Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Педагогические принципы Жан Жака Руссо
1. Содержание и методика
обучения должны содействовать
вырабатыванию
2. Знания нужно приобретать
не из книг, а из жизненного
опыта. Книжный характер
3. Обучение – это не
то, что должно проходить для
всех по одной программе,
4. В процессе обучения нужно развивать у детей их наблюдательность, активность, самостоятельность через прямой контакт с жизнью, природой, практикой.
54. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ XIX в
При дальнейшем развитии идеи
Руссо приобрели практическую реализацию
в работах швейцарского педагога
Генриха Песталоцци, утверждающего
о том, что цель обучения – это
формирование человечности, согласованное
развитие всех сил и способностей
человека. По его мнению, воспитание
должно носить природосообразный характер,
т. е. оно должно развивать свойственные
человеку духовные и физические силы
в соответствии с присущей ребенку
наклонностью к всесторонней деятельности.
Песталоцци входит в число первых
родоначальников дидактики
В своих сочинениях Песталоцци
предлагал идеи о гуманном воспитании,
благосклонном отношении к
Педагогические принципы по Г. Песталоцци
1. Любое обучение должно опираться на наблюдения и опыты, и только после этого должны строиться выводы и обобщения.
2. Процесс обучения должен
быть создан в форме
3. Началом любого обучения
является наглядность. Если не
использовать принцип
4. Нужно вести борьбу
с вербализмом, словесной
5. Обучение одновременно
должно содействовать
Не последнюю роль в процессе создания педагогических начал воспитания исполнил Иоган Гербарт, однако в некоторых местах идеи имели консервативный характер. Консерватизм проявлялся в его мнении, что нужно подавлять в детях «дикую резвость», применяя для достижения этой цели физические наказания, а также выполнять постоянный контроль над их поведением и фиксировать их провинности в особый журнал (кондуит).
Немецкий педагог Адольф
Дистерверг создавал свою педагогическую
концепцию с прогрессивно-
Дистерверг был последователем Песталоцци и основами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Природосообразность, с его точки зрения, – это выявление природных задатков ребенка с учетом заложенного в нем стремления к развитию. Принцип куль-туросообразности говорил об учете воспитанием не только природы ребенка, но уровня культуры времени и страны. Дистерверг считал самодеятельность фактором, обусловливающим личность человека. Он сформулировал 33 закона и правила о развивающем обучении.
55. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
В российской педагогике наиболее энергично создавались идеи воспитания. Однако стоит оговориться, что в России с незапамятных времен создавались школы. До сих пор хранится информация о создании учебного заведения для 300 детей в городе Новгороде в 1030 г.
Чрезвычайно продуктивной была теоретическая и практическая деятельность воспитателя из Белоруссии Симеона Полоцкого(1629–1680) в области педагогики. В 1667 г. Полоцкому было поручено воспитывать царских детей, он обучал царевичей Алексея, Федора, а также царевну Софью. Под его присмотром воспитывался также Петр I.
Симеон Полоцкий разработал программу создания Славяно-греко-латинской академии, открытие которой состоялось в 1687 г., но, к сожалению, уже после его смерти. Эта академия существенно увеличила роль высшего образования в Российском государстве. Полоцкий полагал, что центральными факторами воспитания выступают не только пример родителей и учителей, но и окружающая среда. Полоцкий был категорически против концепции о «врожденных идеях», по которым как бы обусловливается воспитание детей. Он считал, что большое значение должно иметь воспитание, которое, с его точки зрения, должно быть направлено на вырабатывание чувств и разума человека.
Одну из главных ролей в развитии российской педагогической идеи сыграл М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Он разработал большое количество учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и т. д.
Также большой вклад в
российскую педагогику внес Н.И. Новиков
(1744–1818), который начал печатать
первый журнал в России «Детское чтение
для сердца и разума», а в просветительских
целях вел борьбу с крепостничеством.
Новиков предполагал, что при
обучении у детей следует воспитывать
уважение к труду, доброжелательность
и сострадание к людям. В своей
заметке «О воспитании и наставлении
детей. Для распространения
С XVIII в. возникает профессиональная подготовка преподавателей. Например, в 1732 г. в городе Штеттин в Германии появляется одна из первых учительских семинарий. В России в 1779 г. формируется педагогическая, или, по-другому, учительская, семинария при Московском университете, и после этого с 1804 г. последовало появление педагогических институтов в России. В связи с этим появляется необходимость преподавания педагогики в качестве особой научной дисциплины, затем в 1840 г. в Главном педагогическом институте появляется кафедра педагогики.
Своеобразные педагогические
идеи предлагал писатель и педагог
Л.Н. Толстой, который в собственном
имении Ясная Поляна сформировал
начальную школу для
56. ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ
В конце 70 – начале 80-х
гг. в общественно-педагогической жизни
появился большой отряд педагогов-
В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.
Педагоги-новаторы развивают
такое направление в
Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.
Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.
Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.
Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».
В процессе своей работы педагоги-новаторы
пытались преодолеть необщительность
школьного классного мира и несвязанность
обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин
предлагал сделать уроки
Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.
57. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
При разговоре о специально организованной воспитательной деятельности имеется в виду деятельность с определенным влиянием на развиваемую личность. Поэтому воспитание можно определить как организованное педагогическое воздействие на личность с целью создания у нее назначаемых обществом социальных качеств.
Внешнее воспитательное воздействие
может возбуждать у ученика не
только положительную, но и отрицательную
и нейтральную реакцию. Ясно, что
положительное отношение к
Воспитание – это процесс, направленный на овладение личностью социальным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, общественными и духовными отношениями.
Под закономерностями воспитания понимаются постоянные, повторяющиеся отношения в воспитательном процессе, использование которых помогает получать эффективные результатов в формировании личности.
1. Воспитание в любую
эпоху обусловливается
2. Цели, методы и содержание воспитания всегда едины.
3. В едином педагогическом процессе обучение и воспитание (в узком смысле) неразрывны.
4. Воспитание личности
совершается лишь при введении
ее в какой-либо вид
5. Воспитание – это
стимулирование активности
6. При воспитании одновременно
с максимальной
7. При осуществлении воспитания
нужно показывать ученикам
8. В воспитании нужно
находить все позитивные
9. В процессе воспитания нужно считаться с возрастными и индивидуальными качествами учащихся.
10. Процесс воспитания
нужно осуществлять в
11. На протяжении процесса
воспитания нужно достигать
12. При воспитании важной
является инициация
13. Все требования, предъявляемые ребенку, должны быть сравнимы с его возможностями.
14. Содержание воспитания
должно основываться на
15. Не стоит требовать
большой активности от ребенка,
16. В процессе воспитания
следует проявлять к ребенку
любовь, желание помогать ему,
умение защищать и понимать
его. Лишь при этих условиях
ребенок может полноценно
17. При организации деятельности
ребенка нужно учитывать то, что
она практически всегда должна
оканчиваться ситуацией успеха,
так как позитивное