Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
федерации) и муниципальный (города, районы).
Государственная система воспитания включает в себя несколько
элементов:
Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура,
оборудование, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные,
внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов
и пр.).
3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации
функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном,
региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной
воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы
различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры,
социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (добровольцы,
общественники); воспитуемые различного возраста, половой
и социально-культурной принадлежности.
4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении
организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на
позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).
5. Определенные ценности, культивируемые государственной
системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической,
экономической и идеологической систем общества.
6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная
система воспитания функционирует и развивается.
Органы управления реализуют ряд функций, в результате чего
воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают
стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном,
региональном или муниципальном уровне) и создают
необходимую для ее реализации инфраструктуру (совокупность организаций,
обеспечивающих организационно, материально, содержательно
и методически процесс социального и коррекционного
воспитания). Другой функцией органов управления является обеспечение
системы воспитания необходимыми средствами и кадрами
(их подготовка и
кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать
определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания;
изучение тенденций и выявление проблем ее развития.
Эффективность государственной системы воспитания во многом
зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле
воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.
21) Пути актуализации содержания жизнидеятельности.
Актуализация воспитательных возможностей содержания жизнедеятельности
происходит в том случае, если руководители, слектива,
как минимум, интерес к содержанию
жизнедеятельности, желание активно взаимодействовать
с товарищами, а с другой - делают
это содержание настолько субъективно
значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других,
отношения к себе, с собой, к миру и с миром. Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент
на том, что может стать субъективно значимым для конкретных
коллективов и микрогрупп в силу возрастных особенностей их
членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого
периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности
может стать значимым, если он ощущает возможность
решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач
и проблем (самоосознания, удовлетворения интересов, нахождения
благоприятной позиции среди окружающих и многое другое),
а также в определенной мере удовлетворения своих потребностей.
И для коллектива, и для его членов в отдельности привлекательность
жизнедеятельности связана с формами ее организации
(например, с тем, насколько эти формы учитывают возрастные
особенности стиля жизни и тенденции моды).
Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зависит
и от того, насколько оно имеет социально ориентирующий характер.
Имеется в виду то, насколько оно расширяет видение мира
членами коллектива, способствует познанию ими различных сторон
социальной действительности, человеческих отношений в их
многообразии, а главное - помогает определить собственную позицию
в мире. Это становится реальным, во-первых, если содержание
субъективно значимо, во-вторых, информационно насыщено,
в-третьих, позволяет реализовать и развивать креативность
членам коллектива.
Актуализация содержания жизнедеятельности становится эффективной,
если оно предполагает и стимулирует в той или иной мере
(в зависимости от сферы и конкретной ситуации) самодеятельность
членов коллектива. В связи с этим полезно, организуя жизнедеятельность
коллектива и воспитательной организации, знать, учитывать
и использовать особенности микрогрупп, их направленность,
интересы, знания, умения и т.д.
Важным условием актуализации жизнедеятельности коллективов
и организаций можно считать необходимость периодического
усложнения ее содержания и форм организации. Это связано с тем,
что в любой сфере жизнедеятельности со временем возникает противоречие
между ее содержанием и формами организации, с одной
стороны, и уровнем развития членов коллектива - с другой (меняется
их возраст, накапливается индивидуальный и групповой социальной
опыт, меняется социальная ситуация и т.д.). Одним из
продуктивных способов преодоления этого противоречия и являются
обогащение и усложнение содержания тех или иных сфер
жизнедеятельности и изменение форм ее организации. В связи с
этим особую роль приобретает реализация дифференцированного
подхода в процессе организации жизнедеятельности коллективов
в воспитательных организациях.
22) Личностный подход в соц воспитании
23) Возрастной
и индивидуальный подходы в
жизнидеятельности
Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное
создание условий для развития человека с учетом и использованиемособенностей и возможностей каждой возрастной
группы, а также социально-психологических
особенностей групп и коллективовобусловленных их половозрастным составом.
Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться
так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных
задач. (Кроме того, в русле индивидуального подхода на
базе возрастного должна оказываться помощь в их решении конкретному
человеку.)
Для решения естественно-культурных задач в рамках возрастного
подхода необходимо разрабатывать оптимальный режим
кормления и ухода за человеком на каждом возрастном этапе; систему
физического и сенсомоторного развития, мер компенсации и
реабилитации дефицитов и дефектов процесса созревания и развития
отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках
индивидуального подхода); стимулировать осознание ценности
здоровья, активного отношения человека к своему физическому
развитию; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном
этапе, позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные эталоны женственности и мужественности, адекватное
восприятие человеческой сексуальности, учитывая этнокультурные
традиции.
Роль воспитательных организаций наиболее велика в решении
социально-культурных задач, ибо фактически общество и государство
требуют от системы социального воспитания в первую
очередь и главным образом формирования гражданина, отвечающего
социальному и государственному заказам, т. е. человека -
семьянина, труженика, потребителя и т.д. Выполняя эти заказы, в
рамках возрастного подхода определяются знания, умения, навыки,
ценности и нормы, необходимые для решения социально-культурных
задач на каждом возрастном этапе, разрабатываются формы
и методы приобщения к ним, формирования отношений личности
к себе и с собой, к миру и с миром в процессе организации жизнедеятельности
различных воспитательных организаций.
Помощь личности в решении социально-психологических задач
может быть оказана, если в соответствии с ее возрастными возможностями
и особенностями педагоги целенаправленно развивают
рефлексию и саморегуляцию личности, создают условия для адекватного
самопознания и стимулируют его, а также личностно
значимые и социально приемлемые способы самореализации.
Учитывая сензитивные периоды человека, необходимо учить его
ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и личностным
ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением
временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать
навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления
конфликтов.
Индивидуальный подход в социальном воспитании - учет индивидуальных
особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы,
уровень притязаний и др.) уровне.
Индивидуальный подход может применяться
для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей
поведения и свойств конкретного человека. Классическими
примерами индивидуального подхода можно считать задания,
соответствующие возможностям, интересам и способностям
человека; создание ситуаций, помогающих развить его индивидуальные
свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего
рода ≪джентльменского≫ соглашения с окружающими воспи-
туемого людьми об определенных способах реагирования на его
поведение в целях развития или коррекции конкретных индивидуальных
проявлений и т.п.
Индивидуальный подход - эффективный способ помощи человеку,
ибо любое воспитательное воздействие преломляется через
его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе
необходим каждому человеку - как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и благополучному. Это связано с тем,
что он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность,
научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно
оценивать собственные сильные и корректировать слабые
стороны.
24) Диффенциированный и гендерные подходы
Дифференцированный подход в социальном воспитании^ - один из
способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения,
решения пеоагогических забач с учетом
социально-психологических особенностей воспитанников.
Он осуществляется во взаимодействии с
группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные
единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа
и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя
группы, к которым он относит людей одного возраста, пола,
имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень
подготовленности к определенной деятельности и пр. Отнесение к
той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на
основе имплицитных представлений руководителя о личностных
особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.
В процессе дифференцированного подхода руководитель изучает,
анализирует и классифицирует различные качества личности
и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные
для определенной группы членов коллектива, и на этой
основе определяет стратегию своего взаимодействия с этой группой
и конкретные задачи и цели воспитания, формы включения ее
в общую жизнедеятельность и взаимодействие.
Необходимое условие применения дифференцированного подхода
- изучение деловых и
так как они во многом определяют как характер и особенности
проявления личности, так и состав и особенности реально
существующих в коллективе групп.
В свою очередь, дифференцированный подход дает возможность
воздействовать на отношения: между личностью и группой,
группой и коллективом; между группами; отдельными личностями
в группе и в коллективе.
Реализации дифференцированного подхода способствует создание
временных творческих групп; делегирование какой-либо группе
права представлять коллектив за его пределами; создание специальных
педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства
того или иного члена коллектива, которые плохо знают окружающие;
организация групповых игр, конкурсов и соревнований.
Естественное стремление людей к объединению в группы может
развалить коллектив, если не применять дифференцированный
подход, т. е. если не включать группы с разной направленностью
интересов, разными отношениями к коллективу, разными умениями
и пр. в общую жизнедеятельность так, чтобы успех ее зависел
от сотрудничества групп, их взаимопомощи и взаимопонимания.
В этом отношении эффективны повышение в коллективе авторитета каждой из групп как наиболее компетентной в определенной
области знаний или практических умений и т. п.; расширение диапазона
деятельности каждой группы; создание атмосферы общей
заинтересованности успехами каждой из них; организация дел, рассчитанных
на расширение круга интересов каждой группы; иногда
- введение лидеров групп в органы самоуправления.
Дифференцированный подход в масштабах воспитательной
организации связан с учетом возрастной и половой принадлежности
воспитуемых, требующим знания задач каждого возраста и
особенностей развития человека на том или ином этапе его жизни;
влияния возраста и пола на поведение и мироощущение, интересы
и предпочтения человека.