Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - определить условия, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективным.
Анализ состояния данной проблемы в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования: для наиболее эффективного усвоения темы «симметрия» в начальном курсе математики необходимо соблюдать следующие дидактические условия:
-использование наглядности;
-систематичность в изучении данной темы.
И, исходя из этого, определим задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения.
Выявить особенности изучения геометрического материала у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать методические подходы к изучению темы «Симметрия» по различным программам.
Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СИММЕТРИЯ»……………………………………………………….7
Симметрия как математическое понятие……………………….………..7
Наглядно-практический метод как педагогическое понятие………….11
Целесообразность использования наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия»…………………………………18
Выводы по главе………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..23
Методика Изучения темы «Симметрия» по программам: В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон……………………………23
Методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения симметрии в начальном курсе математики………………………………………………………………..34
Эксперимент………………………………………………………………45
Выводы по главе………………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
Подготовительный этап.
Задание 1.
Цель задания: подготовить учащихся к знакомству с симметричными фигурами, используя зеркало.
«На рисунке изображены «половинки» букв. Мысленно представьте себе недостающие половинки. Назовите их. Затем проверьте себя с помощью зеркала».
Этап введения.
Задание 1.
Цель задания: познакомить учащихся с осью симметрии.
«Выложи квадраты относительно оси симметрии».
Этап закрепления.
Задание 1.
Цель задания: закрепить полученные знания, связанные с симметричными фигурами и понятием ось симметрии.
«Найди ось симметрии пары симметричных отрезков, пары симметричных концов отрезков, оси симметрии фигуры».
Этап закрепления.
Задание 1.
Цель задания: закрепить знания, полученные в 1-ом классе по теме «Симметрия».
«Проверь, действительно ли звезда имеет пять осей симметрии, а квадрат четыре?»
Подготовительный этап.
Задание 1.
Цель задания: подготовить учащихся к знакомству с симметрией на клетчатой бумаге.
«Рядом с нарисованной точкой поставим прямоугольное зеркальце ребром на ось симметрии. Это и будет точка симметричная данной. Пересчитав клеточки убедимся в том, что точка и ее образ находятся на одном и том же расстоянии от оси симмметрии».
Этап введения.
Задание 1.
Цель задания: познакомить учащихся симметрией на клетчатой бумаге.
«Поставь зеркало ребром на ось симметрии АВ, определи на расстоянии скольких клеток расположены точки симметричные точкам на чертеже».
Задание 2.
Цель задания: познакомить учащихся симметрией на клетчатой бумаге.
«Выдели цветным карандашом точки симметричные данным».
Этап закрепления.
Задание 1.
Цель задания: закрепить полученные знания по теме «Симметрия на клетчатой бумаге».
«Скопируй рисунок в тетрадь и изобрази фигуры симметричные данным»
Этап закрепления.
Задание 1.
Цель задания: закрепить знания, полученные по теме «Симметрия».
«Правильно ли проведены оси симметрии в каждой фигуре? (ромб 2 оси, круг 2 оси, треугольник 3 оси, квадрат 1 ось)».
Задание 2.
Цель задания: закрепить знания, полученные по теме «Симметрия».
«Перечерти в тетрадь фигуры и построй им симметричные».
В Приложениях 6-8 представлены
фрагменты уроков, составленные
основыаясь на исследуемых
Исследовав методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия» в начальном курсе математики, можно сделать вывод, что наиболее полно исследуемая тема охватывается при подаче материала ученикам, опираясь на программу В.Н. Рудницкой.
2.3. Эксперимент
На заключительном этапе мы провели эксперимент, который был построен классически и состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из цели задач и гипотезы исследования, первый констатирующий этап эксперимента направлен на определение уровня знаний и умений учащихся, в котором последовательно решались следующие задачи:
В констатирующем эксперименте участвовало два класса детей 7-8 лет МБОУ СОШ №17 г. Смоленска, по 20 детей в каждом классе.
Для выявления уровня знаний и умений учащихся на момент начала эксперимента нами была предложена контрольная работа.
В процессе проведения контрольной работы нами были выявлены следующие трудности:
При проведении контрольной работы (Приложение 4) были выявлены следующие результаты:
Класс |
Кол-во |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» | ||||
1а |
20 |
2 |
10% |
10 |
50% |
7 |
35% |
1 |
5% |
1б |
20 |
4 |
20% |
9 |
45% |
6 |
30% |
1 |
5% |
Таким образом, по результатам полученным в ходе контрольной работы, можно судить о том, из 20 детей 1 «А» класса - два имеют оценку отлично, 10 человек- хорошо, 7человек - удовлетворительно, и один ребенок - неудовлетворительно.
Результаты второй группы детей1б класса: отличную оценку имели 4 человека, оценку хорошо - 3 человека, удовлетворительную оценку - 6 человек и неудовлетворительно – 1 ребенок.
Полученные результаты отражены в диаграмме№1 и позволяют наглядно сравнить полученные результаты.
Согласно полученным данным учащиеся показали примерно одинаковый уровень знаний.
На 2 формирующем этапе, цель которого – установить влияние выдвинутых в гипотезе условий на формирование знаний и умений младших школьников по теме «Симметрия».
Для реализации поставленной цели, мы решили, руководствоваться программой В.Н. Рудницкой.
По согласованию с учителями один класс (1 «А») был определён, как экспериментальный, другой (1 «Б») - контрольный.
Проанализировав результаты контрольной работы, нами были подобраны и разработаны учебные задания, цель которых- совершенствовать умения детей:
В экспериментальной группе
занятия строились с учетом выделенных
дидактических условий, а именно,
использование элементов
Работа в экспериментальном классе проводилась систематически, а не фрагментально, как в контрольной группе. Учащимся предлагались задания требующие активного использования приёмов умственной деятельности и установление соответствия между предметной геометрической моделью и её изображением, а именно:
сложи их по прямой линии. Что ты наблюдаешь? Это симметричные фигуры. Прямая линия, по которой ты сложил фигуры – ось симметрии.
можно ли утверждать, что эти фигуры симметричные. Как можно это проверить? Сколько осей симметрии в каждой фигуре?
Для работы по теме урока использовалась так же и игровая подача материала.
Фрагмент урока по теме: Нахождение симметричных фигур в окружающей обстановке.
Игровая предыстория – дети выступают в роли космонавтов, летящих в космос на ракете.
-Наша ракета стремительно
движется в космическом
-Вот мы приземлились
на планету Симметрии. Какие
симметричные предметы вы
(Рисунок 1)
- Мы назвали много различных симметричных предметов и фигур, но есть такие фигуры, предметы, которые имеют не одну, а несколько осей симметрии.
-Итак, заглянем в свой бортовой журнал № 1-учебник, с.134, № 1
- С.135, № 3
–Такие же фигуры лежат у вас на партах, космонавты работают все вместе.
- Наша ракета очень
быстро движется в космическом
пространстве. Экипаж работает четко,
слажено. Сейчас предстоит
(Рисунок 2)
Это инопланетяне хотят уничтожить нас! Мы можем погибнуть! Приготовиться к бою! Нашим оружием будет зеркало! Чтобы победить двух самых могучих воинов галактики, обратимся к инструкции в бортовом журнале №1 (учебник)
Выполняется задание из учебника.
-Мы победили! Корабль инопланетян удаляется от нас. "
В ходе реализации предложенной
системы включения методов
На контрольном этапе нами была проведена контрольная работа №2 (Приложение 5), целью которой являлось сравнение уровня знаний учащихся с начальным этапом.
Данная работа содержит в себе такие задания, как:
В ходе контрольного эксперимента мы выявили, что использование наглядно- практического метода, способствовало положительному влиянию, развитию пространственных представлений, осмысленному восприятию геометрического курса, а также идёт развитие мышления, внимания, воображения у детей экспериментального класса. Дети контрольного класса по-прежнему испытывали трудности в освоении темы «Симметрия». Это можно наблюдать по полученным результатам.
Экспериментальная группа, которая занималась по предложенным нами условиям, показала более высокие результаты.
Класс |
Кол-во |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» | ||||
1а |
20 |
9 |
45% |
8 |
40% |
3 |
15% |
- |
- |
1б |
20 |
4 |
20% |
10 |
55% |
4 |
20% |
2 |
10% |