Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Важную роль в педагогике играет естественный эксперимент, созданный  А.Ф. Лазурским. Целью этого метода является исследование и рассмотрение педагогического явления, создавая при этом ситуацию, не изменяя при  этом привычный вид деятельности учащихся и учителей, чтобы исследования носили естественный характер.

 

Изучение и обобщение  передового педагогического опыта. Метод состоит из изучения лучших практических результатов других педагогов. Во время практических опытов часто  встречаются с результатами, не известными в педагогике. Если данные новшества  не обобщить и не подтвердить теоретически, то ими будут пользоваться только их создатели.

45. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

 

Педагогическое дело состоит  из разных видов деятельности. Главный  из них – это деятельность преподавателя, обучающего детей непосредственно. Педагог-предметник ограничен своим  предметом, осуществляя заданные ему  функции. Следующие виды деятельности предназначены для обслуживания главной из них. Обобщение опыта  обучения заключается в сравнении  процесса обучения и выделении самых  эффективных методов обучения. Это  задача методиста, создающего методы обучения. Третий вид деятельности – методическая, она обращена на конструирование  учебных средств и учебных  предметов. Четвертый вид деятельности заключается в обобщении учебных  предметов в одно целое, т. е. программирование учебных программ.

 

Для программирования нужно  иметь точное представление о  целях обучения, хотя часто при  построении программы ориентируются  на общие цели. Эти цели были сделаны  политиками или культурными деятелями, а не педагогами.

 

Сегодня социальная задача образования  требует, чтобы проектированием  целей обучения занимался специальный  педагог-методолог. Во-первых, сегодня  производственно-практическая деятельность задает определенные цели, которые  могут найти лишь специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление успешно проектирует учебные  процессы, однако это требует от заказчика четко поставленных целей. В-третьих, сегодня современное технологическое  общество требует от системы образования  надзора за профессиональным рынком сбыта, быстрого и регулярного описания свойств человека, нужного обществу, и быстрого проектирования согласно задаче учебных программ. В общем  итогом этого телеологического мышления выступает проект человека, в частном  смысле – проект специалиста, т. е. нужно  описать и сравнить интеллектуальные функции, знания, способности, которые  должен иметь человек будущего.

 

Обучение – это общение  обучающего и обучаемого, после чего у обучаемого создаются определенные знания и умения на основе собственной  активности. Моделью обучения является общение учителя и ученика, ученик стремится повторить деятельность учителя, учитель оценивает деятельность ученика как правильную или неправильную. Так проявляется непосредственность учебного процесса.

 

Учебные знания применяются, когда деятельность не передается напрямую, тогда занятия исполняют функцию  передачи деятельности.

 

Развитие системы обучения состоит из анализа сложной деятельности и выделения ее составляющих.

 

Первый принцип педагогической рефлексии – это обозначение  легких видов деятельности и их передачи. Второй принцип является проектированием  передачи знаковых средств, разрешающих  проектировать сложную деятельность из усвоенных элементов. Знаковые средства – это средства проектирования деятельности.

 

Система обучения является чередой  технологических процессов, через  которые проходит личность (с определенными  качествами), и в итоге мы имеем  личность, усвоившую все необходимые  обществу социокультурные способности.

 

Важным в работе педагога является понимание состояния ученика. Понимание – работа с сознанием. Однако педагог обязан также доносить до ученика нечто важное. Но понимание  можно достигнуть лишь на понимании  личного опыта.

46. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АКТ  КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

При рассмотрении учебного процесса управление представляется в нем  как целенаправленное, часто повторяющееся  действие преподавателя на обучаемых  и отдельного ученика с целью  получения поставленных целей обучения.

 

Управлять – не одно и  то же, что и подавлять, нельзя навязывать процессу ход, перечащий его природе, напротив, надо максимально учитывать  природу процесса, сообразовывать каждое воздействие на процесс с его  логикой.

 

Можно выделить главные черты  управления учебным процессом:

 

– предпочтение осмысленного и планомерного воздействия, стихийной  регуляции;

 

– существование между  распоряжающейся подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый) причинно-следственных взаимоотношений;

 

– динамичность, или, иными  словами, умение, управляемой подсистемы (преподавателя) переключаться из одного качественного состояния в другое;

 

– надежность, по-другому, способность, системы управления (обучаемым) осуществлять заданные функции при обусловленных  обстоятельствах протекания процесса;

 

– устойчивость, или, иначе, возможность, сохранения системой движения по запланированной траектории, поддерживать запланированный режим функционирования, невзирая на всевозможные внешние и  внутренние препятствия. Управление одновременно можно рассматривать как процесс  цикличный, так и непрерывный. Это  получается при одновременном и  последовательном воплощении в жизнь  многих циклов управления. Управленческий цикл берет свое начало с определения  целей и постановки задач, а заканчивается  нахождением их решения и достижением  установленной цели. После достижения поставленной цели появляется новая, при  решении которой цикл повторяется.

 

Цель – действие – результат  – новая цель.

 

Это схема непрерывного управленческого  процесса. Эту схему можно применить  как к научному, так и учебно-воспитательному  процессам.

 

Требования для эффективного управления процессом обучения:

 

1) постановка целей обучения;

 

2) установление исходного  уровня (состояния) управляемого  процесса;

 

3) создание программы действий, содержащей главные переходные  состояния процесса обучения;

 

4) приобретение по установленным  параметрам сведений о состоянии  процесса обучения, или, по-другому,  обратная связь;

 

5) переработка информации, полученной по каналу обратной  связи, формирование и внесение  в учебный процесс исправляющих  действий.

 

В процессе управления задача учителя сводится к изменению  управляемого процесса до заранее запланированного уровня. Иначе говоря, управление процессом  обучения предполагает нахождение роли любого участника данного процесса, знание его функций, обязанностей и  прав, организацию подходящих условий  для оптимального выполнения им поставленных для него задач.

 

Управление в педагогике выглядит как информационный процесс, определяющийся замкнутым циклом трансляции сигналов и содержащий проверку за поведением объекта. От управляющего органа к управляемому объекту поступают  сигналы управления посредством  цепи управления. Однако цепь передачи обязана замыкаться сигналами обратной связи, которые доставляют информацию об объекте. Учитель перерабатывает информацию и вносит необходимые  изменения.

47. САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА 

 

Педагог осуществляет предназначенную  для исполнения им задачу в обществе. Однако эта нормативная задача педагога в нашей культуре обладает склонностью  к упрощению, к переходу от собственно педагогической задачи к задаче передачи культуры, передачи деятельности, т. е. к абсолютно пассивной воспроизводящей  деятельности. Но это, естественно, не очень хорошо, так как для этого  вида трансляции подходят и другие средства – радио, телевидение и  т. п. Правда, у этого культурологического  сдвига есть некоторые основные принципы.

 

Педагог, кроме того что  он является носителем культуры, еще  должен проявлять себя как живой  образец культуры. Однако такая задача является очень трудной и неразрешимой: показывать себя как живой образец  культуры. И такое соображение  о педагоге наиболее сильно показано в авторитарной культуре. Яркий образец  такой культуры – педагог в  Средние века. Отсюда следует, что  и общение так осмысливающего себя педагога представляется допустимым лишь в авторитарной форме. На сегодняшний  день культура Европы носит название синкретической, или коммуникативной, т. е. существует немало способов человеческой жизни и идей, и вследствие этого  главная ценность заключается в  диалоге и организации понимания. Первостепенная задача в синкретической культуре в последнее время все  более приходится на долю индивидуальности и индивидуальное сознание. Дежурной фразой может быть: «Я думаю так, однако ты думаешь по-другому, и я  хочу это понять». Такая культура принципиально демократическая.

 

Такие особенности нашей  культуры в каком-либо виде воспроизводятся  в педагогическом самосознании. Педагог  в этом случае представляется не как  образец, а как индивидуальность, личность, которая желает, чтобы  ее понимали, и прилагает любые  доступные средства для достижения этой цели. Однако эта личность также  и сама желает понимать других тоже как личностей, которые имеют  право на выражение собственных  слов и мыслей. Вышеописанное свойство представляет собой средство педагогической работы, управление фактом самосознания.

 

Главные принципы деятельности преподавателя охватывают выполнение нескольких видов функций – обучающую, организаторскую, воспитательную и  исследовательскую. Все эти функции  не могут ярко выражаться в одном  человеке, они выражаются по одной, хотя у некоторых педагогов какая-то одна преобладает над другими.

 

Например, всех преподавателей вузов можно, хоть и условно, поделить на 3 группы:

 

1) преподаватели с преобладанием  педагогической направленности, а  это около 2/5 из всех преподавателей;

 

2) преподаватели с доминированием  исследовательской направленности  – около 1/5 от общего числа;

 

3) преподаватели с одинаковой  выраженностью педагогической и  исследовательской ориентированности  – чуть более 1/З из всех.

 

В работе педагога его профессионализм  проявляется в умении видеть и  вырабатывать педагогические цели на основе разбора педагогических ситуаций и отыскивать наилучшие методы их решения. Существует огромное количество ситуаций, описать их все невозможно, поэтому для педагога важной характеристикой  оказывается творческий характер.

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

В педагогических способностях можно выделить такие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский  и коммуникативный.

 

Гностический компонент  представляет собой основу профессиональной деятельности педагога, а также определенные свойства, которые влияют на результативность познавательной деятельности. К этим свойствам относятся умение создавать  и проверять предположения и  критически давать оценку полученным результатам. Система знаний состоит  из мировоззренческого, общекультурного  уровня, а также уровня специальных  значений. Общекультурные знания –  это познания в области искусства  и литературы, компетентность и умение понимать в проблемах религии, экологии, права, политики, экономики и социальной жизни. Неразвитость этих знаний ведет  к односторонности личности, а  также ограничивает возможности  воспитания учащихся.

 

Специальные знания состоят  из знания предмета, а также педагогики, психологии, методики преподавания.

 

Главной частью гностического  компонента являются знания и умения, определяющие саму познавательную деятельность, или деятельность по получению новых  знаний.

 

Исходя из того что гностические способности представляют собой  базу деятельности преподавателя, то важными  в достижении высокого уровня мастерства являются конструктивные и проектировочные  способности. От этих способностей зависит  эффективность применения других знаний, которые могут как остаться «мертвым грузом», так и активно подсоединиться (обслуживанию видов педагогической работы. Психологическим способом реализации этих способностей является мысленное  моделирование воспитательно-образовательного процесса.

 

Проектировочные способности  обеспечиваюттенденцию педагогической деятельности и выражаются в способности  понимать конечную цель, при разработке курса учитывать место в учебном  плане и находить связи с другим дисциплинами и т. п. Эти способности  формируются с возрастом и  стажем.

 

Конструктивные способности  помогают выполнению тактических целей: построения курса, подбора содержания для некоторых разделов, выбора форм проведения занятий и т. д. С этими  проблемами воспитательно-образовательного процесса сталкивается любой педагог-практик.

 

Организаторские способности  предназначаются как для организации  самого процесса обучения, так и  для самоорганизации дела преподавателя. Доказано, что организаторские способности  понижаются с возрастом, в отличие  от гностических и конструктивных.

 

Общение педагога – это  не только передача знаний, но и функция  возбуждения интереса, побуждения к  коллективной деятельности и т. п.

 

Преподаватели должны быть не только носителями и передатчиками  научной информации, но и организаторами познавательной деятельности учащихся. В педагоге должны сочетаться следующие  типы профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические  знания. Также педагог должен обладать такими профессиональными умениями, как пояснительные, организаторские, коммуникативные, умения владения педагогическими  техниками, определения цели, рассмотрения и самоанализа, воспитательной работы.

 

 

Также выделяются три уровня педагогической культуры: профессионально-адаптивный и профессионально-творческий, репродуктивный.

49. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА 

 

Педагогическая профессия  является одной из профессий типа «человек – человек». Данный тип  профессий определяется некоторыми качествами человека: устойчиво хорошее  самочувствие при работе с людьми; потребность в общении; способность  мысленно ставить себя на место другого  человека; способность мгновенно  понимать намерения, помыслы, настроение других людей; возможность быстро разбираться  во взаимоотношениях людей, способность  хорошо помнить, держать в уме  знание о личных качествах разных людей и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"