоя). Только дети из богатых семей достаточно знаний для обучения, только они достойны учиться. Коменский выступил против этой идеи. Пришел к выводу, что все дети, независимо от того, где они родились; какое их социальное положение, пол – они все имеют право на образование и развитие. Считал, что необходимо провести реформу в обществе; в 3-ех областях: центральная область – просвещение (труд «Великая дидактика»); 2-ая область – религия (позиция носила протестанско-революционный подход: свобода вероисповедывания; каждый человек, независимо от веры, должен пользоваться всеми человеческими правами); 3-ья область – всеобщее исправление государства и всех его органов. Написал книгу "Всеобщее исправление" ("Общий совет по исправлению дел человеческих" – раздел ее). Считал, что основной функцией идеального государства должна быть свободы мысли, религии, свободы человека. Особое значение придает тому, кто стоит во главе государства. Во главе государства должны стоять просвещенные и мудрые люди (называет золотыми слова Платона: «Только тогда, наконец, государства станут счастливыми, когда править станут счастливыми, когда править ими будут ученые или когда правители их будут стремиться сами сделаться учеными и мудрыми. Под целью воспитания Коменский понимал подготовку человека к загробной жизни. Под воспитанием понимал гармоническое единство умственного, нравственного, эстетического, трудового и религиозного воспитания. Именно Коменский принадлежит обоснование «принципа природосообразности воспитания», означающего соответствие воспитание природе и тем закономерностям, которые в ней происходят, независимо от нас. Принцип этот положил в основу всей своей образовательной системы. Коменский обосновал ряд правил, которыми необходимо руководствоваться в воспитании человека: 1)воспитание должно получать образование и воспитание все юношества, кроме тех, кому Бог отказал в разуме; 2)понимал воспитание как подготовку к жизни и оно должно закончиться к наступлению зрелости. Образование не должно требовать больших усилий. Он впервые обосновывает принцип равенства мужчины и женщины в получении образования. Вопрос ставит так в "Великой дидактике»: стоит ли женщин обучать? Они  более нас одарены умом. Преподавание должно идти на родном языке (до этого – только на лат. яз.). Периоды по Коменскому: 1)от рождения до 6 лет – «материнская школа»; 2)от 6 до 12 лет – школа родного языка;  3)для юношества (12-18 лет) – «латинская школа», т.е гимназия; 4)18-24г – «академия», высшая школа.  Считал, что школы надо открывать в каждой общине, независимо от имущественного и сословного положения: геометрия, письмо, пение, воспитание нравственности. В «латинской школе» - 6 лет, 6 классов (грамматический, риторический, физический, математический, этический, диалектический). В академии должны быть сохранены факультеты Средневековья; считал, что там должны учиться 4 года; а на 2 года – отправлять ученика в другие страны для изучения их культуры. Слово «дидактика» утвердилось в науке со времен Коменского. Он полагал, что эта наука – об обучении, включал и содержание обучения; он понимал "теорию образования и обучения". Принцип – основополагающее положение, в ходе анализа научно-педагогических закономерностей и практического педагогического опыта.   Коменский обосновал 4 основных дидактического принципа:     1)активность и сознательность;2)системность и последовательность;  3)наглядность;  4)принцип упражнений и повторений.Активность – форма, в рамках которой осуществляется сознательное обучение.  Коменский считал, что нельзя усваивать словарные знания, не подкрепляя их наглядностью; у человека развиваются и другие способности. Принцип последовательного изучения программного материала Коменского считал одним из основных. Считал, что в процессе изучения материала надо идти от конкретного к абстрактному; от легкого к трудному.  Коменский к принципу упр. Подводит научные основы (известно еще в Древнем Китае; ввел его Аристотель). В упр. И усвоение материала ставил задачу глубокого усвоения знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Связывает повторение с памятью ученика; упр. С памятью должны практиковаться непрерывно. Коменский впервые в мировой педагогике обосновал и создал классно-урочную систему организации учебного процесса. Урок характеризует как форму организации обучения, по Коменскому:  1.урок – неизменный состав учащихся;  2.организация занятий в точное определенное время по стабильному расписанию, предусматривающее чередование учебных предметов;  3.одновременная работа учителя со всем классом по одному и тому же учебному предмету; 4.руководящая роль учителя на протяжении всего периода обучения. Коменский установил продолжительность урока одним часом. Большое значение придает дисциплине; был против телесных наказаний. Считал, что школа без дисциплины – это мельница без воды. Дисциплина основана на сознательности учащихся, уважение, требовательности к личности ученика.Выделяет 4 признака дисциплины: 1)дисциплина – это условие обучения и воспитания2)дисциплина – олицетворение организованности и поэтому предмет воспитания;  3)дисциплина-средство воспитания; 4)дисциплина – метод воспитания.

 

  1. Книга Коменского «Великая дидактика»(гл6-12)(гл.16-20)
  2. Пед взгляды Ж.Ж. Руссо . Книга «Эмиль или о воспитании». Главное у него – оценка природных возможностей человека.        Признаки естественного воспитания Руссо.   Систему построил на воспитании человека воспитателем, вдали от цивилизации, до 22 лет. До 24 лет отправляет молодого человека за рубеж.  Только потом он может становится членом общества.   1.»Естественное воспитание» - это педагогическая теория, видящая цель воспитания в следовании за естественным развитием ребенка. Критикуя сложившуюся систему воспитания за игнорирование возрастных, индивидуальных особенностей детей, Руссо выдвинул идею воспитания, которая совпадает с естественным ходом развития ребенка. Руссо требует, что дети должны быть детьми, прежде чем станут взрослыми. Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, человек должен помогать природе, обеспечив ребенку возможность свободно двигаться и играть. Считал, что книгу до 12 лет не надо давать, т.к. он еще не развит.   2.Важнейшая черта – забота воспитателя о развитии детской самодеятельности. Все свои знания и представления ребенок приобретает самостоятельно. Задача воспитания  - не учить истине, а предохранять от возможных заблуждений.  3.Приемлема дисциплина естественных последствий. Его теория явилась протестом против феодальной системы воспитания; против подавления личности. В трактате «Об общественном договоре, или принципах политического права» пишет: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».1762г- роман «Эмиль, или о воспитании». Показал путь воспитания нового человека, буржуазного общества члена. Руссо выдвигает также теорию общечеловеческого воспитания. Прежде чем воспитать из человека чиновника, священника и т.д. Он должен быть человеком, в зависимости от правильно-организованного воспитания, которое не отделяет от обучения. Единственной науке надо учить – науке об обязанностях человека. Главное – не обучение, а руководство. Задача воспитателя – не давать готовые законы детям, а научить самих их найти. Самовоспитание – это стержень. Бедные, которые постоянно трудятся, не нуждаются в воспитании, т.к. для них главный воспитатель – труд.

 

  1. Пед взгляды Локка. «Мысли о воспитании». Родился в семье военного чиновника. В 1646г поступает в Вестминстерскую школу. В 1658 поступает в Оксвордский университет. Государство и церковь объединяются против монархического строя. «Локк (по Марксу) был представителем буржуазии во всех ее формах; доказывает, что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок». Жизнь Локка связана с периодом буржуазной революции, периодом научных открытий, Бойле пробудил у Локка интерес к Декарту. В 1667г по предложению лорда Эшли Ло. Занимает место домашнего врача и воспитателя его сына; активно приобщается к политической деятельности; занимается наукой. В записке Бойле Ло.: «Место, которое я занимаю, удержало меня от дальнейших каких-либо химических экспериментов». Знакомится с врачом Т.Синдхемом, пишет трактат «О медицинском искусстве» (1669г) где доказывает о необходимости проведения экспериментальной работы в медицине. В 1669г его избирают членом совета Президиума академии. В 1671г принимает решение осуществить тщательное исследование способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает он в своем движении к знанию. Труд "Опыт о человеческом разуме": "»ус«р на пути науки – это теологические, схоластические представления, сковывающие ощущения разума». Ло. Считает, что в основе познания лежит опыт человеческого разума; сенсуалист. Иногда занимает двойственную позицию: Бог – всемогущ; поэтому он мог наделять материю чувствовать и в центре его теории – происхождение чувства. Душа – белая бумага без всяких знаков и идей, т.е. чистая доска. Из критики врожденных идей выводился принцип: главная роль в плане развития человека играет воспитание. Хотя у людей от природы имеется некоторые различия в способностях. Решающее значение имеет правильно организованное воспитание. Наши знания – это результат опыта; представление приходят в наше сознание через ощущение. Становится на позицию материалистического дуализма. Считал, что кроме опыта внешнего, получаемого через ощущение, существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка, не связанный с внешним опытом. Ло. Особо подчеркивает значение разума человека. Воспитание разума приобретает у него решающее значение. Идея Бога, как и всякая другая идея, является врожденной, но наряду он утверждал: когда человек будет стремиться познать природу, он обязательно придет к отрицанию Бога «Мысли о воспитании». Ло. Считал, что главной деятельностью в воспитании человека является деятельность по воспитанию воли, характера и нравственности. Благодаря воспитанию люди становятся добрыми или злыми. Не говорит об общечеловеческих процессах воспитания. Главная его задача – воспитать нового человека класса буржуазии, или джентльмена. Его педагогика обращена к самостоятельным людям из дворян и буржуазии. Люди разного социального положения обусловлены не природой, а разными условиями жизни и воспитания. Ло. Утверждает, что знание и наука – занятие тех, кто пользуется довольством и досугом, а удел простых людей – физический труд. Ло. Отрицательно относится к школам, где собрана пестрая толпа детей разных сословий. Считает, что джентльмен должен воспитываться дома; «Записка о рабочих школах», что опубликовано в 1696г; предлагает для бедняков создать рабочие школы за счет общинных школ. Первейшая цель воспитания, по Ло., - добродетель, воспитание делового, нравственного человека. Такое воспитание нельзя добиться в школах; это явление общества, которое воспитывает детей безнравственно. Поэтому настаивал на воспитание в семье воспитателем. 1-ая оценка современного ему общества; утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Требует воспитания не подавляющего, а развивающего его личность, волю; утверждает абсолютную волю воспитателя над воспитанником; требует почтительного страха воспитуемого над воспитывающим. Следует принципу: Здоровый дух в здоровом теле. Юноша должен достигать личного счастья, не препятствуя другим. Обучение должно быть разумным, на основе разума должен делать поступки. Выступает против телесного наказания, но требует побоями усмирять ребенка в соответствии воли воспитателя. 1)указание на необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении;    2)для маленьких детей обучение должно быть игрой; основано на любознательности; получении практических знаний.   Важное место занимал родной язык. Его система рассчитана на воспитание юношей делового плана. Арифметика, геометрия, география, история – предметы, которые он должен знать. Ознакомление с этикой; овладение светскими талантами (фехтование, верховая езда). Основы бухгалтерского учета (сохранять умел, чтобы свое финансовое положение). Садоводством, с/х; токарным делом рекомендует заниматься. Хотя предотвратить вредную праздность ребенка. 1 час занятий должна проводиться на воздухе. Первостепенное значение – воспитанию; второстепенное – обучению, в процессе которого он должен получить какие-то сведения о предмете. Пользование разума – освобождение от предрассудков; самостоятельность суждений. К обучению следует приступать тогда, когда сформировали характер обучения. Правильно воспитан добродетельный человек. Организована правительственная комиссия – разработка методов привлечения бедных королевств к труду. Проект закона о бедных; проникнуто презрительным отношением к рабочему люду, предлагает жестокую систему наказания к их детям (беглецов предлагал наказать 6-недельной работой в исправительном доме). Дети рабочих ложатся бременем на общество; от 3 до 14 лет – в рабочей школе. Должны получать только хлеб; в холодное время года – теплая каша. Должны вязать, прясть, работать, чтобы окупить свое содержание в школах. Оказал большое влияние на французских просветителей. Ло. Изложил мысль, что правящий класс не заинтересован в просвещении народа, а в его эксплуатации.

 

  1. Разработка проблем народного образования в период французской буруазной революции конца 18в.  В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.

Вопросы школьного строительства  на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области  проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских  просветителей (Руссо в особенности) и французских материалистов (Гельвеций, Дидро). Вокруг проектов реорганизации  народного образования шла острая классовая борьба.

Представители прогрессивной  тогда буржуазии выдвинули в  период 1789—1794 годов ряд передовых  идей в области народного образования. Однако они почти не были осуществлены.

Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народного  образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты  Кондорсе и Лепелетье.

 

Жан Антуан Кондорсе (1743—1794)

Кондорсе провозгласил, что образование народа — это  обязанность государства по отношению  ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для  молодежи обоего пола; преподавание религии  должно быть отменено.

Кондорсе предлагал следующую  школьную систему:

1) Первичная (начальная)  школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все  мальчики и девочки без различия  сословий и профессии родителей.  Программа обучения: чтение, письмо, элементарные сведения по грамматике  и арифметике, начатки геометрии,  знакомство с сельским хозяйством  и ремеслами, с общим состоянием  производства в стране. Кроме  того, в них изучаются основы  общественного строя и морали.

2) Школа второй ступени  (вторичная) с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие  первичную школу. Программа обучения: математика, естествознание, элементарные  сведения по торговле, принципы  морали и обществоведение. Каждая  школа должна иметь библиотеку  и кабинеты с моделями машин,  с коллекциями по естествознанию, с набором ремесленных инструментов, приборы для метеорологических  наблюдений.

3) Институты—учебные заведения  с пятилетним курсом, где завершается  среднее образование и молодежь  получает некоторую профессиональную  подготовку для непосредственного  участия в жизни. Кондорсе предлагал  открыть лишь 110 институтов на  всю страну, т. е. этот вид  образования оставался фактически  недоступным для народа. В институтах, по мнению Кондорсе, изучают науки,  полезные каждому человеку и  гражданину вне зависимости от  профессии, и определенные профессиональные  знания по сельскому хозяйству,  по механике, военному делу, медицинские  сведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"