Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - определить условия, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективным.
Анализ состояния данной проблемы в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования: для наиболее эффективного усвоения темы «симметрия» в начальном курсе математики необходимо соблюдать следующие дидактические условия:
-использование наглядности;
-систематичность в изучении данной темы.
И, исходя из этого, определим задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения.
Выявить особенности изучения геометрического материала у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать методические подходы к изучению темы «Симметрия» по различным программам.
Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СИММЕТРИЯ»……………………………………………………….7
Симметрия как математическое понятие……………………….………..7
Наглядно-практический метод как педагогическое понятие………….11
Целесообразность использования наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия»…………………………………18
Выводы по главе………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..23
Методика Изучения темы «Симметрия» по программам: В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон……………………………23
Методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения симметрии в начальном курсе математики………………………………………………………………..34
Эксперимент………………………………………………………………45
Выводы по главе………………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
Это означает, что для построения параллельного переноса фигуры можно выбрать «опорные точки», перенести каждую из них в заданном направлении на одно и то же расстояние, а затем восстановить фигуру по полученным точкам.
Значит, для построения параллельного переноса фигуры можно переместить по заданному условию одну какую-нибудь точку, а затем, исходя из нее, восстановить и саму данную фигуру.
Таким образом, на этапе актуализации знаний требуется восстановить в памяти детей понятие равных фигур: две фигуры равны, если их можно совместить наложением.
В Приложении 1 представлены задания, направленные на изучении темы «симметрия» в соответствии с программой Л.Г. Петерсон.
При подаче материала данной темы учителю важно разъяснить учащимся, что в окружающей жизни симметрию можно наблюдать достаточно часто: симметрично расположены глаза и уши человека, дверцы стенного шкафа и т.д.
В соответствии с задачами урока 15 — 17 учащиеся должны выявить математические закономерности расположения симметричных фигур и в простейших случаях научиться их строить. Для проверки правильности построения используется калька.
Рассмотрев
данную программу, мы можем
сделать вывод, что тема «
Рассмотрим
программу, предлагаемой Н.Б.
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.
Цель
начального курса математики
Н.Б.Истоминой - обеспечить предметную
подготовку учащихся, достаточную
для продолжения
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и правил, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания.
Основным средством формирования универсальных учебных действий в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Эффективным методическим средством
для формирования универсальных
учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных, коммуникативных) является
включение в учебник заданий,
содержащих диалоги, рассуждения и
пояснения персонажей Миши и Маши.
Эти задания выполняют
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и бук-венные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Раздел «Геометрические фигуры» содержит материал по теме «Симметрия», который в соответствии с программой, изучается с 1 по 4 класс и определен следующими задачами:
1 класс
Познакомить с понятием «симметричные фигуры», «ось симметрии», добиться усвоения данных понятий и учить оперировать ими на практике. Формировать умение отличать симметричные фигуры от несимметричных.
2 класс
Повторение материала, пройденного в 1 классе с целью восстановления в памяти учащихся изученных понятий. Знакомство школьников с геометрическими фигурами (угол, прямоугольник, квадрат, окружность) и их свойствами.
3 класс
Познакомить учащихся со способом построения симметричных фигур относительно оси симметрии.
Научить выполнять построение геометрических фигур, симметричных данной относительно оси симметрии с помощью линейки, циркуля, угольника.
4 класс
Повторение знаний, умений, навыков о геометрических преобразованиях. Построение точки или фигуры, симметричной относительно данной прямой с помощью циркуля и угольника.
Реализация задач отражена в содержании программы:
- 1 класс. Симметричные фигуры (знакомство с понятием «симметричная фигура»). Доказательство симметричности фигур путём перегибания.
- 3 класс. Симметричные фигуры. Оси симметрии. Построение симметричных фигур относительно данной прямой с помощью линейки, циркуля, угольника.
Методы и приемы предусмотренные программой:
- Практический метод.
- Самостоятельная работа.
- Частично-поисковый метод, обсуждения различных способов деятельности.
Теме «Симметричные фигуры» в 1-ом классе отводится один час. Теме «Построение симметричных фигур» в 3-ем классе отводиться три часа.
В Приложении 2 представлены задания, направленные на изучении темы «симметрия» в соответствии с программой Н. Б. Истоминой.
Таким образом, мы видим, что на изучение темы «симметрия» в соответствии с программой Н.Б. Истоминой выделено 4 урока, что соответствует 4 академическим часам, но тема выделена к изучению на несколько периодов обучения школьников в начальной школе (1 и 3 класс).
Рассмотрим программу В.Н. Рудницкой.
Программа по математике В.Н. Рудницкой разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами
обучения являются создание
Особенность обучения
в начальной школе состоит
в том, что именно на данной
ступени у учащихся начинается
формирование элементов
Основу данного курса
составляют пять
В ходе исследования мы выяснили, что автор программы В.Н.. Рудницкая предусматривает большой объём геометрического материала по теме «Симметрия», задачами которого являются:
- 1 класс: познакомить с симметричными фигурами и осью симметрии; формировать умение показывать пары симметричных точек, предметов или их деталей; умение получать фигуру, симметричную данной, путем перегиба листа бумаги по оси симметрии; проверять перегибанием имеет ли данная фигура ось симметрии.
- 2 класс: повторение и закрепление знаний, умений, навыков по теме «Симметрия».
- 3 класс: научить с помощью линейки, циркуля и угольника строить фигуру, симметричную данной.
- 4 класс: научить строить граф - отношений симметричности; учить определять по графу обладает ли он данным отношением.
Содержание раздела геометрии в курсе программы по изучаемой теме распределяется следующим образом:
- 1 класс. - Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков, многоугольников. Приёмы построения фигуры, симметричной данной фигуре, имеющей 1 или несколько осей симметрии.
- 3 класс. - Симметрия на клетчатой бумаге. Построение фигуры, симметричной данной относительно оси симметрии.
- 4 класс. - Симметричность как свойство математических отношений.
В заданиях, предлагаемых программой В. Н. Рудницкой, используются следующие методы и приемы:
- практический метод построения симметричных пар;
- наглядно-практический;
- объяснительно-иллюстративный.
В Приложении 3 представлены задания, направленные на изучении темы «симметрия» в соответствии с программой В. Н. Рудницкой.
Таким образом, анализ заявленных программ по данной теме позволил сделать вывод о том, что по программам Н.Б. Истоминой и В.Н. Рудницкой тема «Симметрия» распределена во времени и по всем годам обучения, в отличие от программы Л.Г. Петерсон, где тема изучается только в 3-ем классе. Так, по программе Истоминой Н.Б. изучение данной темы предусмотрено в 1-м и 3-м классах, во 2-м и 4-м классе новых сведений по данному вопросу не дается, но материал, изученный в предыдущих классах, включается в темы учебников (2-й и 4-й классы) для повторения и закрепления, имеющихся ЗУНов по теме «Симметрия». В программе Рудницкой В.Н. только во 2-ом классе отсутствуют темы, непосредственно связанные с симметрией.