Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - определить условия, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективным.
Анализ состояния данной проблемы в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования: для наиболее эффективного усвоения темы «симметрия» в начальном курсе математики необходимо соблюдать следующие дидактические условия:
-использование наглядности;
-систематичность в изучении данной темы.
И, исходя из этого, определим задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения.
Выявить особенности изучения геометрического материала у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать методические подходы к изучению темы «Симметрия» по различным программам.
Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СИММЕТРИЯ»……………………………………………………….7
Симметрия как математическое понятие……………………….………..7
Наглядно-практический метод как педагогическое понятие………….11
Целесообразность использования наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия»…………………………………18
Выводы по главе………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..23
Методика Изучения темы «Симметрия» по программам: В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон……………………………23
Методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения симметрии в начальном курсе математики………………………………………………………………..34
Эксперимент………………………………………………………………45
Выводы по главе………………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
Ряд современных исследователей
считают, что причины, объясняющие,
почему у одних детей развита
познавательная активность, а у других
- нет, следует искать, прежде всего,
в самом начале организованного
школьного обучения, так как именно
в то время допускаются просчеты,
следствием которых является слабое
развитие познавательной мотивации. Для
решения данной проблемы выделяют различные
пути и средства, одним из способов
развития познавательной активности является
применение наглядно-практических методов
обучения, что объясняется возрастными
особенностями младших
1.3. Целесообразность
использования наглядно-
Принимая во внимание, результаты исследования Л. М. Фридман и В. А. Крутецкого, направленные на изучение психолого-педагогических проблем в обучении, и которые свидетельствуют о том, что у учащихся начальной школы преобладает непроизвольное внимание, что однообразная работа быстро утомляет ребёнка, необходима смена видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Обучение ученика в начальной школе должно быть интересным, радостным, но и в тоже время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминание словесного материала. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.
При этом необходимо иметь ввиду последние исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное отвлекают внимание детей.
Наглядные методы, включают в себя демонстрации, иллюстрации и т.д., а практические методы состоят из лабораторных работ, опытов, трудовых действий и т. д. [19,51]
Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлечь детей. [44]
Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от практических. При использовании наглядно - практического метода ученик приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учить воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности. [36,55]
Практика использования наглядно - практического метода при изучении темы « Симметрия» в начальной школе показала:
При определённых условиях наглядно – практический метод не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования этого метода в учебном процессе достигается при определённых условиях и зависит от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном процессе различных источников информации. [13, 44, 47]
Использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий эффективно, так, как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия.
Хочется отметить, что данный метод позволяет во время изучения темы «Симметрия» на уроке создавать, изменять разные ситуации. Для этого используются наборы иллюстративных материалов, чертежей и записей.
В связи с различными дидактическими
функциями и возможностями
Совершенно очевидно, что рациональное педагогическое обоснованное применение наглядно – практического метода обучения способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создаёт благоприятные условия, для повышения его теоретического уровня.
Итак, мы выяснили, что глобальность понятия симметрии объясняется тем, что в иерархической лестнице познания симметрия представляет самую высокую ступень, характеризующуюся наибольшей степенью обобщения.
Наглядность особенно важная
в обучении математике ввиду того,
что здесь требуется достижение
более высокой ступени
Было установлено, что первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Установлено, что наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий является оправданным, так как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия, способствуют успешному усвоению учебного материала.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методика изучения темы «Симметрия» по программам:
Н. В. Рудницкой, Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон
В связи с демократизацией общества, тенденцией к гуманизации школьного образования, ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы учащихся целью образования ставится развитие личности. Достижение этой цели приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Из проблемы педагогической она перерастает в методическую, что обусловливает повышенное внимание со стороны ученых педагогов, методистов и психологов к вопросам содержания учебных предметов и методам обучения. Одним из аспектов развития личности является математическое развитие, которое предполагает формирование у ребенка приемов мыслительной и учебной деятельности.
Курс математики включает в себя не только арифметический, но и геометрический материал, который обеспечивает условия для систематического развития у детей внимания, воображения, памяти, мышления.
Исходя из предмета исследования, в методической части работы рассмотрим методические подходы к изучению симметрии в курсе математики начальных классов» по трём программам: Натальи Борисовны Истоминой, Виктории Наумовны Рудницкой и Людмилы Георгиевны Петерсон.
Программа Л.Г. Петерсон ориентирована на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Открытый характер предложенного
системно-деятельностного
Суть заданий, предлагаемых Л.Г. Петерсон, заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения математического образования в основной школе и умение учиться в целом.
Предлагаемая программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиций общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса - обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира.
Особенностью изучения геометрических понятий в программе Л.Г. Петерсон – их раннее введение на основе построенной многоуровневой системы математических понятий. Тема «Преобразование фигур. Симметрия.» в данной программе изучается в 3 классе и ей отводится 4 урока (Уроки 14-17 в соответствии с программой), что соответствует 4 академическим часам. Согласно данной темы программа предусматривает следующие задачи:
- сформировать навык построения симметричных точек, отрезков на клетчатой бумаге с помощью специальных инструментов (линейки, угольника, циркуля);
- уметь строить фигуры, симметричные относительно прямой;
- учить находить и строить линию симметрии в симметричных фигурах.
Реализация задач достигается следующим содержанием программы:
- симметрия (построение симметричных фигур);
- симметричные фигуры (симметрия на клетчатой бумаге).
В заданиях, предложенных Л.Г. Петерсон, предусмотрено использование наглядно-практических и объяснительно-иллюстративных методов и приемов.
Рассмотрим более подробно содержание уроков по данной теме, в соответствии с программой Л.Г. Петерсон.
На уроках, посвященных теме «Преобразование фигур. Симметрия» (в соответствии с программой это уроки 14-17) происходит знакомство с некоторыми преобразованиями фигур на плоскости (параллельный перенос, симметрия).
С преобразованием фигур на плоскости учащиеся уже встречались раньше при рассмотрении равенства фигур, в задачах на построение симметричных фигур и др. Однако сам термин «преобразование фигур» не вводился. На данных уроках учащиеся выполняют практические действия с фигурами на клетчатой бумаге, в процессе которых их представления о преобразовании фигур уточняются.
Понятие «преобразование фигур» можно пояснить как перемещение фигур на плоскости, их перенос. Учащимися рассматривается перенос фигур на данное число клеток вверх, вниз, направо и налево (параллельный перенос).
Проблема урока связана с «открытием» свойств этого преобразования, которые позволят строить изображения фигур при их параллельном переносе, а именно: