Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в ст. 14 этого Закона.
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
– на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
– на развитие гражданского общества;
– на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
– интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
– формирование человека-гражданина,
интегрированного в современное
ему общество и нацеленного на
совершенствование этого
– воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.
41. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Задачи педагогики можно разделить на два типа: научные и практические. Задачей педагогической науки является ведение исследований. К практическим задачам школы или вуза сводится осуществление воспитания, образования школьников и студентов.
Главная задача педагогики заключается
в раскрытии закономерностей
в сферах воспитания, образования, а
также управления образовательными
и воспитательными
К постоянным задачам педагогической науки относится и задача прохождения и обобщения практики и опыта педагогической деятельности. Любая образовательно-воспитательная работа – это творческий процесс, поэтому каждый педагог-практик накапливает в своем опыте эффективные средства воздействия на учащихся. Зачастую педагоги создают свои собственные педагогические технологии. Но далеко не каждая педагогическая технология может найти свое место в системе педагогических ценностей, так как ее следует теоретически объяснить с научной точки зрения. Задача науки заключается в изучении находок, индивидуальных свойств педагога-новатора, которые можно превратить во всеобщее достояние.
К задачам науки принадлежит разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания и управления образовательными структурами. В словарном запасе педагогики возникает новое понятие – педагогическая инноватика. Так как в России нет законов, закрепляющих авторские права за создателями педагогических открытий, то делаются попытки создания законного авторства на результаты педагогического творчества.
К стабильным задачам педагогической
науки причисляют прогнозирование
образования на ближайшее или
отдаленное будущее. Без этих прогнозов
нельзя управлять педагогической политикой,
экономикой образования, усовершенствованием
самой педагогической деятельности,
системами управления. Педагогическая
система определяется двумя параметрами:
функционированием и
Не последней задачей является и задача внедрения итогов исследований в педагогическую практику.
Целью педагогической науки
является создание теоретических и
методологических основ инновационных
процессов, полезных связей теории и
практики и проникновение
Это и есть постоянные задачи педагогической науки. Наука изучала и всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все более новые и идеальные модели обучения, рассматривать педагогический опыт, вводить появляющиеся научные разработки, а также прогнозировать будущее образования.
Гораздо интереснее задачи, которые возникают под влиянием надобностей практики и теории. Некоторые нельзя предугадать, но их нужно быстро решать. Это такие задачи, как создание библиотек электронных учебников, анализ конфликтов в отношениях «учитель – ученик» и т. п.
42. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
О степени развития каждой науки можно узнать по количеству исследований в ней и по количеству межпредметных связей между науками, из-за которых и возникают различные пограничные научныедисциплины.
Система педагогических наук состоит из следующих дисциплин.
1. Общая педагогика, которая
изучает основы
2. История педагогики, которая
учит о формировании
3. Сравнительная педагогика
изучает функции, законы и
4. Возрастная педагогика,
исследующая характерные черты
воспитания человека на
5. Специальная педагогика
– это наука, создающая теорию,
принципы, методы, формы и средства
воспитания и образования
6. Методика преподавания
разных дисциплин содержит
7. Профессиональная педагогика
учит о законах, теоретически
обосновывает и создает
Исходя из рода профессии педагогика может быть военной, инженерной, производственной, медицинской и др.
8. Социальная педагогика
изучает теорию разработки в
области внешкольного
9. Исправительно-трудовая
педагогика состоит из теории,
практики перевоспитания лиц,
находящихся в местах
10. Лечебная педагогика
– это образовательно-
43. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Зачастую для изучения педагогических проблем требуется междисциплинарный подход, данные других наук о человеке, что в целом составляет наиболее полное знание изучаемого.
Педагогика связана с психологией. Имеются несколько важных узлов связи между этими науками. Основной из них – это объект исследования этих наук, если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека – это целенаправленное развитие психики человека.
Одним из узлов также является
единство методов исследований педагогики
и психологии. Некоторые приемы психологического
поиска с успехом служат решению
чисто педагогических проблем. О
существовании связи между
Педагогика как наука
употребляет психологические
Также связью между педагогической
и психологической науками
Также педагогика связана с физиологией. Чтобы осознать механизмы управления физическим и психическим воспитанием обучаемых, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма и функциональных систем. Познание закономерностей работы высшей нервной деятельности позволяет педагогике создавать развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.
Социологические исследования являются ответом на педагогические задачи, которые объединены с созданием студенческого досуга, профессиональной ориентацией и т. д.
Социология также занимается проблемами образования и воспитания, так как является наукой, изучающей общество. Социологическая наука включает в себя такие аспекты, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.
В педагогической науке одну
из главных ролей играет философия.
Философия используется для постижения
целей воспитания и образования
на современном этапе развития педагогического
знания. Теория познания дает нам возможность
опосредованно определить законы учебно-познавательной
деятельности и способы управления
ею. Философские категории
В завершение добавим, что в исследованиях педагогики активно используются сведения и многих других наук. Таких как юриспруденция, экономика, информатика, экология, история и многих других.
44. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ
На сегодняшний день педагогические исследования реализовываются с помощью разнообразных методов, таких как педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Разберем несколько методов.
Педагогическое наблюдение. Это метод, используемый почти в каждом педагогическом исследовании. Во время освоения педагогического явления необходимо прямое наблюдение, накопление и регистрация материала, нужного для педагогической работы.
Исследовательская беседа. Это метод для выяснения отношения воспитателей и воспитуемых к каким-либо фактам или проявлениям, составляющий при этом представление о сути и факторах этих явлений.
Изучение школьной документации, результатов деятельности учащихся. Во время изучения педагогических явлений немалым значением обладает исследование школьной документации и результатов деятельности учащихся. Например, при изучении стимулирующей роли оценки знаний учеников на их успеваемость используют анализ классных журналов или ведомостей успеваемости.
Педагогический эксперимент.
Цель эксперимента (от лат. eksperimentum –
проба, опыт) в качестве метода –
это организация педагогической
деятельности учителей и учеников с
целью обоснования ранее
Исходя из поставленных задач
эксперименты бывают констатирующие,
созидательно-преобразующие и
Созидательно-преобразующий
эксперимент заключается в
Далее исследуются выводы
созданной методики в школьной практике.
В этом случае применяется контрольный
эксперимент с целью