Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Способ первый – релаксация,
которая представляет собой физическое
и психическое расслабление. Целью
релаксации является подготовка тела
и психики к деятельности, сосредоточение
на своем внутреннем мире, освобождение
от излишнего физического и
Релаксация нужна:
– для подготовки тела и
психики к глубокому
– в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, в которых нужны выдержка, самообладание;
– в ответственных и трудных ситуациях, когда необходимо сбросить страх, излишнее напряжение. Первым шагом к релаксации является правильное дыхание. Затем – расслабление мышц и сосудов при помощи ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела. Затем – психическое замедление.
Способ второй – концентрация, являющаяся сосредоточением сознания на определенном объекте своей деятельности. То есть среди привычных вам звуков вдруг появляется один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя данный звук среди других.
Основой концентрации является управление вниманием. Навык сосредоточения основывается на следующих свойствах внимания:
– на умении сосредоточивать свое внимание на определенном предмете;
– на развитии произвольного внимания, появляющегося под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;
– на достаточно широком объеме внимания, который дает возможность одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: ощущениях в теле, зрительных и слуховых образах, умственных операциях и т. д.;
– на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли – на другие;
– на умении задерживать внимание на определенном объекте.
Способ третий – визуализация, который представляет собой создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения при помощи слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Визуализация дает возможность человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он чувствовал, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию.
Способ четвертый – самовнушение – определение установок, появляющихся на подсознательные механизмы психики. Самовнушение представляет собой утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и часто этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.
33. Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Внешний мир огромен и безбрежен, но все, что в нем есть, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки – одного-единственного человека. Мое Я неприметно в огромном мире, но для человека оно – единственно реальное, осязаемое. Только благодаря Я окружающий мир делается доступным восприятию и пониманию. Я является совершенно особенным, не похожим ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит его с другими.
Вопрос о сущности собственного Я волнует и ученых, и каждого отдельного человека, особенно во время его становления.
Понятие Я применяется
во всех науках о человеке, и при
этом оно очень неопределенно, подвижно,
многозначно. В философском плане
Я считается «духовным центром
человеческой личности, индивидуальности,
относящейся деятельно к миру
и себе самой». Психологи сравнивают
его, с одной стороны, с понятием
«личность», с другой – с понятием
«самосознание». Но оно не ограничивается
ни тем, ни другим. И. Кон считает, что
Я – не просто личность, а личность,
которая рассматривается
Пытаясь размежевать понятия «личность» и «Я», американский психолог У. Джемс говорит: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую – Я».
Наше Я представляет собой отображение самого себя в сознании человека. Конечно, Я является продуктом самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Есть и физическое Я – тело человека, его внешность, физическое состояние.
Эмоциональное Я заключается
в чувствах и переживаниях, настроении
индивида. Интеллектуальное или умственное
Я представляет собой мир мыслей.
Кроме того, человек воспринимает
себя как существо социальное, которое
находится в системе
Таким образом, Я можно считать результатом сложной интеграции в единое целое разных психических функций и свойств человека. Другой подход к определению сущности человека дают восточная философия и психология.
Критикуя западную традицию в определении Я, Роси Дзесю Сасаки в работе «Где находится Я?» говорит о имеющихся двух Я – индивидуальном и абсолютном. Индивидуальное Я представляет собой то, что связано с мироощущением человека, которое выделяет себя из окружающего мира, воспринимающего себя как уникальное, оригинальное, отдельное от других. Абсолютное Я является тем, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, растворение себя во время объединения с другим Я, в котором не остается никакого переживаемого Я.
Такое абсолютное Я обнаруживается в моменты медитации,т. е. выхода за пределы индивидуального Я или любви, когда человек растворяется в чувстве духовного единения с другим.
34. ПРИНЯТИЕ СЕБЯ
Жизненная функция самосознания заключается не просто в предложении человеку достоверных сведений о себе, помощи в выработке позитивной Я-кон-цепции. Она нужна ему для реализации собственных возможностей, осуществления замыслов, раскрытия индивидуальности.
Многие люди не реализуют
себя потому, что нет позитивного
самовосприятия и представления
о себе. Негативная Я-концепция, которая
формируется у ребенка
Есть тесная связь между
Я-концепцией учителя и учащихся.
У учителя, у которого есть положительное
самовосприятие, ученики имеют более
позитивные Я-концепции, чем у наставника
с противоположной
Таким образом, необходимость
позитивного самовосприятия человеком
самого себя очевидна, а условием формирования
положительной Я-концеп-ции
Общепринято отождествлять
понятие «любовь к себе» со
словами «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм
не схож с любовью к себе –
утверждает гуманистическая психология.
Подобное отождествление происходит потому,
что человек неправильно
В любом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он ценит себя.
Человек обычно более ориентирован
на мнение других. Он с детства живет
в системе жестких оценок себя
сначала другими людьми, затем
самим собою. И часто не замечает,
что самооценка – это копии
чужих оценок. При этом чаще всего
они носят отрицательный
В нашей культуре чаще всего
не оценивают себя положительно. Человеку,
который нарушает данное правило, часто
приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного»
и т. п. Необходимо с помощью учителя
преобразовать отрицательные
35. САМОРАСКРЫТИЕ
Путь к себе, к принятию
себя чаще всего проходит через самораскрытие.
Открытие своего Я определяется тем,
насколько человек является открытым
для других. Взаимосвязь между
самопознанием и самораскрытием
максимально отчетливо
Все люди несут в себе как бы четыре «пространства». «Арена» охватывает те стороны содержания своего Я, о которых известно и самому человеку, и другим. К этой стороне человеческой личности относят то, что человек выставляет напоказ, пытается навязать как основное содержание своей личности. «Видимость» представляет собой то, что знает сам человек, а другие нет. Это то, что человек скрывает от других в силу тех или иных причин или не имеет возможности рассказать. «Слепое» является тем, что другие знают, а сам человек не знает, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую человек сам не замечает (закрытое для самого себя, но открытое для других). Эта сторона человека очень часто значительно изменяет мнение окружающих о человеке. Притом сам человек этого не знает. «Неизвестное» – это то, что неизвестно и для самого человека, и для других. Неизвестное включает в себя потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное и самому себе, и другим людям).
Когда человек ведет себя
открыто, другие люди получают возможность
знать об этом человеке больше. Благодаря
этому увеличивается
Открыть собственное Я, принять себя, сформировать целостный образ в состоянии каждый человек. Стоить только захотеть отправиться в путь к себе.
Для начала следует встречать каждый новый день такими словами.
Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.
Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.
Я чувствую себя спокойным и расслабленным.
Я здоров и силен как духовно, так и физически.
Я способен добиться того, чего только захочу.
Я обладаю прекрасной памятью.
Я нравлюсь людям, люди любят меня.
Я прощаю себя, я принимаю себя.
Я осуществляю свою мечту.
Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.
Радость, радость, радость!!!
36. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ
Эмоции, чувства человека наполняют его жизнь особым трепетом, обогащают его духовный мир, дают возможность ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, т. е. жить полноценной жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда и выдает – истинную сущность человека», – считает С.Л. Рубинштейн.
Эмоции представляют собой важнейший источник активности человека, организатор его поведения. «Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия», – пишет Л.С. Выготский. Она активизирует или задерживает реакции человека.
Если определенные действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем стремиться делать и потом то же самое. Если человек что-либо делает с омерзением – он будет стремиться прекратить это занятие. То есть чувства и эмоции наполняют смыслом человеческую деятельность, служат не только ее побудителем, но и важнейшим результатом: главное для людей – те чувства удовлетворения и окрыленно-сти, которые человек испытывает, добиваясь своей цели.
Эмоциями называется отношение человека к окружающей среде, к самому себе, выраженное в форме прямого переживания.
Эмоции являются непосредственной реакцией человека на что-либо, происходящее с ним.
Чувства выступают как стойкие, продолжительные переживания по поводу различных явлений. Чувства могут быть разными как по содержанию (нравственные, эстетические, интеллектуальные), так и по интенсивности, продолжительности.
Эмоциональные состояния представляют собой длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого проходит жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относят настроения, аффекты, духовные состояния.