Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования - определить условия, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективным.
Анализ состояния данной проблемы в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования: для наиболее эффективного усвоения темы «симметрия» в начальном курсе математики необходимо соблюдать следующие дидактические условия:
-использование наглядности;
-систематичность в изучении данной темы.
И, исходя из этого, определим задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения.
Выявить особенности изучения геометрического материала у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать методические подходы к изучению темы «Симметрия» по различным программам.
Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СИММЕТРИЯ»……………………………………………………….7
Симметрия как математическое понятие……………………….………..7
Наглядно-практический метод как педагогическое понятие………….11
Целесообразность использования наглядно-практического метода в процессе изучения темы «Симметрия»…………………………………18
Выводы по главе………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ..23
Методика Изучения темы «Симметрия» по программам: В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон……………………………23
Методические подходы к использованию наглядно-практического метода в процессе изучения симметрии в начальном курсе математики………………………………………………………………..34
Эксперимент………………………………………………………………45
Выводы по главе………………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
В эксперименте 1а класса из 20 детей: 9 получили оценку- отлично,4 ребёнка получили оценку - хорошо и три - оценку удовлетворительно.
По итогам контрольной работы 1гоб класса были получены следующие результаты: оценку отлично - 4 ребёнка, оценку четыре -10детей, оценку три – 4ребёнка, оценку 2 – 2 ребенка. Полученные результаты отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Анализ результатов проверки контрольной работы на этапе закрепления показал, что в контрольном классе дети на 10% хуже усвоили тему осевая симметрия. Наиболее типичными являются следующие ошибки:
Диаграмма наглядно демонстрирует,
что соблюдение выдвинутых в гипотезе
дидактических условий
Изучив состояние проблемы в теории и практике обучения, можно говорить о потребности рассмотрения данного вопроса в начальной школе.
Нами было установлено, что использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий является оправданным, так как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия, способствуют успешному усвоению учебного материала.
Анализ заявленных программ по данной теме позволил сделать вывод о том, что по программам Н.Б. Истоминой и В.Н. Рудницкой тема «Симметрия» распределена во времени и по всем годам обучения, в отличие от программы Л.Г. Петерсон, где тема изучается только в 3-ем классе.
Все исследуемые программы предусматривают знакомство учащихся со следующими понятиями: «симметричные фигуры», «ось симметрии», «фигуры, имеющие несколько осей симметрии». Эти понятия вводятся в 1-м классе по программам Истоминой Н.Б. и Рудницкой В.Н.. В 3-м классе и Н.Б.Истомина, и В.Н. Рудницкая вводят в программу тему «Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов». По программе Л.Г. Петерсон все названные понятия и темы включены в учебник для 3 класса.
В отличие от программы Истоминой Н.Б. и Петерсон Л.Г., Рудницкая В.Н. в курсе «математика 1 класс» включает построение симметричных точек, отрезков, многоугольников практическим путем. В 3-м классе перед изучением темы «Построение симметричных фигур с помощью чертежных инструментов» изучается тема «Симметрия на клетчатой бумаге». В 4-м классе данный материал выводится на качественно новый уровень изучения. Здесь изучается важнейшее свойство математических отношений - симметричность.
Исходя из этого, можно заключить, что объем учебного материала по трём программам не равнозначен. По программе Рудницкой В.Н. отведено большее количество часов данному вопросу, чем в программах Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б. Качественное изучение данной темы также различаются. В курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия». Качественное изучение данной темы также различается. В курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной работы по теме исследования мы можем сделать следующее заключение.
Наглядность в обучении младших школьников математике имеет первостепенное значение. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
В ходе работы было установлено,
что наглядные методы достаточно
важны для обучаемых, имеющих
визуальное восприятие действительности.
Современная дидактика требует
наиболее рациональных вариантов применения
средств наглядности, позволяющих
достичь большего образовательного
и воспитательного, а так же развивающего
эффекта. Она ориентирует педагогов
на такое применение наглядных методов
обучения, чтобы одновременно иметь
возможность развивать и
Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от практических. При использовании наглядно - практического метода ученик приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учить воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование наглядно – практического метода в процессе формирования понятий является оправданным, так как оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия, способствуют успешному усвоению учебного материала.
Нами был проведен анализ
различных методических подходов к
использованию наглядно-
- все исследуемые программы
предусматривают знакомство
- объем учебного материала по исследуемой нами теме «Симметрия» по трём программам не равнозначен. По программе Рудницкой В.Н. отведено большее количество часов данному вопросу, чем в программах Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б.
- качественное изучение исследуемой темы также различается - в курсе Рудницкой В.Н. даются более глубокие знания по теме «Симметрия».
- наиболее оптимальной для изучения исследуемой темы нам представляется программа В.Н. Рудницкой, на основании которой и был проведен практический эксперимент по теме работы.
Анализ результатов
По результатам проделанной работы мы вправе заключить, что нам удалось достичь основной цели данного исследования - экспериментально доказать действенность выделенных дидактических условий, при которых изучение симметрии в начальном курсе математики будет наиболее эффективно влиять на развитие пространственных представлений младших школьников, способствовать развитию их творческого потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная литература: