Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

Существует много видов  педагогических целей. Среди них  можно обозначить нормативные государственные  цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся.

 

Нормативные государственные  цели представляют собой общие цели, которые определены в государственном  стандарте образования. Одновременно имеются общественные цели, это цели разнообразных слоев общества, которые  зависят от их потребностей, интересов  и требований по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, которые педагог-практик и  ученики создают сами, учитывая при  этом тип учебного заведения, профиля  учебного предмета, уровень развития учащихся, готовность педагога. У любой  цели существует то, что предполагается воспитать у учащегося, это называется предмет. Исходя из вышесказанного выделяются три группы целей.

 

Группа А – цели формирования сознания и поведения.

 

Группа В – цели развития отношений к обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.

 

Группа С – цели воспитания творческой деятельности, воспитание способностей, задатков, интересов  учащихся.

 

В управленческую функцию  педагога входит задача постановки организационных  целей. Эти цели могут заключаться  в применении самоуправления в построении учебной деятельности учащихся, расширении функций учащихся, в оказании взаимопомощи в течение занятия.

 

Методические цели педагога – это перестройка технологии учебной и внеучебной деятельности обучающихся, например применение новых  форм создания учебного процесса.

 

Задачи педагога заключаются  в обучении учащихся процедурам целеполагания, постижении и знании целей каждого  ученика, содействии исполнению полезных целей. В педагогическом процессе цели учащихся должны совпадать с целями, поставленными преподавателем, так  как главным условием успешного  педагогического процесса является совпадение целей педагога и учащихся.

 

Разработка цели – это  логико-конструктивный процесс, он заключается:

 

– в сравнении и обобщении  информации;

 

– выборе наиболее важной информации;

 

– выражении цели, или, по-другому, нахождении объекта цели, предмета цели и нужных действий. Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа с определенными ролевыми взглядами. Предметом педагогической цели являются качества, которые необходимо изменить в течение данного педагогического  процесса;

 

– осуществлении цели.

67. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Обучение является социально  определенным процессом, который вызван воспроизводительной потребностью человека как субъекта социальных отношений. Главной социальной функцией обучения является формирование личности, которая  отвечает социальным требованиям. Фундаментом  создания личности является мировая  культура – духовная и материальная, содержащая все богатство человеческого  опыта. Из чего же состоит содержание личности? И.Я. Лернер выделил следующие  элементы этого содержания:

 

1) знания;

 

2) установленные и выведенные  в опыте способы деятельности;

 

3) опыт творчества;

 

4) эмоционально-ценностное  отношение к изучаемым объектам  и к реальной действительности, в том числе и отношение  к другим людям и к самому  себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

 

На определение содержания образования влияют как потребности  общества, так и развитие науки  и техники.

 

Содержание образования  можно понимать как систему научных  знаний, практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в  ходе обучения. Выделяются главные  направления содержания образования: физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание.

 

Содержание каждого направления  воспитания состоит из знаний, навыков, умений, отношений, творческой деятельности.

 

Знание в педагогике –  это сохранение в памяти и способность  воспроизводить и использовать главные  факты науки на практике. Всякое знание состоит из понятий, идей, категорий, принципов, законов, закономерностей, фактов, символов, гипотез и теорий.

 

Навыки включают в себя простые приемы деятельности и совмещенные  приемы контроля и регулирования. Навык  представляет собой доведенное до совершенства автоматизированное действие и является основным элементом умения.

 

Умения – это способность  применять усваиваемые знания на практике. Умения состоят из знаний и навыков, развитие которых зависит  от способностей личности. Способности  – это психические свойства личности, формирующиеся в ходе обучения и  выступающие как результат учебно-познавательной деятельности, так и показатель легкости, быстроты, успешности и выполнения деятельности.

 

Отношения состоят из оценки и включают эмоциональные впечатления  от всевозможных сторон жизнедеятельности. Творческая деятельность позволяет  создавать новые знания, навыки, умения и отношения.

 

Общее образование в школе  нужно совмещать с техническим  и трудовым обучением и содействовать  профессиональной ориентации учащихся. Целью общего образования является изучение основ главных наук о  природе и обществе и развитие миропонимания и эстетической культуры. Техническое образование позволяет  ознакомить учащихся с основными  отраслями современной промышленности и развить навыки обращения с  распространенными средствами труда.

 

Содержание образования  регистрируется в учебных планах, программах, пособиях и учебниках. Учебные  программы могут базироваться на концентрическом и линейном принципах. Концентрический способ построения программы – это построение программы  данной стадии обучения в более сложном  виде. Линейный способ построения учебных  программ заключается в логическом продолжении изученного ранее на прошлых учебных курсах.

68. ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ  И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС 

 

Методологические взгляды  ученых-педагогов оказывают значительное воздействие на содержание школьного  образования. В качестве примера  проанализируем теории образования, которые  в прошлом воздействовали на содержание школьного образования.

 

Теория формального образования (Локк, Пес-талоцци, Кант, Гербарт) ставила  перед собой цели не столько постижения учениками фактических знаний, сколько  формирования их ума, воспитания их аналитических  способностей, синтеза, логического  мышления, а оптимальным средством  достижения этого числилось изучение греческого и латинского языков, а  также математики.

 

Теория материального  образования (Спенсер) искала, находила и приводила доказательства того, что в процессе обучения следует  уделять большое внимание естественно-научным  дисциплинам, а критерием, по которому следует выбирать материал, должна быть степень его пригодности  для жизни, т. е. материал должен иметь  непосредственное применение в будущей  практической деятельности ученика.

 

При критике формального  и материального образования  К.Д. Ушинский предъявлял весьма аргументированные  факты. Ушинский делал замечания  о том, что так называемое «формальное  развитие» – процесс, который  оторван от приобретения знаний, что  это всего лишь пустая выдумка. Ведь нужно не просто воспитывать учащихся, но давать им тот запас знаний, которые  должны быть нужными, полезными в  их дальнейшей деятельности. Однако одновременно с этим не стоит сводить весь процесс  обучения к простой пригодности, так как те знания, которые связаны  с повседневной, будничной жизнью опосредованно, имеют не менее важное значение, чем знания, используемые на практике. Например, при рассмотрении древней истории мы не можем сказать, что она непосредственно применима  к практической деятельности людей, но, несмотря на это, она крайне необходима при обогащении круга интересов  людей, для формирования миропонимания  и постижения закономерностей развития человечества в различные исторические эпохи.

 

Знаменитый педагог Джон Дьюи, также известный как представитель  прагматизма в педагогике, вводил свою идею о необходимости взятия за основу школьного образования  организацию практической деятельности детей, при этом надо снабдить детей  умениями и навыками, которые применимы  в различных сферахжизни. Он считал, что при выборе материала обучения следует учитывать жизненный  опыт ребенка, он утверждал, что качество и количество обучения должен устанавливать  непосредственно сам ребенок, а  также что нет необходимости  в заранее определенном курсе  обучения.

 

У. Килпатрик был последователем Джона Дьюи. В 20-е гг. ХХ в. он разработал и выдвинул «проектную систему обучения», при которой дети исходя из личных интересов при решении с помощью  учителя какой-либо практической задачи (к примеру, строительство игрушечного  домика) подключались к практической деятельности и в процессе этого  приобретали те или иные сведения из области математики, языка, а также  других предметов. Однако на практике эта теория лишь снизила уровень  образования в массовой школе.

69. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ 

 

Процесс обучения строится на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Система  элементов, образующих единую структуру, позволяющая достигать целей  обучения, и составляет дидактическую  систему. Различают 3 дидактические  концепции: традиционная, педоцентрическая и современная система дидактики  в зависимости от восприятия процесса обучения. Дидактическая система  составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс  обучения.

 

При традиционной системе  обучения главную роль играет деятельность учителя. Эту систему составляют дидактические концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта. Традиционно  структура обучения заключается  в четырех стадиях: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения заключается в представлении  материала через объяснение к  пониманию, обобщению, а затем использованию  знаний. Гербарт старался сформировать и классифицировать деятельность учителя.

 

Однако эта система  подверглась критике к началу ХХ в. за авторитарность, книжность  и «неучтение» интересов ребенка, за то, что она не содействует  развитию мышления, творчества и самостоятельности  ребенка. Отчего в начале ХХ в. возникают  новые подходы.

 

Появляется педоцентрическая концепция, в которой основную роль играет ребенок и его деятельность. Этот подход основывается на системе  педагога Дж. Дьюи, который предлагал  создавать процесс обучения, учитывая интересы и потребности ребенка, чтобы приобретение знаний происходило  в виде спонтанной деятельности.

 

Стадии процесса обучения отражают исследовательское мышление, научный поиск. Всевозможная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика действия») – инициирует познавательную деятельность, формирует мышление и умения.

 

Но если использовать только такую дидактику, во всех предметах  происходит потеря систематичности, расход большого количества времени и понижение  уровня знаний.

 

Современная дидактическая  система исходит из того, что как  преподавание, так и учение представляют собой процесс обучения. Эта система  состоит из следующих направлений: программированное, проблемное и развивающее  обучение (П. Гальперин, В. Давыдов), гуманистическая (К. Роджерс) и когнитивная (Брувер) психология и педагогика сотрудничества.

 

В современных подходах задачи обучения предполагают как развитие знаний, так и общее развитие детей, их умственных, трудовых, художественных умений, удовлетворение всех потребностей учеников. Учитель возглавляет учебно-познавательную деятельность учащихся, при этом активизируя  их самостоятельную работу, инициативность и творческий поиск.

 

Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей  и учителей, базирующаяся на взаимопонимании, коллективном анализе процесса и  результатов деятельности. Сотворчество – это процесс преобразования мышления от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал  – осмыслил – сказал – запомнил».

70. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ОБУЧЕНИЯ 

 

Функционирование и развитие процесса развития и обучения показывают стабильные внутренние отношения законов  дидактического учебно-воспитательного  процесса. В педагогике различают  следующие основополагающие законы.

 

Закон социальной обусловленности  целей, содержания и технологий обучения показывает с объективной точки  зрения процесс воздействия социальных отношений, социального строя и  социального заказа на комплексное  развитие всех компонентов воспитания и обучения.

 

 

Закон воспитывающего и развивающего обучения полностью показывает взаимодействие получения знаний со способами деятельности и всестороннего развития личности.

 

Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся помогает увидеть взаимосвязь  между методами организации обучения, деятельностью учащихся и последствиями  обучения.

 

Закон целостности и единства педагогического процесса целиком  выявляет необходимость согласованной  неделимости главных элементов  педагогического процесса, таких  как рационального, эмоционального, содержательного, операционного и  мотивационного.

 

Закон единства и взаимосвязи  теории и практики в обучении показывает необходимость закрепления теоретического материала практической работой.

 

Закон единства и взаимообусловленности  индивидуальной и коллективной организации  учебной деятельности показывает, что  процесс обучения должен совмещать  в себе как коллективную, так и  индивидуальную формы обучения.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"