Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

«Под образованием в настоящем  Законе понимается целенаправленный процесс  обучения и воспитания в интересах  личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных  цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого  Закона.

 

1. Содержание образования  является одним из факторов  экономического и социального  прогресса общества и должно  быть ориентировано:

 

– на обеспечение самоопределения  личности, создание условий для ее самореализации;

 

– на развитие гражданского общества;

 

– на укрепление и совершенствование  правового государства.

 

2. Содержание образования  должно обеспечивать:

 

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

 

– адекватный мировому уровень  общей и профессиональной культуры общества;

 

– интеграцию личности в  системы мировой и национальных культур;

 

– формирование человека-гражданина, интегрированного в современное  ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

 

– воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

41. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  НАУКИ 

 

Задачи педагогики можно  разделить на два типа: научные  и практические. Задачей педагогической науки является ведение исследований. К практическим задачам школы  или вуза сводится осуществление  воспитания, образования школьников и студентов.

 

Главная задача педагогики заключается  в раскрытии закономерностей  в сферах воспитания, образования, а  также управления образовательными и воспитательными организациями. Закономерности в педагогике объясняются  как связи между специально созданными или уже существующими условиями  и завоеванными результатами. В качестве результатов выдвигается обученность, воспитанность, развитость личности в  определенных параметрах.

 

К постоянным задачам педагогической науки относится и задача прохождения  и обобщения практики и опыта  педагогической деятельности. Любая  образовательно-воспитательная работа – это творческий процесс, поэтому  каждый педагог-практик накапливает  в своем опыте эффективные  средства воздействия на учащихся. Зачастую педагоги создают свои собственные  педагогические технологии. Но далеко не каждая педагогическая технология может найти свое место в системе  педагогических ценностей, так как  ее следует теоретически объяснить  с научной точки зрения. Задача науки заключается в изучении находок, индивидуальных свойств педагога-новатора, которые можно превратить во всеобщее достояние.

 

К задачам науки принадлежит  разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания и управления образовательными структурами. В словарном  запасе педагогики возникает новое  понятие – педагогическая инноватика. Так как в России нет законов, закрепляющих авторские права за создателями педагогических открытий, то делаются попытки создания законного  авторства на результаты педагогического  творчества.

 

К стабильным задачам педагогической науки причисляют прогнозирование  образования на ближайшее или  отдаленное будущее. Без этих прогнозов  нельзя управлять педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием  самой педагогической деятельности, системами управления. Педагогическая система определяется двумя параметрами: функционированием и одновременным  развитием. Появляется необходимость  управления функционированием и  развитием педагогической системы.

 

Не последней задачей  является и задача внедрения итогов исследований в педагогическую практику.

 

Целью педагогической науки  является создание теоретических и  методологических основ инновационных  процессов, полезных связей теории и  практики и проникновение исследовательской  деятельности в практическую.

 

Это и есть постоянные задачи педагогической науки. Наука изучала  и всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все более новые  и идеальные модели обучения, рассматривать  педагогический опыт, вводить появляющиеся научные разработки, а также прогнозировать будущее образования.

 

Гораздо интереснее задачи, которые возникают под влиянием надобностей практики и теории. Некоторые  нельзя предугадать, но их нужно быстро решать. Это такие задачи, как  создание библиотек электронных  учебников, анализ конфликтов в отношениях «учитель – ученик» и т. п.

42. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  НАУК 

 

О степени развития каждой науки можно узнать по количеству исследований в ней и по количеству межпредметных связей между науками, из-за которых и возникают различные  пограничные научныедисциплины.

 

Система педагогических наук состоит из следующих дисциплин.

 

1. Общая педагогика, которая  изучает основы закономерностей  воспитания.

 

2. История педагогики, которая  учит о формировании педагогических  идей и воспитания в разные  исторические периоды.

 

3. Сравнительная педагогика  изучает функции, законы и развитие  образовательных и воспитательных  систем в разнообразных странах  через сравнение их сходств  и отличий.

 

4. Возрастная педагогика, исследующая характерные черты  воспитания человека на различных  возрастных стадиях. Эта педагогика  делится на преддошкольную, дошкольную  педагогику, педагогику средней  школы, педагогику среднего специального  образования, педагогику высшей  школы, педагогику профессионально-технического  образования и педагогику взрослых.

 

5. Специальная педагогика  – это наука, создающая теорию, принципы, методы, формы и средства  воспитания и образования человека, у которого есть отклонения  в физическом или умственном  развитии. Специальная педагогика (дефектология) состоит из ряда разделов: вопросами  воспитания и образования глухонемых  и глухих людей занимается  сурдопедагогика, слепых и слабовидящих  – тифлопедагогика, умственно  отсталых – олигофренопедагогика, людей с расстройствами речи  – логопедия.

 

6. Методика преподавания  разных дисциплин содержит специфичные  частные закономерности обучения  конкретным наукам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливает технический опыт, который  дает оптимальные методы и  средства для усваивания какой-либо  дисциплины, приобретение опыта  в предметной деятельности.

 

7. Профессиональная педагогика  учит о законах, теоретически  обосновывает и создает принципы, технологии образования человека, направленного на какую-либо сферу  профессиональной действительности. Во время профессиональной подготовки  происходит развитие трудового  потенциала человека. Трудовой потенциал  человека – это его уровень  общего и профессионального развития, который определяет успех его  дела в определенной специальности.  Формирование этого потенциала  происходит через профессиональное  воспитание, образование и обучение.

 

Исходя из рода профессии  педагогика может быть военной, инженерной, производственной, медицинской и  др.

 

8. Социальная педагогика  изучает теорию разработки в  области внешкольного воспитания  и образования человека. Различные  учреждения, такие как клубы, спортивные  секции, различные студии музыкального  и театрального искусства, –  это средства повышения социальной  культуры, воспитания и развития  личности, выявления творческих  способностей людей.

 

9. Исправительно-трудовая  педагогика состоит из теории, практики перевоспитания лиц,  находящихся в местах заключения.

 

10. Лечебная педагогика  – это образовательно-воспитательная  деятельность педагогов с ослабленными  и больными школьниками. Появляется  смешанная медико-педагогическая  наука, задачей которой является  лечение и обучение в щадящем  режиме.

43. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 

 

Зачастую для изучения педагогических проблем требуется  междисциплинарный подход, данные других наук о человеке, что в целом  составляет наиболее полное знание изучаемого.

 

Педагогика связана с  психологией. Имеются несколько  важных узлов связи между этими  науками. Основной из них – это  объект исследования этих наук, если психология изучает законы развития психики  человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека – это  целенаправленное развитие психики  человека.

 

Одним из узлов также является единство методов исследований педагогики и психологии. Некоторые приемы психологического поиска с успехом служат решению  чисто педагогических проблем. О  существовании связи между педагогикой  и психологией говорят и основные понятия психологии, которые, если их применить в педагогической лексике, более точно определят явления, факты воспитания, образования, обучения, помогут определить главное в  данной проблеме.

 

Педагогика как наука  употребляет психологические знания с целью раскрытия, отображения, истолкования, классификации педагогических фактов. Итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических  диагностик(тестов, анкет и т. д.).

 

Также связью между педагогической и психологической науками является педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности и многие психологические  исследования других областей образования.

 

Также педагогика связана  с физиологией. Чтобы осознать механизмы  управления физическим и психическим  воспитанием обучаемых, необходимо знать закономерности жизнедеятельности  организма и функциональных систем. Познание закономерностей работы высшей нервной деятельности позволяет  педагогике создавать развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.

 

Социологические исследования являются ответом на педагогические задачи, которые объединены с созданием  студенческого досуга, профессиональной ориентацией и т. д.

 

Социология также занимается проблемами образования и воспитания, так как является наукой, изучающей  общество. Социологическая наука  включает в себя такие аспекты, как  социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.

 

В педагогической науке одну из главных ролей играет философия. Философия используется для постижения целей воспитания и образования  на современном этапе развития педагогического  знания. Теория познания дает нам возможность  опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости  и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли. В настоящее  время особо изучается феномен  образования. Исходя из этого стремительно развивается философия образования.

 

В завершение добавим, что  в исследованиях педагогики активно  используются сведения и многих других наук. Таких как юриспруденция, экономика, информатика, экология, история и  многих других.

44. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ  В ПЕДАГОГИКЕ 

 

На сегодняшний день педагогические исследования реализовываются с  помощью разнообразных методов, таких как педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов  деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение  передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Разберем несколько методов.

 

Педагогическое наблюдение. Это метод, используемый почти в  каждом педагогическом исследовании. Во время освоения педагогического  явления необходимо прямое наблюдение, накопление и регистрация материала, нужного для педагогической работы.

 

Исследовательская беседа. Это  метод для выяснения отношения  воспитателей и воспитуемых к  каким-либо фактам или проявлениям, составляющий при этом представление  о сути и факторах этих явлений.

 

Изучение школьной документации, результатов деятельности учащихся. Во время изучения педагогических явлений  немалым значением обладает исследование школьной документации и результатов  деятельности учащихся. Например, при  изучении стимулирующей роли оценки знаний учеников на их успеваемость используют анализ классных журналов или ведомостей успеваемости.

 

Педагогический эксперимент. Цель эксперимента (от лат. eksperimentum –  проба, опыт) в качестве метода –  это организация педагогической деятельности учителей и учеников с  целью обоснования ранее созданных  теорий или гипотез. Если гипотеза или  предположение не опровергаются  на практике, то исследователь делает должные теоретические выводы.

 

Исходя из поставленных задач  эксперименты бывают констатирующие, созидательно-преобразующие и контрольные. Констатирующий эксперимент проводится в начале педагогической практики, он позволяет оценить ситуацию по какой-либо изучаемой проблеме.

 

Созидательно-преобразующий  эксперимент заключается в разработке теоретической основы и приемов  выхода из сложившейся проблемы. Создается  иная психологическая ситуация для  изменения данной ситуации в лучшую сторону. В зависимости от результата гипотеза либо подтверждается, а результаты анализируют и делают выводы, либо опровергается и гипотеза забывается.

 

Далее исследуются выводы созданной методики в школьной практике. В этом случае применяется контрольный  эксперимент с целью употребления проверенной методики. При подтверждении  сделанных выводов экспериментатор  обобщает полученные данные, которые  затем становятся теоретическим  и методическим достоянием педагогики.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"