Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
По мнению Е.А. Климова, человеку такой профессиональной схемы присущи следующие качества:
1) умение руководить, учить, воспитывать;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) наблюдательность к
6) проектировочный подход
к человеку, который основан на
уверенности, что человек
7) способность к сопереживанию;
8) наблюдательность;
9) глубокая уверенность в правильности идеи служения народу в целом;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.
Еще в начале ХХ в. П.Ф. Каптерев определил и объективные и субъективные факторы, которые нужны для педагогической деятельности, наметил их иерархию.
П.Ф. Каптерев считал, что
«личность учителя в обстановке
обучения занимает первое место, те или
другие свойства его будут повышать
или понижать воспитательное влияние
обучения». Он определил главные
показатели: «Первое свойство объективного
характера заключается в
П.Ф. Каптерев выделял и
необходимые личностные нравственно-волевые
свойства учителя, среди которых
беспристрастность(
50. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ТИПЫ ПЕДАГОГОВ
Главной из основных профессиональных значимых качеств педагога является его личностная направленность. Предпочтение основных стратегий деятельности задает три типа тенденции:
1) подлинно педагогическую;
2) формально педагогическую;
3) ложно педагогическую.
Только первый тип направленности
благотворен для получения
Основным мотивом поистине педагогической направленности является интерес к содержанию самой деятельности педагога.
Л. Фестингер классифицирует учителей с учетом их суждений о результативности учащихся. Он считает, что существуют два вида заключений о результативности:
1) заключение о достижениях
на основе сопоставления
2) заключение о достижениях
при сравнении достигнутого
В первом случае сравнение осуществляется в определенной временной перспективе развития человека; во втором – при сравнении результата по отношению к результатам других людей, при этом часто в определенном временном периоде.
Результаты эмпирических наблюдений подтверждают наличие различий в стратегиях и тактиках учителей, которые ориентированы на «развитие» и на «результативность» школьников.
Учителя, которые стремятся к «развитию», довольно часто обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; учителя, стремящиеся к «результативности», больше уделяют внимание устойчивым факторам достижения в учебе. Исходя из этого учителя, которые ориентированы на «результативность», считают возможным производить длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Учителя, которые ориентированы на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика.
Учителя, направленные на «результативность»,
хвалят школьников, показатели которых
превосходят средние, даже при условии
снижения их успеваемости. Педагоги, которые
стремятся к «развитию», в подобной
ситуации порицают таких учеников.
При этом только последние реагируют
похвалой на чуть заметные успехи своих
учеников. Также они позитивно
подкрепляют и оказывают помощь
ученикам в учебной деятельности.
В противоположность этому
Существование в каждой выборке учителей двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными исследований Д. Райиса. Он обозначил данные типы как тип Х и тип У.
Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.
Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.
Но, несмотря на тип учителя, хороший учитель – это тот, у которого «все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться».
51. ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Во времена, когда воспитание
стало переходить в самостоятельную
функцию общества, люди стали задумываться
над синтезированием опыта
Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе «досуг», гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] – школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.
Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.
Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона «восторг и познание» были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.
Ученик Платона Аристотель
создал свою перипатетическую школу (ликей).
Аристотель любил прогуливаться
со своими учениками во время занятий,
отсюда и название («перипатео» –
прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей
культуре человека и много принес
педагогике: ввел возрастную периодизацию,
полагал, что все должны получать
знания одинаково, считал нужным создание
государственных школ, а семейное
и общественное воспитание считал как
нечто неделимое. Аристотель первым
сформулировал принципы природосообразности
и природолюбия. На сегодняшний день
мы боремся за то, чтобы любовь к
природе закладывалась с ранних
лет, а Аристотель преподавал это
еще в древности. Аристотель немалое
значение придавал нравственному воспитанию,
он считал, что с привычки сквернословить
вытекает привычка к плохим деяниям.
На воспитание Аристотель смотрел как
на некую неделимость духовного,
умственного и физического
Однако в те времена
имелся и дугой способ воспитания
детей, который был использован
в Спарте. Спартанское воспитание
предписывало всем детям, которые были
старше 7 лет, воспитание не в своей
семье, а в строгих ситуациях
выживания, разнообразных физических
испытаний, а также всевозможных
тренировочных битв и побоищ. На
протяжении всего процесса воспитания
требовали безоговорочного
52. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Проблемами воспитания в
Средние века занимались философы-богословы.
Вследствие чего все педагогические
идеи того времени приобретали
Большое значение в период феодализма занимало сословие светских феодалов-дворян, однако в духовном развитии общества доминирующее значение имели церковь и религия. Из чего можно сделать вывод, что обучение носило чисто богословский характер. Но обучение детей из разных сословий имело различие по содержанию и характеру, все зависело от феодальной иерархии. Например, дети феодалов приобретали рыцарское воспитание, суть которого сводилась к изучению «семи рыцарских добродетелей», т. е. к умению передвигаться верхом на лошади, метать копье, фехтовать, охотиться, плавать, хорошо играть в шашки и складывать стихи и песни в честь «дамы сердца». Из всего перечисленного можно заметить, что в подготовку рыцарей обучение грамоте не входило, до сих пор сохранились документы, в которых вместо рыцаря ставил подпись какой-либо монах.
Да что там говорить
о рыцарях, когда даже многие короли
того времени были не обучены грамоте.
Но в дальнейшем для того, чтобы
феодалы имели возможность
Так как в любой исторический период создавались свои характерные принципы и подходы к системе воспитания, можно с уверенностью рассматривать и педагогику феодального общества.
В эпоху феодализма было успешно
забыто античное учение о полном и
всестороннем развитии человека. В
это время в соответствии с
главной идеей того времени господствующую
роль стало занимать нравоучение
о религиозном воздержании и
умерщвлении плоти в качестве
поддержания божественного
Учение о всестороннем
развитии человека как главной задаче
воспитательной системы было вновь
выдвинуто в эпоху Возрождения
в XIV–XVI вв. Однако это учение было создано
для избавления людей от идейных
и политических оков феодализма. Первыми
создателями этой идеи были Томас
Мор и Томмазо Кампанелла, главной
целью которых было основание
нового общества; они рассматривали
задачу всестороннего развития как
объединение образования с
Далее педагогическая мысль
формировалась в работах
Педагогические идеи проявлялись как в философскихтрудах, так и в трудах теологии и художественной литературы.
Главными действующими лицами того времени были итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и многие другие. Они разрабатывали много педагогических идей, критиковали средневековую схоластику, требовали гуманного отношения к детям и боролись за избавление человека от феодальных оков и притеснений религиозного аскетизма.
53. ПЕДАГОГИКА XVIII в
В истории западно-европейской буржуазной педагогики часто встречаются имена знаменитых людей, таких как: чех Ян Амос Коменский, англичанин Джон Локк, француз Жан Жак Руссо, швейцарец Генрих Песталоцци, германцы Иоганн Гербарт и Адольф Дистерверг.
В собственном труде «Мысли о воспитании» Джон Локк требовал обращать большое внимание на психологические основы воспитания и моральное формирование личности. Он не признавал присутствие у детей врожденных качеств. Джон Локк сравнивал детей с чистым листом, на котором можно написать все что угодно, указывая тем самым на то, что воспитание занимает важное место в воспитании детей. В собственной теории воспитания Локк говорил о том, что если ребенок не получает от общественных условий нужных ему идей и впечатлений, то необходимо менять их, нужно формировать физически и духовно сильного человека, приобретающего познания, которые полезны обществу. Он также говорил о том, что добро доставляет продолжительное удовольствие и уменьшает страдания. По его воспитательной теории моральное добро – это добровольное подчинение людской воли законам природы и общества, т. е. истинной основе морали, а согласие между личными и общественными интересами можно завоевывать при благоразумном и благочестивом поведении.
Руссо же, наоборот, приписывал детям природное совершенство, а воспитание, в свою очередь, приравнивал к помехе развития детского совершенства. По его теории детям нужно давать полную свободу в их действиях, приспосабливаясь к ним и их наклонно стям и увлечениям. Идеи Руссо были основой теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке. Из теории «свободного воспитания» следовало, что воспитание должно быть связано только с интересами и желаниями детей и этим содействовать их развитию.
Жан Жак Руссо представил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании», в которой он критиковал характер обучения, при котором ребенок был оторван от жизни, и предлагал обучать ребенка только тому, что для него интересно, вследствие чего ребенок бы сам включался в процесс обучения и самовоспитания. Руссо настаивал на самостоятельном развитии мышления у детей. Он настаивал на связи обучения с жизнью и личным опытом ребенка и при этом обращал большое внимание на трудовое воспитание личности.