Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка
ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"
Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность
1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой
существо общественное. Его счастье
или несчастье определяется не только
его личным благополучием, но тем, насколько
счастливы или несчастливы
Но гуманная цель педагогической
деятельности очень часто оборачивается
в реальной педагогической практике
своей противоположностью, когда
учитель, который направлен на будущее
ребенка, забывает о его настоящем
и считает, что можно использовать
любые средства, которые позволяют
добиться определенной цели. У ребенка,
направленного в будущее, есть и
свои актуальные, сиюминутные потребности.
А. Маслоу, который является одним
из основоположников гуманистического
направления в педагогике и психологии,
считал, что к актуальным, базовым
потребностям человека, кроме физиологических
относятся: потребность в безопасности,
потребность в принадлежности и
любви, потребность в признании,
потребность в
Гуманистическая природа
педагогического труда
Гуманистический потенциал педагогической деятельности состоит и в создании возможностей для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его базовых потребностей. К основным характеристикам каждой профессиональной деятельности, которые влияют на выбор профессии, относятся:
– содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности;
– общественная значимость труда, которая определяется его результатами и последствиями;
– общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии;
– режим и условия труда: социально-экономические;
– морально-психологические и т. д.
Трудно найти профессию, которая удовлетворяет всем требованиям человека, поэтому чаще всего ему нужно определять свои приоритеты.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Педагогическое творчество
состоит в многообразных формах
и способах творческой самореализации
личности и может раскрыться как
процесс развертывания и
В педагогическом труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность приближена к художественной не только своей созидательной сущностью, но и творческими процессами, в которые вовлечен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма».
Конечно же творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности каждой профессиональной деятельности, но именно в педагогике они необходимы, без них эта деятельность не может осуществляться полноценно.
При этом нужно понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не приводит к креативному отношению человека к миру и к самому себе, ценностному по своей сути. Например, это отношение является условием творческой деятельности.
Самореализация педагога
может происходить двумя
Труд только тогда будет
по-настоящему творческим, когда в
отношении к нему складываются заинтересованность,
увлеченность трудом и чувство долга,
ответственности перед
Творческий характер педагогической
деятельности образует предпосылки
для удовлетворения морально-психологической
потребности учителя в
3. СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ
Смысл и значение профессиональной
деятельности для человека очень
зависит от ее общественной значимости,т.
е. от того, насколько она востребована
в обществе и что дает для него.
Педагогическая деятельность должна выполнять
важнейшую созидательную
Конечно, деятельность учителя
социально обусловлена, ее успешность
определяется не только самим учителем,
но и уровнем социально-
Гражданская позиция учителя
заключается в предпосылке
Реализация учителем своей высокой социальной миссии неосуществима без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он должен выполнять. Независимо от специфики труда любого из представителей педагогической профессии основная суть и функции их деятельности заключается в образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.
Образование представляет собой процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, которое осуществляется приобщением ее к культуре. Происхождение этого понятия восходит к слову «образ». Первоначальный смысл образования состоит в формировании человеком в собственном сознании не только образа мира, но и своего собственного образа Я, возрастание к лучшему, высшему в себе.
Воспитание является многозначным
понятием. В наиболее широком смысле
его используют для обозначения
целенаправленного
Обучение считается одним из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика состоит в совместной деятельности обучающего и обучающегося. Эта деятельность направлена на образование личности через организацию усвоения ею системы знаний, способов деятельности, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
При осуществлении воспитания
и обучения подрастающего поколения
учитель выполняет важнейшую
функцию образования как
Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих: социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) – осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал. Все это осуществляет не столько адаптацию личности к социальнымусловиям, но и готовность к их преобразованию.
Учитель должен всегда иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация человека в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится основным механизмом социализации в настоящий момент.
Учитель должен помочь молодому человеку самоопределиться в существующем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обретении смысла своей жизни и учебной деятельности, которая является для него ведущей, произведении профессионального выбора и самоопределения.
Необходимость социализации
человека устанавливает определенные
требования к построению наставником
своей педагогической деятельности,
которая должна не останавливаться
на научении, а обеспечивать моделирование
и воспроизводство в учебно-
Одной из значительных частей социализации в ранней юности становится профессионализация личности, которая заключается в подготовке ее к осознанному выбору профессии и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ.
Осуществление данной функции
связано с направленностью
– развития смысложизненных установок учащихся, осознания ими своего призвания, возможностей;
– помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;
– обнаружения познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений школьников;
– обеспечения необходимого уровня их подготовки в областях знаний, находящихся в основе выбранной профессии;
– вырабатывания готовности
к самоопределению в системе
межличностных и деловых
– развития организаторских способностей, вырабатывания готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. То есть успешность социализации и профессионализации определяется ориентацией педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА
Педагогическая деятельность
представляет собой сложноорганизованную
систему различных видов
Системный подход в педагогике
представляет собой один из способов
построения педагогической деятельности
как целостного процесса, который
обеспечивает эффективное взаимодействие
всех его составляющих. Под системой
чаще всего понимается объект, многоуровневое
образование, которое состоит из
большого числа элементов, находящихся
в отношениях и связях друг с другом
и дающих целостность. Сложнейшую многоуровневую
систему представляет собой сам
человек. Конечно, процесс его образования
сложный, многоаспектный и многофакторный.
Его стоит строить как систему.
Понятие «педагогическая