Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

федерации) и муниципальный (города, районы).

Государственная система воспитания включает в себя несколько

элементов:

Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура,

оборудование, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные,

внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов

и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых  для реализации

функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном,

региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной

воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы

различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры,

социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (добровольцы,

общественники); воспитуемые различного возраста, половой

и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении

организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на

позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые  государственной

системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической,

экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием  на федеральном, региональном

и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная

система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате чего

воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают

стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном,

региональном или муниципальном уровне) и создают

необходимую для ее реализации инфраструктуру (совокупность организаций,

обеспечивающих организационно, материально, содержательно

и методически процесс социального и коррекционного

воспитания). Другой функцией органов управления является обеспечение

системы воспитания необходимыми средствами и кадрами

(их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор и работа с

кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать

определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания;

изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Эффективность государственной системы воспитания во многом

зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле

воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.

 

21) Пути актуализации  содержания жизнидеятельности.

Актуализация воспитательных возможностей содержания жизнедеятельности

происходит в том случае, если руководители, слектива,

как минимум, интерес к содержанию

жизнедеятельности, желание активно взаимодействовать

с товарищами, а с другой - делают

это содержание настолько субъективно

значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других,

отношения к себе, с собой, к миру и с миром. Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент

на том, что может стать субъективно значимым для конкретных

коллективов и микрогрупп в силу возрастных особенностей их

членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого

периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности

может стать значимым, если он ощущает возможность

решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач

и проблем (самоосознания, удовлетворения интересов, нахождения

благоприятной позиции среди окружающих и многое другое),

а также в определенной мере удовлетворения своих потребностей.

И для коллектива, и для его членов в отдельности привлекательность

жизнедеятельности связана с формами ее организации

(например, с тем, насколько эти  формы учитывают возрастные

особенности стиля жизни и тенденции моды).

Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зависит

и от того, насколько оно имеет социально ориентирующий характер.

Имеется в виду то, насколько оно расширяет видение мира

членами коллектива, способствует познанию ими различных сторон

социальной действительности, человеческих отношений в их

многообразии, а главное - помогает определить собственную позицию

в мире. Это становится реальным, во-первых, если содержание

субъективно значимо, во-вторых, информационно насыщено,

в-третьих, позволяет реализовать и развивать креативность

членам коллектива.

Актуализация содержания жизнедеятельности становится эффективной,

если оно предполагает и стимулирует в той или иной мере

(в зависимости от сферы и  конкретной ситуации) самодеятельность

членов коллектива. В связи с этим полезно, организуя жизнедеятельность

коллектива и воспитательной организации, знать, учитывать

и использовать особенности микрогрупп, их направленность,

интересы, знания, умения и т.д.

Важным условием актуализации жизнедеятельности коллективов

и организаций можно считать необходимость периодического

усложнения ее содержания и форм организации. Это связано с тем,

что в любой сфере жизнедеятельности со временем возникает противоречие

между ее содержанием и формами организации, с одной

стороны, и уровнем развития членов коллектива - с другой (меняется

их возраст, накапливается индивидуальный и групповой социальной

опыт, меняется социальная ситуация и т.д.). Одним из

продуктивных способов преодоления этого противоречия и являются

обогащение и усложнение содержания тех или иных сфер

жизнедеятельности и изменение форм ее организации. В связи с

этим особую роль приобретает реализация дифференцированного

подхода в процессе организации жизнедеятельности коллективов

в воспитательных организациях.

 

22) Личностный  подход в соц воспитании

 

 

23) Возрастной  и индивидуальный подходы в  жизнидеятельности воспитательной  организации.

Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное

создание условий для развития человека с учетом и использованиемособенностей и возможностей каждой возрастной

группы, а также социально-психологических

особенностей групп и коллективовобусловленных их половозрастным составом.

Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться

так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных

задач. (Кроме того, в русле индивидуального подхода на

базе возрастного должна оказываться помощь в их решении конкретному

человеку.)

Для решения естественно-культурных задач в рамках возрастного

подхода необходимо разрабатывать оптимальный режим

кормления и ухода за человеком на каждом возрастном этапе; систему

физического и сенсомоторного развития, мер компенсации и

реабилитации дефицитов и дефектов процесса созревания и развития

отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках

индивидуального подхода); стимулировать осознание ценности

здоровья, активного отношения человека к своему физическому

развитию; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном

этапе, позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные эталоны женственности и мужественности, адекватное

восприятие человеческой сексуальности, учитывая этнокультурные

традиции.

Роль воспитательных организаций наиболее велика в решении

социально-культурных задач, ибо фактически общество и государство

требуют от системы социального воспитания в первую

очередь и главным образом формирования гражданина, отвечающего

социальному и государственному заказам, т. е. человека -

семьянина, труженика, потребителя и т.д. Выполняя эти заказы, в

рамках возрастного подхода определяются знания, умения, навыки,

ценности и нормы, необходимые для решения социально-культурных

задач на каждом возрастном этапе, разрабатываются формы

и методы приобщения к ним, формирования отношений личности

к себе и с собой, к миру и с миром в процессе организации жизнедеятельности

различных воспитательных организаций.

Помощь личности в решении социально-психологических задач

может быть оказана, если в соответствии с ее возрастными возможностями

и особенностями педагоги целенаправленно развивают

рефлексию и саморегуляцию личности, создают условия для адекватного

самопознания и стимулируют его, а также личностно

значимые и социально приемлемые способы самореализации.

Учитывая сензитивные периоды человека, необходимо учить его

ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и личностным

ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением

временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать

навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления

конфликтов.

Индивидуальный подход в социальном воспитании - учет индивидуальных

особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы,

уровень притязаний и др.) уровне.

Индивидуальный подход может применяться

для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей

поведения и свойств конкретного человека. Классическими

примерами индивидуального подхода можно считать задания,

соответствующие возможностям, интересам и способностям

человека; создание ситуаций, помогающих развить его индивидуальные

свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего

рода ≪джентльменского≫ соглашения с окружающими воспи-

туемого людьми об определенных способах реагирования на его

поведение в целях развития или коррекции конкретных индивидуальных

проявлений и т.п.

Индивидуальный подход - эффективный способ помощи человеку,

ибо любое воспитательное воздействие преломляется через

его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе

необходим каждому человеку - как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и благополучному. Это связано с тем,

что он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность,

научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно

оценивать собственные сильные и корректировать слабые

стороны.

 

 

24) Диффенциированный  и гендерные подходы

Дифференцированный подход в социальном воспитании^ - один из

способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения,

решения пеоагогических забач с учетом

социально-психологических особенностей воспитанников.

Он осуществляется во взаимодействии с

группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные

единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа

и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя

группы, к которым он относит людей одного возраста, пола,

имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень

подготовленности к определенной деятельности и пр. Отнесение к

той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на

основе имплицитных представлений руководителя о личностных

особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.

В процессе дифференцированного подхода руководитель изучает,

анализирует и классифицирует различные качества личности

и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные

для определенной группы членов коллектива, и на этой

основе определяет стратегию своего взаимодействия с этой группой

и конкретные задачи и цели воспитания, формы включения ее

в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Необходимое условие применения дифференцированного подхода

- изучение деловых и межличностных  отношений в коллективе,

так как они во многом определяют как характер и особенности

проявления личности, так и состав и особенности реально

существующих в коллективе групп.

В свою очередь, дифференцированный подход дает возможность

воздействовать на отношения: между личностью и группой,

группой и коллективом; между группами; отдельными личностями

в группе и в коллективе.

Реализации дифференцированного подхода способствует создание

временных творческих групп; делегирование какой-либо группе

права представлять коллектив за его пределами; создание специальных

педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства

того или иного члена коллектива, которые плохо знают окружающие;

организация групповых игр, конкурсов и соревнований.

Естественное стремление людей к объединению в группы может

развалить коллектив, если не применять дифференцированный

подход, т. е. если не включать группы с разной направленностью

интересов, разными отношениями к коллективу, разными умениями

и пр. в общую жизнедеятельность так, чтобы успех ее зависел

от сотрудничества групп, их взаимопомощи и взаимопонимания.

В этом отношении эффективны повышение в коллективе авторитета каждой из групп как наиболее компетентной в определенной

области знаний или практических умений и т. п.; расширение диапазона

деятельности каждой группы; создание атмосферы общей

заинтересованности успехами каждой из них; организация дел, рассчитанных

на расширение круга интересов каждой группы; иногда

- введение лидеров групп в  органы самоуправления.

Дифференцированный подход в масштабах воспитательной

организации связан с учетом возрастной и половой принадлежности

воспитуемых, требующим знания задач каждого возраста и

особенностей развития человека на том или ином этапе его жизни;

влияния возраста и пола на поведение и мироощущение, интересы

и предпочтения человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"