Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Удовлетворение различных
профессиональных и культурно-образовательных
потребностей личности и общества осуществляется
через вариативность и
1) моноуровневым – освоением
основной образовательной
2) двухуровневым – реализацией
двух программ: общего высшего
образования со сроком обучения
2 года и базового высшего
23. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ,
Всегда учитель осознавал свою деятельность как особенную миссию – быть духовным наставником юношества, учителем жизни.
Если воспитывать и образовывать, т. е. учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может сам жить стихийно, не меняя себя.
В гуманистических педагогических
воззрениях всех времен особое значение
придавалось роли самоопределения,
самосовершенствования и
Достижение человеком
счастья связывается им с выбором
и определением учителем главной
цели, смысла жизни, которым должно
быть то главное дело его жизни, тот
труд, в котором обретается человеческое
призвание и «выполнение
Л.Н. Толстой видел суть
воспитания не в воздействии воспитателя
на воспитанников, а в образовании
той атмосферы, той среды, в которой
молодой человек развивается, поэтому
им упраздняется вопрос воспитания и
ставится вопрос о личности и образе
жизни воспитателя, о его работе
над собой. Убежденность в том, что
самым главным является личностное
совершенствование, а не профессиональное,
и в том, что необходима разработка
целой области науки, ориентированной
на самосовершенствование
Известный педагог конца
XIX в. П.Ф. Каптерев видел главное
условие становления учителя
как свободного и самостоятельного
деятеля в его работе над собственным
развитием и
Нельзя полагаться на то, что высшее педагогическое образование автоматически сделает студента личностью.
24. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Самоопределение представляется
процессом и результатом выбора
личностью собственной позиции,
целей и средств
Самоопределение является динамичным явлением как процесс, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с понятиями «выбор», «принятие решения», «поступок». Кроме этого, является статичным, стабильным состоянием субъекта (результат выбора), связанным с определением границ своего Я, своего места в мире и в жизни, получения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиций, установок, которые характеризуют отношение человека к окружающему миру и самому себе.
Следует отметить относительность
самоопределения как
Следующая особенность самоопределения
заключается в его
Также самоопределение, с одной стороны, может являться достаточно длительным, непрерывным процессом, а с другой – одномоментным актом, описывающим конкретные действия человека во время принятия решения в определенной проблемной ситуации.
Неоднозначность понятия «самоопределение» определяется множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя – на определение места в мире и отношения к нему, включения в разные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, которое направлено на себя, обычно рассматривается как личностное самоопределение, а все другие его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется человек.
Специфика личностного самоопределения
состоит в том, что данный процесс
– результат осознания
Профессиональное
25. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Саморазвитие представляет
собой процесс активного, последовательного
позитивного качественного
Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.
Понятие «самосовершенствование»
содержит в себе более гуманный смысл,
так как, в отличие от самовоспитания,
которое предполагает воздействие
на самого себя, означает опору человека
на лучшее в себе, расширение имеющегося
лучшего и продвижение к
Интенсивно развивающаяся
в последнее время наука
Еще одна составляющая процесса,
ведущего к личностному и
Таким образом, самообразование
несводимо к простому накоплению
информации. «Образоваться – значит
понять других, себя, смысл жизни, свою
ответственность перед жизнью, перед
культурой. Следовательно, для развивающегося
человека культура – и непосредственная
форма существования (жизнь, энергия,
общение), и основание для
26. СМЫСЛОЖИЗНЕННОЕ
Профессиональное становление педагога во многом зависит от проведения поиска и обретения им смысла жизни, от осознания профессиональной работы как своего жизненного призвания.
Для человека, который произвел
смысложизненное
Проблема поиска смысла жизни волнует не только юношей, находящихся в ситуации жизненного самоопределения, но и взрослых людей, особенно в кризисных ситуациях, связанных с потерей возможности реализации жизненного замысла в результате определенных событий.
Состояние, в котором находится в этом случае человек, характеризуется психологами как жизненный, или личностный, кризис: кризис мотивационно-целе-вой стороны жизнедеятельности «для чего жить дальше?» и кризис смысловой стороны занятия «зачем жить дальше?».
Итогом утраты смысла жизни служит потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к ее процессу и итогу. Понимание человеком смысла своей жизни является необходимым условием его нормального существования.
Наличие смысла жизни является
также ведущим критерием
Попытка дать человеку смысл
жизни извне В. Франк-лом расценивалась
как «моральное зомбирование»: его
нельзя дать, его необходимо найти,
и для каждого – свой. Смысл
жизни всегда представляет собой
личностный смысл. Идеология, навязывая
человеку смысл жизни извне, лишает
способности размышлять, мыслить, искать
свой собственный жизненный путь,
иметь свою жизненную концепцию.
В периоды разрушения старой идеологии
наблюдается потеря смысла жизни
тех, кто полностью зависел от
нее. Поэтому одной из важнейших
задач образования является помочь
растущему человеку найти свой смысл
жизни. Он конечно же связан с объективно
значимыми (общечеловеческими), но личностно
обретенными и принятыми
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления». В смысле жизни всегда есть три аспекта:
1) целевой – определяет стратегию и тактику жизни;
2) эмоциональный – отражает
удовлетворенность человека
3) волевой – является
движущей силой активности
Следует помнить о том, что поиск и обретение смысла жизни представляет собой не одномоментный акт, а долгий процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Самым интенсивным периодом жизненного самоопределения считается юношеский.
27. ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
Философия долженствования – это философия, по которой человечество жило и мыслило до сегодняшнего времени, некоторые живут и по сей день. Одним из множества направлений этой философии является марксизм, и только в ней марксизм нашел свое олицетворение.
Здесь личность рассматривается
как совокупность социальных взаимоотношений,
продукт социального
С.Л. Франк подмечает, что тенденция к социализации жизни была господствующей как в Советском Союзе, так и в странах Запада в 30-е гг. ХХ в. Эта тенденция соединена с утратой интереса к личности и к индивидуальности человека. Мышление общества было направлено к коллективным формам жизни в качестве единственного шанса в победе над природой. Основная идея этого времени – «абсолютная ценность внешнего социального строительства».
Характерность проявления этой тенденции в обществе определяется как «социальный фанатизм».
«Социальный фанатизм» практически использует внутренние духовные силы человека, такие как: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм. Тот огонь, которым горит личность. «Социальный фанатизм» предполагает использование этой силы в социальном строительстве.