Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Деятельностный подход в  воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого  подхода стало создание новой  воспитательной системы, созданной  на идее цельности сознания и деятельности.

 

Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает, что школа  должна снабдить деятельность человека, становление личности.

 

Творческий подход ставится в центре творчества учителя и  ученика в процессе воспитания.

 

Отношенческий подход можно  разбирать как часть деятельностного  подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых  ситуаций.

 

Событийный подход. Этот подход следует рассматривать также  как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении  какого-либо планируемого мероприятия  в интересное для всех дело, способное  оставить незабываемые впечатления.

 

Дифференцированный подход в воспитании – это учет персональных увлечений детей, их «лидерских»  потенциалов, способностей к исполнению организаторских функций в коллективе.

 

Ценностный (аксиологический) подход. Его основная задача – овладение  ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.

 

Средовый подход вошел  в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в  школу. Однако эта идея сре-дового подхода  не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно  по возможности употреблять среду  в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий  всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система  воспитания.

 

Дихотомический подход (от слова «дихотомия» (греч.)) – последовательное дробление единого на части. Идеи применения этого подхода начали появляться сравнительно недавно, однако некоторые дихотомические мысли  часто встречались в педагогике: событийность и повседневность, эмоциональность  и рассудочность, поощрение и  наказание и т. д.

 

Как показывает практика, идее гуманистического воспитания наиболее подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, ринги, сюжетно-ролевые игры, школьные референдумы, психологические практикумы и т. д.

63. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ 

 

Процесс воспитания состоит  из следующих направлений: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.

 

Физическое воспитание предполагает:

 

– улучшение организма  человека (не секрет, что от физического  здоровья человека зависит учебная, профессиональная деятельность, успех  в жизни человека); улучшение организма  подразумевает формирование двигательной, костно-мышечной, нервной системы  и мускулатуры для сохранения здоровья человека;

 

– обучение детей физической культуре и личной гигиене;

 

– развитие привычки к физическому  самовоспитанию, самовоспитанию воли, стойкости, упорству, самодисциплины;

 

– многостороннее формирование конкретных спортивных умений и мастерства;

 

– воспитание качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;

 

– персональные занятия, с  физически развитыми ребятами, учитывая их пристрастия и склонности.

 

Умственное (интеллектуальное) воспитание:

 

– формирование интеллекта через развитие познавательных функций  человека, ощущения, памяти, восприятия, воображения, мышления, речи;

 

– обучение детей в области  наук, деятельности, общения;

 

– развитие механизма самоорганизации  интеллектуальной деятельности;

 

– формирование персональных умственныхспособностей и познавательных потенциалов учащихся;

 

– воспитание самосознания учеников и их творческих возможностей;

 

– развитие профессионального  мышления.

 

Нравственное воспитание: моральное воспитание – организация  сознания, моральных чувств и навыков  этического поведения; этическое развитие – развитие правил хорошего тона, культуры поведения и взаимоотношений; национальное и интернациональное формирование – развитие национального достоинства  и почтения других наций и народов; политическое воспитание – развитие знаний о политической обстановке в  стране.

 

Трудовое и профессиональное воспитание: воспитание надобности в  труде, формирование человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности как для себя, так и общества; развитие общетрудовых знаний и умений, позитивного, осмысленного и творческого взгляда на труд; профессиональное обучение в области  труда и производственного дела, экономики и права; развитие самообучения в области труда и профессионального  дела; профессиональная ориентация –  подготовка молодежи к избранию профессии, развитие интереса к ней; профессиональное образование на базе профессионально-производственного  труда обучающихся; профессионально-правовое формирование – передача обучающимся  информации о законах и нормах, обладающих юридической силой в  сфере трудовых и производственных взглядов.

 

Эстетическое воспитание: формирование эстетического восприятия окружающего мира и умения ценить и творить прекрасное; воспитание эстетических чувств и эмоций, формирование воображения; эстетическое просвещение  учеников в сфере искусства, культуры и природы; персональное эстетическое образование, обращенное на развитие художественных навыков, способностей и влечений обучающихся; развитие эстетического самообразования; развитие эстетических взглядов, восприятия, чувств и идеалов.

64. ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 

 

Первая структурная единица  общества, задающая основные принципы личности, – это семья. Семья объединена кровными и родственными связями  и связывает супругов, детей и  родителей. Брак – это еще не семья, она возникает с рождением  детей. Главная функция семьи  заключена в продолжении человеческого  рода, в рождении и воспитании детей.

 

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  ее члена. Семья меняет у людей  понятие дома из помещения, где они  проживают, в ощущение места, где  его ждут, любят, понимают и защищают. В семье создаются все личностные качества. Семья судьбоносно влияет на развитие личности растущего человека. Семейное воспитание – это система  воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

 

На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое  здоровье детей и родителей, материально-экономическая  состоятельность, общественное положение, число членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям. Все  эти факторы переплетаются и  выражаются по-разному.

 

Задачи семьи:

 

– обеспечить наилучшие условия  для роста и воспитания ребенка;

 

– создать социально-экономическую  и психологическую опеку над  ребенком;

 

– передать опыт создания семьи, воспитания детей и уважения к  старшим;

 

– обучение полезным навыкам  и умениям, направленным на самообслуживание и помощь ближним;

 

– развить чувство личного  достоинства, ценности своего «Я».

 

Принципы семейного воспитания:

 

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

 

– вовлечение детей в жизнедеятельность  семьи как ее равноправных членов;

 

– открытость и доверительность  отношений с детьми;

 

– оптимистичность взаимоотношений  в семье;

 

– последовательность в требованиях  к ребенку;

 

– оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

 

Семейное воспитание охватывает человека со всех сторон. В семье  происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Оно меняется от возраста к возрасту. Семья формирует у  детей знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывает интеллектуальные навыки и формирует  взгляды на мир, людей, профессии  и жизнь.

 

Важным в семейном воспитании является нравственное воспитание. Оно  формирует такие качества, как  доброжелательность, доброта, внимание, честность, искренность, трудолюбие.

 

Развитие качеств у  личности, которые затем пригодятся при преодолении жизненных преград  и трудностей, является целью семейного  воспитания. Многое в воспитании зависит  от семьи и родителей: формирование интеллекта и творческих навыков, моральное  и эстетическое развитие, культура и физическое здоровье детей и  их счастье, и все это – задачи семейного воспитания. Собственно родители как первые воспитатели сильно влияют на детей. В семейном воспитании имеются  также свои методы, это, например, личный пример, сопереживание, обсуждение, доверие, возвышение личности, похвала, показ, проявление любви, контроль, юмор, традиции, сочувствие и многое другое. Эти методы применяются  персонально в зависимости от ситуации.

65. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА 

 

По Н.В. Кузьминой, педагогический процесс можно изобразить как  систему из пяти частей: 1) цель обучения (для чего учить?); 2) содержание учебной  информации (чему учить?); З) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель; 5) учащийся. Эта система, как и любая большая  система, может характеризоваться  пересечением связей.

 

Педагогический процесс  – это технология организации  воспитательных взаимоотношений, состоящая  в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников. Этот процесс создается непосредственно  педагогом. Педагогический процесс  всегда имеет одинаковую структуру  независимо от того, кем он проводится и где.

 

Цель› Принципы› Содержание›  Методы› Средства› Формы.

 

Цель характеризует конечный итог педагогического взаимодействия, к чему, собственно, стремятся учитель  и ученик. Принципы введены для  определения ключевых направлений  при достижении цели. Содержание представляет собой часть опыта поколений, передающуюся учащимся для достижения поставленной цели по выбранным направлениям. Методы – это действия учителя  и учащегося, через которые передается и принимается содержание. Средства – это материализованные методы работы с содержанием, которые применяются  вместе с методами.

 

Взаимодействие педагогической, методической и методической структур достигается при динамичном педагогическом процессе. У педпроцесса существует собственная методическая структура. При создании такой структуры  цель делится на задачи, которые  последовательно выполняются учителем и учениками. К примеру, методическая структура экскурсии состоит  из подготовительного инструктажа, достижения места наблюдения, непосредственного  наблюдения объекта, регистрации увиденного, подведения и обсуждения итогов. В  педагогическом процессе педагогическая и методическая структуры органично  взаимосвязаны. Но педагогический процесс  может состоять из более сложной  структуры – психологической. Психологическая  структура состоит из процессов  восприятия, мышления, понимания, запоминания, освоения информации; проявления заинтересованности, стремлений, мотивации учения; подъемов и спадов физического и нервно-психического напряжения. Исходя из этого в психологической  структуре можно выделить 3 подструктуры: познавательные процессы, мотивация  учения, напряжение.

 

Но для того, чтобы педпроцесс начал работать, нужен такой компонент, как управление. Педагогическое управление представляет собой переход педагогических ситуаций и процессов из одного состояния  в другое, которое удовлетворяет  поставленной цели.

 

Процесс управления представляет собой взаимодействие следующих  компонентов: 1) информационное обеспечение (нахождение и выявление особенностей учащихся); 2) постановка задач исходя из поставленных целей и особенностей учеников; 3) проектирование, планирование работы по достижению поставленных целей (планирование методик, средств, форм); 4) осуществление проекта; 5) наблюдение за ходом выполнения поставленных целей; 6) выявление и исправление ошибок; 7) подведение результатов.

66. ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА 

 

Педагогический процесс  организуется учителем с целью воспитания, образования и обучения учеников. Однако любой ученик имеет свои цели, методы и средства обучения. На протяжении одного занятия цели ученика и  педагога могут не совпадать.

 

При тесном взаимодействии внешнего процесса преподавания и внутреннего  процесса учения педагогический процесс  проходит намного успешнее и намного  лучше создаются воспитательные отношения.

 

Понятие «цель» – философское, можно привести одно из множества  определений. Цель – это идеальное  предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий  в сознании человека.

 

Педагогическая цель представляет собой способность учителя и  учеников предугадать итог их взаимодействия. Итоги обобщают и исходя из этого  строят следующие компоненты педагогического  процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"