Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
«Фундаментальное естественно-
Если в 60-80-е гг. использовалась формула образования: «Знать все о немногом и немного обо всем», то в 90-е гг. появилась новая формула: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность».
Познать сущность, самую суть из большинства дисциплин и обилия информации в любой дисциплине является целью современного ученика.
При сущностном подходе необходим синтез естественных, гуманитарных и технических наук.
Сущностный подход представляет собой системный, синергетический подход («синергия» (греч.) – содружественная, совместная работа двух или нескольких органов в одном и том же направлении), который означает, что все учителя должны действовать в одном направлении развития способностей учеников на основе образования сущностных системных знаний с учреждением межпредметных связей и целостных представлений.
Акмеологический подход тесно
объединен с сущностным подходом
при осуществлении
Предмет акмеологии представляет собой творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения человеком деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации.
Задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, которые дают возможность его успешной самореализации в разных сферах деятельности, в том числе в избранной профессии. «Акме» – вершина профессионализма, представляет собой стабильность высоких результатов работы, далее – надежность. Работать профессионально – означает не иметь срывов, грубых ошибок, промахов.
88. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей работы учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование представляется функцией каждого учителя не менее значимой, чем организационная функция, коммуникационная или гностическая (выбор содержания, методов и средств взаимодействия с учениками).
Педагогическое проектирование
заключается в том, что образуется
предположительный вариант
Объекты педагогического проектирования
1. Педагогическая ситуация.
2. Педагогический процесс.
3. Педагогическая система.
Педагогическая ситуация является объектом проектирования. Она всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него – и в педагогической системе (например, предстоящий разговор с учеником, родителями, коллегами). Педагогическая ситуация является составной частью педагогического процесса. Она характеризует его состояние в определенное время; она всегда конкретна. Педагогические ситуации или появляются, или создаются на уроке, экзамене, экскурсии и сразу же должны разрешиться. Строение педагогических ситуаций всегда просто. В ней находятся два или несколько субъектов деятельности и способы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуация проста, в действительности в ней всегда клубок внутренней энергии, эмоций. Сложность клубка зависит от уровня внутренней и духовной культуры людей и их воспитанности. Педагогические ситуации могут появиться стихийно или заранее планироваться. В каждом случае они должны разрешаться обдуманно.
Проектирование
Проектирование
– моделирование;
– собственно проектирование;
– конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) является разработкой целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) заключается в дальнейшей разработке созданной модели и доведении ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) является дальнейшей детализацией созданного проекта, приближающей его для применения в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Можно дать краткую характеристику
этапам педагогического
Поставленная цель вынуждает задуматься о том, где и когда воспитываемые у учеников качества будут востребованы, в каких условиях и как осуществлены. Данная цель рождает идеи о путях ее реализации в конкретных условиях урока. Устанавливаются некоторые теоретические основы формирования технического мышления: теория поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики.
89. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Рассмотрим сначала основные дидактические требования, предъявляемые к современному уроку:
– отчетливое формулирование образовательных задач в целом и их элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Установление места в общей системе уроков;
– установление оптимального
содержания урока в соответствии
с требованием учебной
– прогнозирование уровня усвоения учениками научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на различных его этапах;
– выбор самых рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и проверки, оптимального их воздействия на любом этапе урока, выбор, который обеспечивает познавательную активность, сочетание разных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
– осуществление на уроке всех дидактических принципов;
– сотворение условий успешного учения учащихся. Очень важными являются и психологические требования к уроку.
Психологические цели включают в себя:
1) проектирование развития
учеников в изучении
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и итогов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение некоторых
средств психолого-
Стиль урока имеет такие составные моменты: 1)определение содержания и структуры урока по принципам развивающего обучения:
– соотношение нагрузки на память учеников и их мышление;
– установление объема воспроизводящей и творческой деятельности учеников;
– планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;
– выполнение учителем и
учениками проблемно-
– учет контроля, анализа и оценки деятельности учеников, которые осуществляются учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
– соотношение побуждения учеников к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
– подготовка к уроку и основное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее реализации;
– рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
– педагогический такт (случаи проявления);
– психологический климат на уроках (установление атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся представляет собой:
1) определение мер для
предоставления условий
2) организация работы мышления и воображения учеников при формировании новых знаний и умений;
3) закрепление результатов работы.
90. ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Прием воспитания является составной частью метода. Это только звено воспитательного процесса, одноактное действие. Так например, метод поощрения состоит из таких приемов: одобрение, похвала, благодарность, награда. В состав метода убеждения входят внушение, разъяснение, беседа. Метод наказания включает такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.
Приемом педагогического
воздействия называют способ организации
определенной педагогической ситуации,
когда на основе имеющихся закономерностей
у учеников появляются новые мысли
и чувства, которые побуждают
их к положительным поступкам
и преодолению своих
1. Приемы, которые корректируют
поведение, воодушевляют
2. Приемы, которые помогают
исправить поведение,
Формами воспитания принято
называть способы организации
При коллективном планировании, подготовке и проведении мероприятий появляется обстановка сотворчества, что содействует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие осуществляется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с любым из учеников, учебным коллективом в целом, которое направлено на решение определенных воспитательных задач.
В литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы не существует. Самой распространенной является классификация организационных форм воспитания по тому, как организованы учащиеся: массовая формы (участие всего класса), кружковая, групповая, индивидуальная.