Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Духовные состояния представляют собой нравственные и эстетические переживания человека, которые происходят на уровне сильных положительных  эмоций. Они воспринимаются как состояние  счастья, откровения. Высшее духовное состояние, по мнению Н.А. Бердяева, –  это творческое состояние. Оно связано  с трансцендентированием человека. То есть с выходом его из царства  «обыденщины», «общеобязательных» форм жизни в творчество, так как  «творческий акт есть самооткровение, самоценность, не знающая над собой  внешнего суда, есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха».

 

Эмоции и чувства обогащают  внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира. Это наблюдается  тогда, когда у человека преобладают  положительные эмоции и чувства: радость и удовольствие, наслаждение  от созерцания прекрасного и сопереживания  другому человеку, любовь.

 

Но существуют и другие эмоции и чувства, среди которых  страх, ненависть, обида, гнев, раздражение. Они пагубно действуют на человека, разрушая его нервную систему.

 

Мера в развитии положительных  и отрицательных эмоций и чувств человека, которую определяет гармонизация их, говорит об эмоциональной культуре личности.

37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

 

Человеку, который стремится  к самосовершенствованию, важно  установить для себя те шаги, которые  ему необходимо сделать, чтобы двигаться  вперед к своей цели.

 

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование  самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

 

Работа над собой прежде всего начинается с определения  цели: чего человек хочет достичь  в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без  цели в жизни, без представления  о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном  месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования  человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены  его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

 

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал  представляет собой идею, преобразованную  в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего  тогда, когда они подменяются  идолами, происходит фетишизация, обожествление  какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

 

Будущему учителю нужен  профессиональный идеал, который являлся  бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может  быть любимый учитель или известный  педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых  педагогах-гуманистах, идеи и жизнь  которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

 

Выбор профессионального  идеала следует начинать со знакомства с книгами великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений  о работе учителя, которые были получены в школе.

 

Известно, что для большинства  студентов педвуза ориентиром в  профессиональном самосовершенствовании  являются их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который хочет изучать и преподавать  будущий учитель.

 

Профессиональный идеал  является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей отдаленные цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее выбрал, очень конкретные нормативные требования, без которых  невозможно состояться как учитель.

 

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики – про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность  каждому установить развитость у  себя тех или иных качеств и  наметить конкретные пути по их совершенствованию.

38. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

 

Многофункциональная педагогическая деятельность проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение школьниками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление  человека, на построение отношений  в классе, которые создают условия  для реализации данных целей, на организацию  внеклассной воспитательной работы школьников, на создание в школе  образовательной и развивающей  среды и т. д.

 

Основные направления  и содержание работы учителя определены квалификационной характеристикой  выпускника по специальности «учитель», которая представлена в государственном  стандарте высшего профессионального  образования. Он должен быть готов к  осуществлению таких видов профессиональной деятельности: преподавательской; воспитательной; социально-педагогической; культурно-просветительской; коррекционно-развиваю-щей; научно-методической; управленческой.

 

Среди различных видов  педагогической деятельности ведущей  является преподавательская и воспитательная деятельность. Особенность преподавательской  деятельности состоит в организации  процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учеников. Так как обучение представляет собой  совместную деятельность обучающегося и обучаемого, учитель не является центральной фигурой в процессе обучения, а поддерживающим развитие ученика помощником. При отсутствии учителя или недостаточной результативности процесс обучения происходить не может, а деятельность учителя не имеет смысла. Преподавателю нужно  всегда помнить о вспомогательном, обслуживающем характере его  собственной работы, о зависимости  ее роли и значения от его способности  организовать деятельность учеников, помочь им в учении.

 

Таким образом, преподавание представляет собой организацию  педагогом активной познавательной деятельности учеников, направленной на решение ими новых познавательных задач. При этом решение этих задач  не представляет собой самоцель обучения, а является средством реализации его основных образовательных задач. Основной целью преподавательской  работы является обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает  формирование компетентности учеников в преподаваемой учителем предметной области и одновременно их личностное развитие и становление.

 

К примеру, образовательный  стандарт среднего общего образования  по иностранному языку включает в  себя такие требования к задачам  и итогам преподавательской деятельности учителя иностранного языка:

 

– формирование у выпускника школы иноязычной компетентности в  совокупности всех ее составляющих;

 

– развитие эмоционального отношения к миру;

 

– образование способности  к самонаблюдению, самооценке;

 

– развитие таких личных качеств, как целеустремленность, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность;

 

– развитие интеллектуальных и познавательных возможностей старшеклассников;

 

– обеспечение личного  самоопределения учеников, их социальной адаптации;

 

– совершенствование опыта  продуктивной творческой работы с применением  изучаемого языка.

39. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ  ПЕДАГОГИКИ 

 

К категориям педагогики относятся  общие понятия, которые отражают суть науки и ее типичные свойства. В каждой науке категории играют главную роль, они проходят сквозь все научное знание и связывают  его в единую систему.

 

Воспитание – создание социальных условий (материальных, духовных, организационных) для изучения детьми общественно-исторического опыта, для  подготовки их к общественной жизни. Воспитание – одна из главных категорий  в педагогике. Воспитание в социальном смысле – это влияние на личность социума в целом, а воспитание в узком смысле – это процесс  формирования системы качеств личности, ее взглядов и убеждений. Можно сделать  вывод, что воспитание – это целенаправленный процесс становления личности на основе формирования: 1) особых отношений  к предметам и явлениям окружающего  мира; 2) мировоззрения; 3) поведения. Выделяются виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и  т. д.

 

Педагогика изучает суть воспитания, его закономерности, тенденции, вырабатывает теории воспитания, находит  его принципы, формы и методы.

 

Воспитание – историческое явление, оно связано с социально-экономическим, политическим и культурным развитием  общества.

 

Развитие каждой личности происходит через воспитание, передачу собственного опыта и опыта предков.

 

Развитие – процесс  внутреннего количественного и  качественного преобразования физических и духовных сил личности. Выделяются психическое, физическое, социальное и  духовное развитие. Развитие личности происходит под влиянием некоторых  факторов: внешних, внутренних, социальных, природных, управляемых и неуправляемых.

 

Уровень воспитания в процессе развития влияет на человека, изменяя  его. Образование представляет собой  систему внешних условий, которые  общество создает для человека и  его развития. Образовательная система  состоит из специальных учебно-воспитательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. Ее задача состоит в передаче и приеме опыта  поколений по определенным программам с помощью специальных педагогов. В систему образования государства  входят все образовательные учреждения. Так управляется развитие человека.

 

Образование – это заключительная стадия воспитания в соответствии с  возрастной ступенью. Отсюда, образование  можно назвать процессом усвоения человеком опыта поколений в  виде знаний, умений и навыков.

 

Ядром образования является обучение.

 

Обучение – вид педагогического  процесса, во время которого под  предводительством педагога реализуется  образовательная задача общества.

 

Обучение – это передача и прием опыта предыдущих поколений  во время общения педагога и учащихся. Процесс обучения состоит из преподавания и учения.

 

Однако человек способен сам приобретать опыт и делать что-то новое. Значит, главные причины  развития человека – это самовоспитание, самообразование, самообучение. Самовоспитание – усвоение человеком опыта предков  через внутренние душевные факторы, обеспечивающие развитие.

 

В процессе воспитания люди вступают в воспитательные отношения, это разновидность отношений  людей, направленных на развитие человека через воспитание, образование, обучение. В результате этого общения происходит развитие человека и формируется  личность.

40. ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Процесс образования можно  рассматривать в разных смыслах: как систему, как науку и как  результат.

 

1. Как система образование  имеет особое строение, а также  иерархическую систему ее элементов  в виде различных научных и  учебных заведений(дошкольное, начальное,  среднее, среднеспециальное, высшее  образование, постдипломное образование).

 

2. Как процесс образование  занимает длительное время между  начальным и конечным состояниями  участников этого процесса. Однако  он технологичен и обеспечивает  изменения и преобразования.

 

3. Об образовании как  результате указывает сертификат, подтверждающий окончание какого-либо  учебного заведения.

 

Конечным результатом  образования является определенный уровень развития познавательных потребностей человека, а также заданный уровень  знаний, умений, навыков и готовности к различному виду практической деятельности. Существует два вида образования: общее  и специальное. Общее образование  снабжает каждого человека такими знаниями, умениями и навыками, которые являются необходимыми ему для получения  в будущем специального – профессионального  образования. По объему содержания общее  и специальное образование может  быть начальным, средним и высшим. Сейчас возникает необходимость  непрерывного образования. Появляется термин «образование взрослых», или  послевузовское образование. В содержание образования вкладывается смысл, во-первых, усвоения опыта прошлых поколений (обучение), во-вторых, вырабатывания  типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственного и физического  формирования человека (развития). Из всего  этого можно выделить три составляющие образования: обучение, воспитание, развитие.

 

Более подробное рассмотрение этих понятий позволяет составить  точное представление о внутреннем содержании категории «образование». Что позволит нам ответить на вопрос: «Что образование содержит и из чего же оно состоит?»

 

Современное понимание образования  можно прочитать в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.):

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"