Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
79. УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Анализируя настоящую работу преподавателей на занятиях и вне урока в одной и той же группе студентов, можно выделить такие уровни общения:
– высокий, которому присущи теплота во взаимоотношениях, взаимопонимание, доверительность и пр.;
– средний;
– низкий, при котором наблюдаются отчужденность, непонимание, неприязнь, холодность, отсутствие взаимопомощи.
Уровень общения тесно
связан с воздействиями педагога,
которые соответствуют
– положительные, включающие в себя одобрение, поощрение самостоятельности, похвалу, юмор, просьбу, совет и предложение;
– отрицательные, при которых наблюдаются замечания, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.
Разные стили коммуникативного взаимодействия порождают модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их обозначают так.
Модель диктаторская («Монблан»). При этом учитель как бы отстранен от обучаемых студентов, он находится над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты являются только безликой массой слушателей. Отсутствует личностное взаимодействие. Педагогические функции ограничиваются информационным сообщением.
Следствие: нет психологического контакта, что приводит к безынициативности и пассивности студентов.
Модель неконтактная («Китайская
стена») похожа по своему психологическому
содержанию на первую. Разница в
том, что между преподавателем и
учеником есть слабая обратная связь
из-за произвольно или
Следствие: некрепкое взаимодействие
со студентами, а с их стороны
– равнодушное отношение к
учителю. Модель дифференцированного
внимания («Локатор») основывается на
избирательных отношениях с учеником.
Учитель настроен не на весь состав
аудитории, а только на часть, допустим,
на талантливых или, наоборот, слабых,
по которым ориентируется в
Модель гипорефлексная («Тетерев») состоит в том, что учитель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью состоит из монолога. Разговаривая, он слышит только самого себя и совсем не реагирует на слушателей.
Следствие: почти отсутствует контакт между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего появляется поле психологического вакуума.
Модель гиперрефлексная («Гамлет») – обрат-на по психологической канве предыдущей. Преподавателя заботит не столько содержательная сторона взаимодействия, сколько то, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретают доминирующее значение для него.
Следствие: обостренная социально-
80. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Этапы педагогического общения:
1) прогностический:
2) начальный период общения: организация прямого общения с аудиторией, группой;
3) управление общением
в развивающиеся
4) анализ имеющейся системы
общения и моделирование
Первый этап. Во время моделирования
общения происходит планирование коммуникативной
структуры дальнейшей деятельности,
соответственно: а) педагогическим целям
и задачам; б) общей педагогической
и нравственно-психологической
Все это вместе является опережающей
стадией педагогического
Второй этап. Это начало
общения, организация прямого
Важными элементами данного этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и строения предстоящего общения;
в) реализация изначальной стадии непосредственного общения.
Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность учителя и учащихся.
Таким образом, кроме дидактических и методических требований к лекции, есть ряд социально-психологических требований к ней. Представим важнейшие из них.
1. Установление психологического
контакта с классом для
2. Разработка психологически обоснованной партитуры урока, т. е. применение элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т. п., установление логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала.
3. Создание с помощью
системы психологических
4. Управление познавательной деятельностью учащихся.
5. Сочетание делового и
личностного аспектов, которые обеспечивают
не только информационный
6. Целостная, педагогически
целесообразная система
Четвертый этап. Преподаватель изучает применяемую им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе.
81. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность
осуществления учебной
2) разлад, отчужденность, непонимание и неспособность предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение необходимого
результата общения и взаимодействия
связано с накоплением и
Можно определить несколько основных стилей руководства учащимися:
– автократический (самовластный
стиль руководства), при котором
учитель осуществляет единоличное
управление учащимися, не дает им высказывать
свои взгляды и критические
– авторитарный (властный стиль
руководства), который допускает
возможность для студентов
– демократический стиль, при котором учитель внимателен и учитывает мнения учеников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;
– игнорирующий стиль, при
котором учитель стремится как
можно меньше вмешиваться в
– попустительский, конформный стиль, который проявляется тогда, когда учитель устраняется от руководства учениками либо идет на поводу их желаний;
– непоследовательный, алогичный
стиль – учитель в зависимости
от внешних обстоятельств и
Важным фактором, который определяет эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Установка представляет собой готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего представляются абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи определяют чаще всего два типа доминирующих установок учителей по отношению к ученикам: позитивную и негативную.
82. КОММУНИКАТИВНЫЕ
Установлению наилучшего педагогического общения на занятиях способствует использование таких коммуникативных приемов:
– методы профилактики и
снятия блокирующих коммуникативных
аффектов (коммуникативной
– создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями;
– одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
– одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам;
– поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;
– создание щадящих условий
при ответе учеников с ярко выраженной
коммуникативной
– предотвращение действий со стороны отдельных учеников, которые подавляют творческую активность товарищей на занятии.
Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:
– оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний;
– пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
– обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
– положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с учителем;
– демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
– оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
– предоставление ученикам
возможности сориентироваться в
ситуации, «собраться с мыслями». Приемы
инициирования встречной
– непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
– мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу;
– критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним;
– «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).
Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.
В настоящее время нужно
произвести переход от информационно-объяснительного
обучения учеников к деятельному, развивающему.
Важными становятся не только усвоенные
в школе знания, но и способы
усвоения, мышления и учебной работы,
развитие познавательных сил и творческого
потенциала учеников. А это может
произойти только при условии
демократичности методов
Развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».
83. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Немыслимо представить себе
любую форму образования или
воспитания, не учитывая при этом педагогическое
взаимодействие. Таким образом, очень
немаловажно рассмотреть