Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Важную роль в педагогике играет естественный эксперимент, созданный А.Ф. Лазурским. Целью этого метода является исследование и рассмотрение педагогического явления, создавая при этом ситуацию, не изменяя при этом привычный вид деятельности учащихся и учителей, чтобы исследования носили естественный характер.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Метод состоит из изучения лучших практических результатов других педагогов. Во время практических опытов часто встречаются с результатами, не известными в педагогике. Если данные новшества не обобщить и не подтвердить теоретически, то ими будут пользоваться только их создатели.
45. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Педагогическое дело состоит
из разных видов деятельности. Главный
из них – это деятельность преподавателя,
обучающего детей непосредственно.
Педагог-предметник ограничен своим
предметом, осуществляя заданные ему
функции. Следующие виды деятельности
предназначены для обслуживания
главной из них. Обобщение опыта
обучения заключается в сравнении
процесса обучения и выделении самых
эффективных методов обучения. Это
задача методиста, создающего методы обучения.
Третий вид деятельности – методическая,
она обращена на конструирование
учебных средств и учебных
предметов. Четвертый вид деятельности
заключается в обобщении
Для программирования нужно иметь точное представление о целях обучения, хотя часто при построении программы ориентируются на общие цели. Эти цели были сделаны политиками или культурными деятелями, а не педагогами.
Сегодня социальная задача образования
требует, чтобы проектированием
целей обучения занимался специальный
педагог-методолог. Во-первых, сегодня
производственно-практическая деятельность
задает определенные цели, которые
могут найти лишь специально подготовленные
люди. Во-вторых, современное методологическое
мышление успешно проектирует учебные
процессы, однако это требует от
заказчика четко поставленных целей.
В-третьих, сегодня современное
Обучение – это общение
обучающего и обучаемого, после чего
у обучаемого создаются определенные
знания и умения на основе собственной
активности. Моделью обучения является
общение учителя и ученика, ученик
стремится повторить
Учебные знания применяются,
когда деятельность не передается напрямую,
тогда занятия исполняют
Развитие системы обучения состоит из анализа сложной деятельности и выделения ее составляющих.
Первый принцип педагогической
рефлексии – это обозначение
легких видов деятельности и их передачи.
Второй принцип является проектированием
передачи знаковых средств, разрешающих
проектировать сложную
Система обучения является чередой технологических процессов, через которые проходит личность (с определенными качествами), и в итоге мы имеем личность, усвоившую все необходимые обществу социокультурные способности.
Важным в работе педагога является понимание состояния ученика. Понимание – работа с сознанием. Однако педагог обязан также доносить до ученика нечто важное. Но понимание можно достигнуть лишь на понимании личного опыта.
46. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКТ
КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-
При рассмотрении учебного процесса управление представляется в нем как целенаправленное, часто повторяющееся действие преподавателя на обучаемых и отдельного ученика с целью получения поставленных целей обучения.
Управлять – не одно и то же, что и подавлять, нельзя навязывать процессу ход, перечащий его природе, напротив, надо максимально учитывать природу процесса, сообразовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Можно выделить главные черты управления учебным процессом:
– предпочтение осмысленного и планомерного воздействия, стихийной регуляции;
– существование между распоряжающейся подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый) причинно-следственных взаимоотношений;
– динамичность, или, иными
словами, умение, управляемой подсистемы
(преподавателя) переключаться из одного
качественного состояния в
– надежность, по-другому, способность, системы управления (обучаемым) осуществлять заданные функции при обусловленных обстоятельствах протекания процесса;
– устойчивость, или, иначе,
возможность, сохранения системой движения
по запланированной траектории, поддерживать
запланированный режим
Цель – действие – результат – новая цель.
Это схема непрерывного управленческого процесса. Эту схему можно применить как к научному, так и учебно-воспитательному процессам.
Требования для эффективного управления процессом обучения:
1) постановка целей обучения;
2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;
3) создание программы действий, содержащей главные переходные состояния процесса обучения;
4) приобретение по установленным
параметрам сведений о
5) переработка информации,
полученной по каналу обратной
связи, формирование и
В процессе управления задача учителя сводится к изменению управляемого процесса до заранее запланированного уровня. Иначе говоря, управление процессом обучения предполагает нахождение роли любого участника данного процесса, знание его функций, обязанностей и прав, организацию подходящих условий для оптимального выполнения им поставленных для него задач.
Управление в педагогике выглядит как информационный процесс, определяющийся замкнутым циклом трансляции сигналов и содержащий проверку за поведением объекта. От управляющего органа к управляемому объекту поступают сигналы управления посредством цепи управления. Однако цепь передачи обязана замыкаться сигналами обратной связи, которые доставляют информацию об объекте. Учитель перерабатывает информацию и вносит необходимые изменения.
47. САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА
Педагог осуществляет предназначенную
для исполнения им задачу в обществе.
Однако эта нормативная задача педагога
в нашей культуре обладает склонностью
к упрощению, к переходу от собственно
педагогической задачи к задаче передачи
культуры, передачи деятельности, т. е.
к абсолютно пассивной
Педагог, кроме того что
он является носителем культуры, еще
должен проявлять себя как живой
образец культуры. Однако такая задача
является очень трудной и неразрешимой:
показывать себя как живой образец
культуры. И такое соображение
о педагоге наиболее сильно показано
в авторитарной культуре. Яркий образец
такой культуры – педагог в
Средние века. Отсюда следует, что
и общение так осмысливающего
себя педагога представляется допустимым
лишь в авторитарной форме. На сегодняшний
день культура Европы носит название
синкретической, или коммуникативной,
т. е. существует немало способов человеческой
жизни и идей, и вследствие этого
главная ценность заключается в
диалоге и организации
Такие особенности нашей культуры в каком-либо виде воспроизводятся в педагогическом самосознании. Педагог в этом случае представляется не как образец, а как индивидуальность, личность, которая желает, чтобы ее понимали, и прилагает любые доступные средства для достижения этой цели. Однако эта личность также и сама желает понимать других тоже как личностей, которые имеют право на выражение собственных слов и мыслей. Вышеописанное свойство представляет собой средство педагогической работы, управление фактом самосознания.
Главные принципы деятельности преподавателя охватывают выполнение нескольких видов функций – обучающую, организаторскую, воспитательную и исследовательскую. Все эти функции не могут ярко выражаться в одном человеке, они выражаются по одной, хотя у некоторых педагогов какая-то одна преобладает над другими.
Например, всех преподавателей вузов можно, хоть и условно, поделить на 3 группы:
1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности, а это около 2/5 из всех преподавателей;
2) преподаватели с
3) преподаватели с одинаковой
выраженностью педагогической
В работе педагога его профессионализм проявляется в умении видеть и вырабатывать педагогические цели на основе разбора педагогических ситуаций и отыскивать наилучшие методы их решения. Существует огромное количество ситуаций, описать их все невозможно, поэтому для педагога важной характеристикой оказывается творческий характер.
48. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В педагогических способностях можно выделить такие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент представляет собой основу профессиональной деятельности педагога, а также определенные свойства, которые влияют на результативность познавательной деятельности. К этим свойствам относятся умение создавать и проверять предположения и критически давать оценку полученным результатам. Система знаний состоит из мировоззренческого, общекультурного уровня, а также уровня специальных значений. Общекультурные знания – это познания в области искусства и литературы, компетентность и умение понимать в проблемах религии, экологии, права, политики, экономики и социальной жизни. Неразвитость этих знаний ведет к односторонности личности, а также ограничивает возможности воспитания учащихся.
Специальные знания состоят из знания предмета, а также педагогики, психологии, методики преподавания.
Главной частью гностического компонента являются знания и умения, определяющие саму познавательную деятельность, или деятельность по получению новых знаний.
Исходя из того что гностические
способности представляют собой
базу деятельности преподавателя, то важными
в достижении высокого уровня мастерства
являются конструктивные и проектировочные
способности. От этих способностей зависит
эффективность применения других знаний,
которые могут как остаться «мертвым
грузом», так и активно подсоединиться
(обслуживанию видов педагогической
работы. Психологическим способом реализации
этих способностей является мысленное
моделирование воспитательно-
Проектировочные способности
обеспечиваюттенденцию
Конструктивные способности помогают выполнению тактических целей: построения курса, подбора содержания для некоторых разделов, выбора форм проведения занятий и т. д. С этими проблемами воспитательно-образовательного процесса сталкивается любой педагог-практик.
Организаторские способности
предназначаются как для
Общение педагога – это не только передача знаний, но и функция возбуждения интереса, побуждения к коллективной деятельности и т. п.
Преподаватели должны быть не только носителями и передатчиками научной информации, но и организаторами познавательной деятельности учащихся. В педагоге должны сочетаться следующие типы профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические знания. Также педагог должен обладать такими профессиональными умениями, как пояснительные, организаторские, коммуникативные, умения владения педагогическими техниками, определения цели, рассмотрения и самоанализа, воспитательной работы.
Также выделяются три уровня педагогической культуры: профессионально-адаптивный и профессионально-творческий, репродуктивный.
49. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА
Педагогическая профессия является одной из профессий типа «человек – человек». Данный тип профессий определяется некоторыми качествами человека: устойчиво хорошее самочувствие при работе с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность мгновенно понимать намерения, помыслы, настроение других людей; возможность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах разных людей и т. д.