Симметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективным.
Анализ состояния данной проблемы в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования: для наиболее эффективного усвоения темы «симметрия» в начальном курсе математики необходимо соблюдать следующие дидактические условия:
-использование наглядности;
-систематичность в изучении данной темы.
И, исходя из этого, определим задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения.
Выявить особенности изучения геометрического материала у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать методические подходы к изучению темы «Симметрия» по различным программам.
Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СИММЕТРИЯ»……………………………………………………….7
Симметрия как математическое понятие……………………….………..7
Наглядно-практический метод как педагогическое понятие………….11
Целесообразность использования наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия»…………………………………18
Выводы по главе………………………………………………………….21

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..23
Методика Изучения темы «Симметрия» по программам: В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон……………………………23
Методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения симметрии в начальном курсе математики………………………………………………………………..34
Эксперимент………………………………………………………………45
Выводы по главе………………………………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МАРИНА.docx

— 232.46 Кб (Скачать файл)

 

 

В эксперименте 1а класса из 20 детей: 9 получили оценку- отлично,4 ребёнка получили оценку - хорошо и три - оценку удовлетворительно.

По итогам контрольной  работы  1гоб класса были получены следующие результаты: оценку отлично - 4 ребёнка, оценку  четыре -10детей, оценку три – 4ребёнка, оценку 2 – 2 ребенка. Полученные результаты отражены в диаграмме 2.   

 

 Диаграмма 2

 

Анализ результатов проверки контрольной работы на этапе закрепления  показал, что в контрольном классе дети на 10%  хуже усвоили тему осевая симметрия. Наиболее типичными являются следующие ошибки:

  1. Неправильно называют симметричные предметы, так как неправильно определяют ось симметрии;
  2. Не могут составить симметричную фигуру;
  3. Не усвоили, что фигура может иметь не одну ось симметрии, а несколько.

 

 

Диаграмма наглядно демонстрирует, что соблюдение выдвинутых в гипотезе дидактических условий способствует эффективности усвоения темы «Симметрия». Анализ результатов третьего этапа  эксперимента позволил сделать вывод  о том, что для обеспечения  прочного усвоения темы «Симметрия» важно не только своевременно создать у детей установку на запоминание, также нужна систематичность в изучении темы, использование наглядности, что способствует прочному и осознанному формированию ЗУ-Нов по данному вопросу. Кроме того, возможно (если учащиеся подготовлены к восприятию дополнительного материала) использовать методы, приемы программ, где данный материал дается в более глубокой форме.

 

    1. Выводы по главе

 

Изучив состояние проблемы в теории и практике обучения, можно говорить о потребности рассмотрения данного вопроса в начальной школе.

Нами было установлено, что использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий является оправданным, так как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия, способствуют успешному усвоению учебного материала.

Анализ заявленных программ по данной теме позволил сделать вывод  о том, что по программам Н.Б. Истоминой  и В.Н. Рудницкой тема «Симметрия» распределена во времени и по всем годам обучения, в отличие от программы Л.Г. Петерсон, где тема изучается только в 3-ем классе.

Все исследуемые  программы предусматривают знакомство учащихся со следующими понятиями: «симметричные фигуры», «ось симметрии», «фигуры, имеющие несколько осей симметрии». Эти понятия вводятся в 1-м классе по программам Истоминой Н.Б. и Рудницкой В.Н.. В 3-м классе и Н.Б.Истомина, и В.Н. Рудницкая вводят в программу тему «Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов». По программе Л.Г. Петерсон все названные понятия и темы включены в учебник для 3 класса.

В отличие от программы  Истоминой Н.Б. и Петерсон Л.Г., Рудницкая В.Н. в курсе «математика 1 класс» включает построение симметричных точек, отрезков, многоугольников практическим путем. В 3-м классе перед изучением темы «Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов» изучается тема «Симметрия на клетчатой бумаге». В 4-м классе данный материал выводится на качественно новый уровень изучения. Здесь изучается важнейшее свойство математических отношений - симметричность.

Исходя из этого, можно  заключить, что объем учебного материала  по трём программам не равнозначен. По программе Рудницкой В.Н. отведено большее количество часов данному  вопросу, чем в программах Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б. Качественное изучение данной темы также различаются. В курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия». Качественное изучение данной темы также различается. В курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенной  работы по теме исследования мы можем  сделать следующее заключение.

Наглядность в обучении младших школьников математике имеет первостепенное значение. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых  усвоение учебного материала находится  в существенной зависимости от применяемых  в процессе обучения наглядного пособия  и технических средств.

В ходе работы было установлено, что наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих  визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует  наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих  достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов  на такое применение наглядных методов  обучения, чтобы одновременно иметь  возможность развивать и абстрактное  мышление обучаемых. 

Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от практических. При использовании наглядно - практического  метода ученик  приобретает богатый  чувственный опыт, овладевает умением  его расширять и углублять, учить  воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и  явлений, использовать это богатство  чувственного опыта в своей разнообразной  практической и  умственной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий является оправданным, так как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия, способствуют успешному усвоению учебного материала.

Нами был проведен анализ различных методических подходов к  использованию наглядно-практического  метода в процессе изучения симметрии  в начальном курсе математики, который позволят нам сделать следующие выводы:

- все исследуемые программы  предусматривают знакомство учащихся  со следующими понятиями: «симметричные  фигуры», «ось симметрии», «фигуры,  имеющие несколько осей симметрии». Эти понятия вводятся в 1-м  классе по программам Истоминой Н.Б. и Рудницкой В.Н.. В 3-м классе и Н.Б.Истомина, и В.Н. Рудницкая вводят в программу тему «Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов». По программе Л.Г. Петерсон все названные понятия и темы включены в учебник для 3 класса.

- объем учебного материала по исследуемой нами теме «Симметрия» по трём программам не равнозначен. По программе Рудницкой В.Н. отведено большее количество часов данному вопросу, чем в программах Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б.

- качественное изучение исследуемой темы также различается - в курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия».

- наиболее оптимальной  для изучения исследуемой темы  нам представляется программа В.Н. Рудницкой, на основании которой и был проведен практический эксперимент по теме работы.

Анализ результатов эксперимента подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать вывод о том, что для обеспечения прочного усвоения темы «Симметрия» важно не только своевременно создать у детей установку на запоминание, также нужна систематичность в изучении темы, использование наглядности, что способствует прочному и осознанному формированию знаний, умений и навыков по данному вопросу. Кроме того, возможно (если учащиеся подготовлены к восприятию дополнительного материала) использовать методы, приемы программ, где данный материал дается в более глубокой форме.

По результатам проделанной работы мы вправе заключить, что нам удалось достичь основной цели данного исследования - экспериментально доказать действенность выделенных дидактических условий, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективно влиять на развитие пространственных представлений младших школьников, способствовать развитию их творческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Научная литература:

  1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. - М., 2003.
  2. Азевич, А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс.– М.: Школа-Пресс, 1998.
  3. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М., 2004.
  4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.
  5. Арнхейм, Р. Визуальное мышление: Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
  6. Бабанский Ю.К. Педагогика . - М, Просвещение, 2004.
  7. Баранов С.П. Принципы обучения. - М, 2005.
  8. Бахман, Ф. Построение геометрии на основе понятия симметрии / пер. с немец. Р.И. Пименова, под ред. И.М. Яглома, Ф. Бахман. – М., Наука, 1969.
  9. Беспалов, Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984.
  10. Болтянский, В.Г. Геометрия. – М., 1955.
  11. Вейль Г. Симметрия: перевод с англ. Б.В. Бирюкова и Ю.А. Данилова. Под ред. Б.А. Розенфельда / Г. Вейль. – М., Наука, 1968.
  12. Вульф Г.В. Симметрия и ее проявления в природе. - М., 1950.
  13. Выготс<span class="List_0020

Информация о работе Симметрия