Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение  ……………………………………………………………………2

 

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5

1.1. Лингвистический аспект этимологической  работы на уроках русского  языка  ……………………………………………………………………...…5

1.2. Словарная работа на уроках  русского языка в младших классах  ….14

1.3. Методика применения этимологического  анализа на уроках русского  языка в младших классах  ………………………………………………….23

 

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников  ……………………………………………………...36

2.1. Констатирующий эксперимент  …………………………………….....36

2.2. Основные приемы в системе  уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников  …………………………………48

2.3.Контрольный эксперимент  ……………………………………….….…56

 

 Заключение  ………………………………………………………………....63

 

 Список литературы  …………………………………………...……………65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы, ими же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Следовательно, объем словаря, его разнообразие, готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение лексической работы, выделение ее основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря младшего школьника.

В условиях научного  прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. Умение школьников правильно использовать слова в своей речи во многом зависит от умения учителя правильно организовывать занятия по изучению новых слов. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические  процессы, которые обусловили происхождение слова. Осознав с помощью этимологического анализа, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Данное исследование посвящено методике проведения этимологического анализа на уроках русского языка.

Актуальность проблемы, её  практическая  значимость  обусловили  выбор объекта и предмета исследования.

           Объект исследования – процесс  формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.     

Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.     

          В соответствие с вышеизложенным  была определена  цель квалификационной работы – обосновать теоретически, разработать и апробировать систему упражнений, направленных на формирование грамотного письма на основе практического применения этимологического анализа.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. исследовать состояние орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с целью выявления типичных недостатков;
  3. определить объем теоретических знаний, без которых невозможно использовать этимологический анализ на уроках русского языка в младших классах;
  4. разработать систему упражнений, способствующих более эффективному запоминанию словарных слов на основе элементов этимологического анализа;
  5. экспериментально проверить эффективность предложенной системы упражнений.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
  • наблюдение за учебным процессом в школе;
  • собеседование с учащимися;
  • анализ письменных работ младших школьников;
  • обработка материалов диагностики;
  • экспериментальное исследование учащихся младших классов на базе разработанной методики;
  • статистико-математические методы обработки результатов экспериментального обучения.

             Практическая значимость работы  состоит в следующем: обобщен современный методический опыт работы со словарными словами; разработана система упражнений, направленных на эффективное формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста на основе этимологического анализа.

Представленные материалы могут быть использованы учителями начальной школы.   

    Квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной  литературы.  

 

Глава I.Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников.

1.1.Лингвистический аспект  этимологической работы на уроках русского языка.

      Словарный запас  человека характеризуется как  с количественной, так и с качественной  стороны. К моменту поступления  в школу (в 6—7 лет) ребёнок имеет  в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в средние классы словарь младшего школьника увеличивается до 7000—12000.

     Хватает ли младшему  школьнику того количества лексических  средств, которыми он располагает? С одной стороны, при поступлении  в школу он уже обладает  достаточным словарным запасом, который дает ему возможность овладевать всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. Ребенок, усваивая русский язык, получает в нем совершенное орудие общения и мышления.

     С другой стороны, к началу обучения в школе ребёнок испытывает активную нехватку лексических средств. Он является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать.

    Такое противоречие в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения и мышления. Он бессознательно овладевает языком (и его словарём) в пределах повседневных потребностей. С приходом ребёнка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. На этом этапе он осознаёт языковые средства, которыми овладел в дошкольный период.

    Однако часто той лексики, которую ребёнок слышит и которой  пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, мыслей, а при обучении в школе — для понимания изучаемого материала, так как в кругу семьи происходит лишь элементарное овладение языком. Ребёнок понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Это объясняется тем, что лексическая и грамматическая подсистемы языка ребёнка остаются не разработанными. Именно в этом направлении должен систематически работать учитель начальных классов, развивая речь младших школьников.

     Исследователи речи  младших школьников считают, что следствием несовершенства их словаря являются:

— частая повторяемость одних и тех же слов;

— неадекватность слова и понятия;

— неточность употребления слов в речи;

— неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста;

— неумение использовать тропы и другие изобразительные средства языка.

    Замечено, что бедная  лексика постоянно сочетается  с бедным синтаксисом. Бедность  словаря нередко мешает и успешной  работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

    Неадекватность слова  и понятия, неточность словоупотребления  в речи младшего школьника  объясняются иной, чем у взрослых, степенью овладения словом. «Слова ребёнка могут совпадать со словами взрослого в их предметной соотнесённости, но не совпадать в значении», — пишет Л.С. Выготский.

     Овладение словом  для ребёнка — это не пассивное, чисто механическое запоминание  значений слов и соотнесение их с существующими предметами, а активный, целенаправленный процесс.

     Этот процесс Л.С. Выготский представляет следующим  образом: в тот момент, когда ребёнок  впервые усвоил новое слово, связанное  с определённым значением, развитие  слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа, и только по мере своего развития ребёнок переходит от обобщения элементарного к всё более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. От первого знакомства с понятием до того момента, когда слово и понятие делаются собственностью ребёнка, в сознании ребёнка происходит сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся из смутного представления понимание нового слова, применение его ребёнком, и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.

      К началу обучения  в школе у ребёнка складывается  комплексное мышление, которое есть  уже связное мышление и объективное мышление. Ребёнок объединяет однородные предметы в общую группу по законам объективных связей, открываемых им в вещах. Ребёнок осознаёт не абстрактную и логическую, а конкретную и фактическую связь между отдельными элементами, входящими в состав комплекса.

     Л.С. Выготский считает, что механизм комплексного мышления со всеми присущими ему особенностями лежит в основе развития языка в целом. В доказательство он приводит историю русского слова « сутки». Первоначально оно означало шов, место соединения двух кусков ткани, нечто сотканное вместе. Затем оно стало обозначать всякий стык, угол в избе, место схождения двух стен. Далее в переносном смысле оно стало обозначать сумерки — место стыка дня и ночи, затем, уже, охватывая время от сумерек до сумерек или период времени, включающий утренние и вечерние сумерки, оно стало обозначать день и ночь, то есть сутки в настоящем смысле этого слова. Мы видим, таким образом, что такие разнородные явления, как шов, угол в избе, сумерки, сутки объединяются в историческом развитии этого слова в один комплекс по тому же самому образному признаку, по которому объединяет в комплекс различные предметы ребёнок. Обращаясь к этимологии, учёный доказывает, что в основе значений многих слов нашего языка лежит не логическая необходимость, а чисто образные конкретные комплексы, связи совершенно того же характера, какие мы имели возможность изучать в мышлении ребёнка. Выделяется какой-нибудь конкретный признак, по которому предмет получает своё наименование.

    Первичное слово в языке Л.С. Выготский называет «образом», «картиной», «маленьким повествованием» о понятии. Оно — именно художественное произведение. И поэтому оно имеет конкретный, комплексный характер и может обозначать одновременно несколько предметов, одинаково относимых к одному и тому же комплексу.[Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. - №3, с. 195.]

    Дальнейшее развитие  значений слов Л.С. Выготский представляет  следующим образом. В сознании  взрослого, как и в истории не «первичных» слов, комплексное название, выделенное по известному признаку, вступает в противоречие с понятием, которое оно обозначает, и в результате происходит борьба между понятием и образом, лежащим в основе слова. Образ стирается, забывается, вытесняется из сознания говорящего, связь между звуком и понятием как значением слова становится для нас уже непонятной.

     Поэтому акты мышления, совершаемые ребёнком с помощью  речи, не совпадают с операциями, производимыми в мышлении взрослого человека при произнесении того же слова. Значение одного и того же слова в понимании ребёнка и взрослого зачастую оказывается различным.

    Освоение ребёнком семантики  слова в современной науке  рассматривается как одна из  центральных проблем, теснейшим образом связанная с вопросом становления психического вообще. Процесс усвоения значения слова для каждого ребёнка в отношении каждой лексической единицы индивидуален. Усвоение значений слов в большой мере зависит от того, какие слова ребёнок слышит наиболее часто, какие из называемых предметов в наибольшей степени привлекают его внимание и становятся объектами исследовательской активности и практической деятельности.

Младший школьник может владеть лексическим значением того или иного слова в различной степени. Доказательством этого утверждения считаем следующие особенности понимания им значения слов:

— не знает значения данного слова, которое отсутствует в его словаре, но понимает его в контексте;

— употребляет слово в своей речи, но неточно понимает его значение и допускает разного рода ошибки в его употреблении (именно такие слова подвергаются в детском сознании активной этимологизации, что проявляется в неправильном толковании слова, в подгонке фонетического облика слова к тому значению, которым ребенок наделяет его);

— не помнит самого слова, но знает его значение, узнаёт его в тексте и правильно объясняет;

— правильно понимает слово, правильно употребляет его во фразе, но искажает его фонетический облик;

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников